Уголок главного редактора На главную
Декабрьские колокола.

Над Россией, над всем православным миром звенят колокола в память новопреставленного Патриарха Всея Руси Алексия Второго.

Кончина Патриарха Русской Православной церкви Алексия Второго не может не отозваться болью в сердце каждого русского человека, считающего себя патриотом своего Отечества. Его жизнь и деятельность в качестве архипастыря — пример честного служения интересам своего народа, пример служения делу, мудрости и душевной щедрости.
Вспомним, что Алексий II занял Патриарший престол 10 июня 1990 года. Всего за два дня до того, как Съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете России. Это было очень не простое время как для страны, как для церкви, так и для каждого россиянина. Страна рушилась на глазах, и будущее было пугающе туманно. Практически сразу после избрания Алексия один из двух главных его соперников на выборах патриарха, митрополит Киевский и Галицкий Филарет начал раскольническую деятельность по отторжению Украинской православной церкви от Московского патриархата. В обществе царил разлад. В огромной стране согласно данным 1989 года, общее количество приходов на тот момент составляло 9 734, монастырей — 35, священников и диаконов — 8 100. И все это было далеко не в лучшем состоянии.
Прошло 18 лет, и, несмотря на все трудности, церковь вышла окрепшей из времени испытаний. К декабрю 2007 года в церкви насчитывалось 27 942 приходов (трехкратный рост), 732 действующих монастыря (более чем двадцатикратный рост!) и 29 841 священнослужителя (четырехкратный рост). Это уникальный случай в истории современной России. А Русская православная церковь сохранила все свои традиции и обряды, при этом продолжая шагать в ногу с достижениями современной цивилизации.
«Украинский» раскол остался в прошлом, а в этом произошло объединение Московской патриархии и РПЦЗ. Это пример того, как вера помогает зарубцевать старые раны, и сгладить до недавнего времени казавшиеся неразрешимыми противоречия. Неплохо бы знать, что в истории христианства было много расколов: католики с православными, католики с протестантами, протестанты между собой, старообрядцы и «никониане» и т. п. — и лишь одно воссоединение. Воссоединение двух русских церквей, произошедшее во время патриаршего служения Алексия и под его личным руководством.
Однако, главное, что требовалось от предстоятеля Русской православной церкви в период, когда резко сменившая социальный уклад страна мучительно нащупывала правила новой жизни, это постоянно находить правильные ответы на вопросы, связанные с отношениями Церкви и мирской жизни, Церкви и государства, Церкви и общества. У него это блистательно получалось. Первая проблема, с которой столкнулся Алексий II, состояла в том, чтобы определить, какими должны быть отношения Церкви и государства, отказавшегося от гонений на верующих.
Конечно, можно было объявить о том, что Церковь не интересуют мирские проблемы, и свести к минимуму любые контакты с государственной властью и государственными органами. Однако в этом случае Церковь была бы лишена тех возможностей, которые может предоставить ей государство. Например, права присутствовать в армии, тюрьмах и школах, трансляций Рождественских и Пасхальных богослужений по федеральным телеканалам.
Но ведь главная задача Церкви — донести свое слово как можно большему количеству человек. Поэтому как глава Церкви патриарх был просто обязан поддерживать с государственной властью тот уровень отношений, который позволяет Церкви использовать государственные мощности для своих целей. С другой стороны, можно было бы, напротив, сорваться в политику и разрешить священнослужителям заниматься политической деятельностью. Вместо этого Собор 1994 года констатировал «недопустимость для священнослужителей участия в качестве кандидатов в депутаты в выборах любых органов представительной власти в каких бы то ни было странах, как на общегосударственном, так и на местном уровне». Было также признано крайне нежелательным «членство клириков в политических партиях, союзах, блоках и подобных им организациях, особенно в ведущих предвыборную борьбу». Под предстоятельством Алексия II Русская православная церковь смогла устоять перед всеми этими соблазнами, став при этом одной из самых влиятельных общественных сил.
Однако и это ведь еще не все. Не менее трудно было сохранить чистоту самой веры.
Русская православная церковь сохранила все свои традиции и обряды, при этом продолжая шагать в ногу с достижениями современности. Тысячелетние каноны остались прежними, однако Церковь не превратилась в засохшую и архаичную структуру, активно работая с молодежью. Можно вспомнить недавнее высказывание патриарха о том, что неправильно запрещать женщинам приходить в храмы в брюках или «православные рок-концерты». Ну а высказывания Патриархии по различным историческим вопросам уже давно стали эталоном спокойного и взвешенного подхода к самым непростым периодам нашей недавней истории.
За последние сто лет наша страна пережила величайшую духовную катастрофу, впереди предстоит трудная и непростая работа для все нас в деле духовного возрождения народа. Однако история распорядилась так, что у истоков ее стоял человек воистину русский и душой и телом. И начало этого возрождения отныне и навсегда будет связано с именем пятнадцатого Патриарха Московского и Всея Руси, Алексия II.
Царствие ему Небесное.

Вопрос главному редактору