№1 от 22 сентября 2008 На главную
«Гжель»: под защитой государства.

— Виктор Михайлович! Народные промыслы это та золотая нить, которая связывает поколения русского народа в единое целое. Как случилось, что вы связали свою жизнь с искусством керамики?
— Так сложилась моя жизнь. Я получил в свое время распределение на подмосковный завод «Электроизолятор». А в 1969 году меня направили главным инженером на гончарный завод. Здесь и состоялось мое знакомство с основами керамического дела. Наверное, это тот счастливый случай, который выпал мне. Я душой понял, что это древний промысел не просто производство, каких много, а это нечто гораздо большее, то что исходит из самой глубины русского народа. И я сердцем прикипел к этому ремеслу. И когда меня назначили директором, я понял: это моя судьба, мой крест нести эстафету дальнейшего развития керамического и майоликового искусства в России. Я видел свою задачу в том, чтобы создать условия для эффективной работы всех звеньев в цепи народного художественного промысла.

— Вы в душе художник?
— Гончарное производство — это древнее и в то же время всегда современное искусство, требующее постоянного совершенства и мастерства. Глина — это тот материал, который близок к человеку, который пластичен и требует напряжения фантазии и приложения человеческих рук. Но он требует и таланта мастера. Да, я пробовал «гончарить». Должен сказать, непростое это дело, расписывать и доводить до совершенства искусство росписи и отделки. Я овладел навыками керамического дела, чтобы проникнуть в смысл, понять суть керамического промысла. Наверное, мне это удалось. Могу сказать: «Искусство керамики помогло мне многое понять в этой жизни. Ведь мастера, создающие художественные изделия выходцы из самой гущи народа, они истинные патриоты России, они, если хотите, душа и руки Отечества. Я горд, что судьба свела меня с этими удивительными людьми».

— С чего начинал руководитель Логинов?
— Моя задача была конкретной и ясной, — предприятие должно было выпускать много качественных художественных изделий. А для этого необходимо было создать достойную материально–техническую базу, механизировать вспомогательные процессы. Вот этим я и занимался — работал вдохновенно, чтобы облегчить труд женщин, которые стояли на росписи, мужчин, которые работали на изготовлении художественных изделий. Я и мои товарищи, единомышленники были просто обязаны улучшить условия труда и условия жизни, обеспечить достойную зарплату. А для этого нужно было совершить прорыв в технологии и организации производства высокохудожественных керамических изделий. Нас объединяла высокая цель, сверхзадача: прославить русское национальное прикладное искусство.

— Каковы особенности гжельского стиля керамики?
— Название промысла «Гжель» произошло от слова «жечь». В Гжели издревле практически все жители делали майоликовую и фаянсовую посуду и изразцы. Причем промысел был официально признан как производитель керамической посуды высочайшего качества еще в 17 веке. Если обратиться к арсеналу технологических возможностей, которые были исстари в Гжели, всего не перечесть: гончарная , майоликовая, фаянсовая, художественный фарфор, техническая и строительная керамика… Существует гамма цветов в изготовлении фарфора: розовый, малахит, пурпур классический сине — белые цвета — все это различные направления, отдельные виды художественных промыслов. Что такое «!народный промысел Гжель»? это целый мир, огромнейший пласт русской национальной культуры, общенародное достояние, сбережение вековых традиций. Сложился уникальный комплекс, получивший такое звучное название. Это прежде всего местность, где живут коренные жители, и в том укладе и с той духовностью, которая была издревле историческим местом с использованием местных сырьевых ресурсов — глин, песков, древесины… Уберите одну из составляющих этого промысла, и исчезнет сама художественная ценность «ГЖЕЛИ». Это понимали все и всегда. Обратимся к истории... при все царях и правительствах, начиная с Ивана Калиты, то есть с 1339 года Гжельская местность была под защитой государства и являлась охранной территорией поставщиков царевой посуды. Это было не просто почетно. Изделия гжельских мастеров становились визитной карточкой государства Российского, а это требовало от изготовителей высочайшего мастерства, изысканного художественного вкуса постоянного совершенства. Гжельцы всегда жили зажиточно, они не были крепостными, были всегда свободны и не облагались налогами. За семьсот лет своего существования гжельские мастера на основе традиций и достижений предшествующих поколений, сумели создать свой, неповторимый художественный стиль, свою особенную технологию производства и декорирования, который невозможно воспроизвести в иных условиях, без утраты художественной и эстетической ценности изделия. Ценность Гжельской керамики заключается в том, что она должна быть произведена только в месте традиционного обитания, только с использованием традиционных технологий и сырья.
Народный промысел — это одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий, хозяйственного или художественного назначения. Осуществлять ее необходимо на основе коллективного освоения и преемственности развития народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и механизированного труда и мастеров народных художественных промыслов.
А проще говоря, «ГЖЕЛЬ» это душа русского народа воплощенного в керамику.
В настоящее время в ЗАО «Объедение Гжель» это сложный художественно–производственный комплекс, аналогов которому трудно найти как в России, так и за рубежом. В него входят гончарный, майоликовый, фарфоровый промыслы с его многоцветием, парково–монументальный. В местности присутствуют керамический и фаянсовый промысел. В селе Речицы – Гжельский художественно–экспериментальный завод.
«Гжель» — достояние народа — НХП «ГЖЕЛЬ» это — прежде всего люди, посвятившие себя этому исскуству. Они наследники вековых традиций народного духа, заключенного в художественной керамике. На их плечах и держится народный художественный промысел «Гжель», где сегодня трудятся лучшие мастера художественной росписи в России. Они пришли работать 25—30 лет назад и выросли в профессионалов, способных производить высочайшие художественные изделия. Это художники, глубоко понявшие и прочувствовавшие глубину народных традиций, применяющие не только народные приемы синей кобальтовой росписи и майолики, но и внесшие в творческий процесс свой авторский стиль, индивидуальность, своё «я». Работы наших лучших мастеров носят действительно эксклюзивный характер (роспись делается вручную), а стало быть являются произведениями искусства и представлены в лучших музеях мира: в Эрмитаже, Русском музее, государственном Историческом музее, Музее народного искусства. Работы гжельских авторов признаны высокохудожественными и приносят валюту в государственный бюджет, а также традиционно входят в Подарочный фонд Президента и Правительства РФ.

— Вы пришли на завод более сорока лет назад. Что вы увидели?
— Представьте себе 2-х этажный цех двенадцатиметровой ширины и длиной более шестидесяти метров в длину. На первом этаже стола одноканальная обжиговая печка, вокруг которой и кипела жизнь: работали гончары, там же был и холодный цех подготовки глиняной массы. Здесь же отогревали глину. Полы земляные, окна завешены тряпками, двери сделаны из теса и обшиты тканью. Условия были тяжелые. Чего греха таить: гончары пятнадцать дней работали, а неделю гуляли после получки. Началась война мужчины ушли на фронт, многие не вернулись, отдав свою жизнь за Родину. Те, кому посчастливилось остаться живым, вернулся в Гжель к своей древней и прекрасной профессии — нести людям радость, дарить красоту керамики. Для этого копали землянки, ставили печку, чан для глины, устанавливали гончарный круг, который крутили ногами — электричества не было. Сушили готовые изделия там же, над печкой. Условия работы были ужасными: влажность, пот, грязь. Потом эти изделия носили в горн, обжигали, сортировали, затем на лошадях зимой на санях, а летом на телеге вытаскивали на магистральную дорогу, перегружали на машину и развозили по рынкам.
Прошли годы: вместо дров стали обжигать мазутом. А это копоть, сажа, дым.
А когда перешли на электричество, условия труда, можно сказать, стали идеальными: и вода горячая на обогреве, и бытовки с раздевалками, а затем и настоящий гончарный цех запустили. Произошло это в 1975 году, а с 1983 года стали применять газ.

Генеральный директор ЗАО НХП «ГЖЕЛЬ», Председатель Союза организаций традиционных художественных промыслов России, Герой Социалистического труда, лауреат Государственных премий СССР и России, Логинов Виктор Михайлович.
Родился в поселке Шипилинск Ширинского района Красноярского края 15 февраля 1938 г.
В 1957 году был призван в ВМФ СССР на Тихоокеанский флот.
В 1958 году поступил в Высшее военно-морское училище имени Макарова. Московский ордена Ленина энергетический институт.
В 1960 году мобилизовался из рядов военно-морского флота.
Окончил Московский ордена Ленина энергетический институт.
С 1966 года главный энергетик завода «Электроизолятор», затем главный инженер Гжельского гончарного завода.
С 1972 года главный инженер производственного объединения « Гжель».
С 1976 генеральный директор производственного объединения «Гжель».
Награжден орденами Ленина, «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени».
Доктор педагогических наук; Заслуженный работник культуры РФ, Академик международной Академии керамики и информатизации, Лауреат государственных премий СССР и России.
Женат, трое детей, пять внуков.

— В чем принципиальное отличие современного промысла «Гжель» от предшествующих?
— С 1929 года народно–художественные промыслы «Гжель» существовали в форме артелей, в 1955 они получили статус заводов. Это дало возможности провести специализацию промыслов, что в свою очередь привело к увеличению объемов, улучшению качества продукции, изменились в лучшую сторону условия труда. Хочу подчеркнуть, что государство оказывало достаточно мощную поддержку развитию художественных промыслов, возведя ее в роль государственной политики, видя в них национальное достояние. Еще в 1975 году было принято Постановление Правительства РСФСР «О развитии народно–художественных промыслов», которое служит образцом мудрого государственного подхода к развитию народного творчества, учета интересов государства и общества. В правительстве этот вопрос курировал Заместитель Председателя Правительства, существовал Главк. При министерстве местной промышленности существовали управления художественных промыслов в регионах, и что важно — научно–исследовательский институт, который оказывал действенной влияние на становление народных промыслов в России. Поэтому, используя поддержку государства, мы сумели реализовать следующий этап в развитии народных промыслов «Гжель» — довести технологию существующих производств до уровня мировых достижений в отрасли производства художественной керамики и фарфора. А для этого пришлось предварительно познакомится с технологией производства стран Европы и Азии.
Программа реализовалась достаточно успешно: строительство велось за счет бюджета Московской области. В реализации программы строительства принимали участие управление облисполкома, руководил которым В. П. Зверев и конструкторское бюро под руководством А. И. Журавлева. Проектирование и строительство шло одновременно. Курировал проект Зампред Облисполкома В. П. Прохоров. Благодаря объединенным усилиям большого числа организаций, поддержке, которую оказывали органы государственной власти завод производственного объединения «Гжель» был запущен в 1983 году. Не была забыта и социальная сфера. Для работников предприятия был построен детский сад, пять 60–десяти квартирных дома. Создавалась учебная база для подготовки кадров завода. Открылся Гжельский силикатно-керамический техникум. Новое жилье, стабильность и уверенность в завтрашнем дне — все это воодушевляло наших работников, способствовало эффективному труду. Это было время расцвета и патриотизма. В эти годы был уже накоплен художественный потенциал промысла, появились новые технологии, а возможности увеличения производственных площадей предопределили развитие традиционного фарфорового искусства. На производство пришли молодые талантливые выпускники Абрамцевского художественного училища. В 1980 году мы открыли свое отделение русской керамики в техникуме, а с 2002 года будущие художники проходят обучение уже в нашем Гжельском государственном художественно-промышленном институте, реорганизованном из колледжа. При завершении строительства стало возможным воплотить в материале замыслы художников. Удалось воплотить в жизнь, многое из того, что раньше было недоступно из-за несовершенства технологии.
Высокохудожественные изделия стали выпускаться массово, и стали доступны для массового потребителя. Люди по достоинству оценили талант и умение наших мастеров. художественные изделия с маркой «Гжель» были признаны во всем мире образцом народного творчества. И все же спрос на нашу продукцию опережал предложения. Был достигнут высочайший подъем развития народно прикладного искусства. Наши изделия расходились по всему миру, при поддержке посольств и торгпредств организовывались выставки... К нам приезжали гости из многих стран мира. На предприятии сложились дружественные связи со студенчеством Болгарии, Чехословакии, Америки, Кореи. Народный промысел работал на авторитет государства, раскрывая перед всем миром великие достоинства русской культуры.
Духовность и нравственность, востребованность — все это придавало нашему коллективу желание творить, работать ради настоящего и будущего Родины. У нас не было проблем с реализацией художественных изделий, распределение шло централизованно в соответствии с фондами. Только в 1988 году получили разрешение продавать изделия непосредственно на заводе. Была у нас строительная будка размером пять метров на восемь...
Это был первый фирменный магазин, носивший звонкое имя — «Гжель». В это время в центральной газете «Труд» была помещена моя проблемная статья «Развяжите мне руки», в которой я попытался с позиции руководителя рассказать о проблемах, стоящих перед нашим коллективом: о самостоятельности производственно–хозяйственной деятельности торговле, о ценообразовании, о необходимости использования прибыли на развитие и приобретение промышленного оборудования. Это могло дать новый импульс в развитии предприятия.

— А что получилось в реальности?
— С точностью наоборот. Потом наступили 90-е годы, годы. Все рушилось, закрывались промышленные предприятия, в том числе и в нашей отрасли, где выпускался технический фарфор. Людям нужно было выживать. Единственное предприятие, которое процветало и у которого были живые деньги — это объединение «Гжель». А произошло следующее: с одной стороны непрофильные заводы стали потихоньку выпускать «псевдогжель», а с другой стороны, изделия с маркой «Гжель» стали изготовлять кустарно даже в гаражах, производственных котельных. Воровали сырье, материалы, перекупали работников — наших мастеров. Оно и понятно, бренд «Гжели» к тому времени был широко известен, а ниша не заполнена: априори невозможно насытить рынок подлинными произведениями искусства. Незаконная нажива способствовала тому, что эти некачественные изделия продавались вдоль дорог, в киосках и на вокзалах. Не платились налоги. Постепенно эти цеха «располнели», ради сиюминутной прибыли было забыто все, что составляет саму суть народного творчества. Были преданы забвению и вековые традиции, и высокое мастерство, интересы отчего края. Самым бессовестным образом без заключения каких либо договоров и соглашений эти «новоявленные мастера» использовали рекламу «Гжели», вели передел рынка, вытесняя с рынка качественную художественную продукцию. Экономический и правовой беспредел с благословления и при попустительстве отдельных чиновников, порой перерастал в криминальный. В народные промыслы пошли бандитские крыши. Естественно, это вело к деградации промыслов, потери завоеванных позиций, падение интереса у покупателей. Мы пытались с этим бороться, и кое–что нам удалось добиться. Одна- ко на сегодняшний день, число предприятий, выпускающих продукцию под нашей маркой перевалило за сотню. Заявляю с полной ответственностью: «Девять из десяти изделий, выпущенных под нашей маркой, таковой не являются!»
К сожалению, государство растеряло накопленный опыт управления перспективной отраслью, и это сказалось практически на всем, что связано с народными промыслами. Сегодня, положение дел меняется крайне медленно, хотя обстоятельства требуют энергичных и решительных действий всех звеньев власти. В последние годы приняты законодательные акты, которые должны были способствовать исправлению дел в отрасли, но как это бывает, принятие закона свелось к формальному его исполнению, а в отдельных случаях и настоящему саботажу. В преддверии вступления страны в ВТО такое положение не может быть терпимым. Один из сложнейших вопросов, которые губят народные промыслы — это положение с соблюдением авторских прав по интеллектуальной собственности. Казалось бы, сегодня существует законодательная база, в Правительстве России есть понимание остроты существующей проблемы. Однако сегодня на грань вымирания поставлены редкие самобытные народные промыслы. Это Палех, Федоскино, Жостово, Ростовская финифть, Хохлома. В это число может войти и Гжель. Ежегодно уничтожается 15—20 предприятий народных промыслов. Прекратил свое существование Научно-исследовательский институт художественной промышленности Российской Федерации. Уничтожается и природно-сырьевая база народных промыслов, грубо нарушается земельное законодательство, что ведет к распродаже земель традиционного бытования народных промыслов. Даже самые современные технологии и сверхприбыли не заменят самого понятия народно-художественного промысла, в основе которого лежит приверженность к родной земле и отчему дому. Мне, отдавшему лучшие годы жизни Гжельскому промыслу горько сознавать, что сегодня идет настоящее уничтожение некогда уникального русского промысла, составлявший гордость и славу русской национальной культуры. Я и мои единомышленники твердо уверены в том, что если будут уничтожены традиции народных промыслов, то народному сознанию будет нанесен непоправимый ущерб, который нельзя измерить никакими денежным эквивалентом. Прервется связь времен, сотрется пласт русской национальной культуры. Этот процесс идет с середины 90-х годов. Сегодня теневой оборот по самым скромным оценкам в этой отрасли достигает 250 миллионов евро в год. Всемирно известная марка «Гжель» сегодня становится объектом посягательств со стороны недобросовестных предпринимателей и чиновников, стремящихся методом рейдерства установить контроль над художественным промыслом. Экономике и главное культуре Великой России наносится невосполнимый урон.

— И все же, десяти новообразованным предприятиям в области, использующим марку «Гжель» придан статус народно-художественных промыслов.
— Это и есть преступление перед русской народной культурой и будущим нашей России. У каждой страны есть свой, национальный брэнд, который олицетворяют ее культурную и экономическую мощь. Любая подмена ведет к размыванию и самого понятия «ГЖЕЛЬ». Если предприниматель хочет выпускать продукцию под признанной в мире маркой, он должен соблюдать все тонкости технологии, использовать сырье, и выпускать продукцию с учетом традиций и под контролем НХП «Гжель». Это мировая практика, и если хотите, базовый фундамент экономики будущего. Идет откровенно преступная дискредитация марки «Гжель», и в результате начались проблемы с рынками сбыта уже и поддельной продукции. Это закономерный результат нецивилизованного отношения к законам и правилам рынка. Настоящая продукция «Гжель» не может сравниться по цене с поддельной. Мы не можем работать в ущерб качества, нарушая традиции и технологию.

— И все же, каким будет будущее НХП «Гжель»?
— Я думаю, что не за горами то время, когда возобладает здравый смысл и закон, и все проблемы, о которых я говорил, будут решены на государственном уровне. И государство возьмет под свою защиту и покровительство народно художественные промыслы. Ведь это часть нашей истории и наше будущее. Гжель — это единственное и уникальное место на планете, его нужно беречь и охранять, хранить традиции мастеров перед трудом которых я преклоняюсь. Коллектив предприятия это творец, совместным трудом в непростых условиях хранивший верность Отечеству, традиции предков, и работающий ради будущего. Никто не отнимет у него мировую славу, славу созданную талантами и смекалкой тысяч и тысяч людей. В борьбе с теми, кто уничтожает славу «Гжели» мы ощущаем и продержку председателя правительства РФ В. Путина, который неоднократно высказывал озабоченность тем, что нарушение законодательства в области соблюдения прав интеллектуальной собственности есть прямая угроза национальной и культурной безопасности России. Прежде всего, нужно защитить земли Гжели от бездумной распродажи, и использовать ее строго по назначению. В отдаленной перспективе гжель может стать отдельным муниципальным образованием, со статусом заповедной территории, включенной в список культурного наследия России. Такое образование, проект которого уже готов, могло бы стать Международным туристическим и культурным Центром, который смог бы принять сотни тысяч туристов и исследователей со всего света.

— Виктор Михайлович! Вы с полным правом можете считаться патриархом народных промыслов «Гжель». От вашего слова зависит многое в настроении мастеров вашего предприятия, тех кому дороги народная культура и искусство, у кого русская душа и кто верит в силу русского народа.
– Народно–художественные промыслы «Гжель» были и останутся поистине народными. И пока будут жить люди, патриоты России, они будут создавать настоящее чудо из керамики, в которой и будет храниться вечно мечта о прекрасном будущем, любовь к своей родине, память о своих предках.
И преклоняюсь перед своим коллективом, верю в его силы и думаю, что все наши мечты и планы сбудутся.
Красота и мудрость народа возродит Россию!

Беседовал С. Александров

Проголосовать за эту статью: