Уголок главного редактора На главную
Последняя инстанция.

В России много говорят и пишут о законах, о праве, о соблюдении законности и правопорядка.
И это хорошо. Без этого жить просто нельзя. Потому что, соблюдение закона важно и для предпринимателя, и для наемного работника, для людей пожилых, для тех, кто оступился и находится в местах не столь отдаленных. Без соблюдения законов наша жизнь превратилась бы в хаос.
Да вот беда! Выполнять законы в России крайне невыгодно. Потому что сплошь и рядом творится полное беззаконие. Причем, в равной, если не в большей степени, законы нарушают наши чиновники. А их примеру следуют и рядовые граждане, замордованные бюрократическими проволочками. Правда, чиновники всегда стараются прикрыть свои дела некими высшими интересами. А все эти высшие интересы на поверку оказываются защитой шкурных интересов либо чиновников, любо их родственников. И даже когда человек обращается в суд, это отнюдь не гарантия того, что суд будет скорым и справедливым. Вот цифры. В 2007 году федеральными судами Московской области было рассмотрено 21 000 уголовных, более ста трех тысяч гражданских и пятнадцати тысяч дел об административных правонарушениях. Мировые судьи рассмотрели 61 500 уголовных дел и 141 000 гражданских. При этом качество приговоров при кассации составило 98, 7% по уголовным и 97, 3% по делам гражданским. А ведь за этими цифрами стоят судьбы тысяч и тысяч людей. Сломать судьбу человека легко, а вот снова восстановить его конституционные права, а то и просто получить извинение за неправедное осуждение, ой как трудно! В тоже время за 2007 год с нарушением установленного срока федеральными судьями Московской области было рассмотрено 1677 уголовных дел, что составляет 6, 8% от общего числа. Мировыми судьями рассмотрено с подобными нарушениями 6, 3% дел.
И куда может пойти человек, потерявший всякую надежду добиться справедливого рассмотрения дела? Люди пишут в газеты, обращаются к журналистам. Для многих из них — это последняя инстанция. Да вот беда, журналистская статья не является обязательной для рассмотрения нашими чиновниками. Они могут ее спокойно проигнорировать. Или начать судебное разбирательство с газетой, чтобы впредь неповадно было писать то, чего не следует.
«Рост авторитета судебной системы во многом зависит от качества интерпретации ее деятельности. — Именно так считает Председатель Верховного суда РФ В. Лебедев. — И здесь первоочередная роль отводится средствам массовой информации, спектр деятельности которых становится все шире. Нам необходимо вместе сформировать образы справедливого правосудия и профессионального судебного репортера.»
Сформировать образы — это не трудно. Труднее придать газетной публикации тот неоспоримый вес, когда ее выступление имело бы огромное влияние на весь правовой климат, и газетная статья была бы обязательной для рассмотрения всеми правоохранительными органами. Я считаю, крайне своевременным и нужным появившееся в прессе сообщение о том, что депутаты ГД РФ планируют обязать правоохранительные органы реагировать на журналистские расследования: проводить проверку опубликованных в них фактов и возбуждать уголовные дела.
Соответствующий законопроект в ближайшее время может быть внесен в Госдуму. Как заявил Председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, требование реагировать на публикации в СМИ должно превратиться в реальный рычаг борьбы общества с коррупционерами. «Сегодня закон не обязывает силовиков реагировать на публикации в СМИ, чем те часто и пользуются, — пояснил г-н Васильев. — Мы будем выступать за законодательное устранение этого пробела». В комитете Госдумы по безопасности пояснили, что в соответствии с предложениями МВД и прокуратуру обяжут учитывать только журналистские тексты и расследования, а рекламные и заказные материалы на это претендовать не должны. К тому же планируется обязать правоохранительные органы сообщать о результатах проверок не только начальству, но и главным редакторам изданий, в которых материал был опубликован.
Если этот закон будет принят, то это будет важный шаг к обузданию коррупции в нашем обществе, правильный шаг на пути к гражданскому обществу. Уверен, дышать станет легче.
Я думаю, что меня поддержат многие. И тогда в борьбу против коррупции включатся многие тысячи наших читателей, тех, кто не потерял веру в добро и справедливость.

Вопрос главному редактору