№1 от 22 сентября 2008 На главную
Игорь Чистюхин: «Развитие местного самоуправления должно стать национальным проектом»

Ежегодно Общественная палата готовит доклад «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации». Подготовлен такой доклад и по итогам 2007 года. Мы попросили Депутата Cовета депутатов городского поселения Раменское, прокомментировать ту часть доклада, которая оценивает сегодняшний этап развития местного самоуправления.
«Знакомясь с материалами, Комиссия по местному самоуправлению Общественной палаты РФ, — сказал нам в беседе Игорь Васильевич, — приходишь к выводу, что комиссия тщательно изучила положение дел в поселениях всех размерных рангов, что дает право сделать ряд объективных выводов. Члены палаты установили, что реализация приоритетных национальных проектов привела на местах к заметным улучшениям в области образования и здравоохранения. К сожалению, даже на фоне этих улучшений, констатирует Комиссия, есть все основания утверждать, что за последний год положение дел с местным самоуправлением в стране в целом существенно ухудшилось.
Авторы доклада в очень лаконичной форме суммировали все выводы и предложения членов Комиссии по местному самоуправлению Общественной палаты, поэтому правильнее было бы просто воспроизвести ту часть доклада, которая касается вопросов местного самоуправления. Вот только некоторые выдержки из этого доклада.
«Во-первых, практически повсеместно наблюдается тенденция к подавлению способности местного самоуправления самостоятельно решать вопросы местного значения со стороны региональной и районной властей». Поэтому «муниципальные образования до сих пор не заинтересованы в укреплении своей финансовой самостоятельности, а следовательно, и своей способности к развитию».
«Во-вторых, еще далеко не везде власти регионов считают муниципальные образования своими партнерами при разработке стратегий социально-экономического развития». Такая ситуация особенно характерна при взаимодействии районных властей с городскими и сельскими поселениями.
«Необходимо радикально изменить принцип налогообложения», — крайне необходимая мера, причем налоговая база муниципалитетов должна быть прямо пропорциональна переданным полномочиям.
«Крупнейшие города и, прежде всего, региональные столицы с большим или меньшим успехом компенсируют потери бюджета за счет внебюджетных источников, однако два обстоятельства грозят им резким ослаблением.
Если не сохранить за муниципальными образованиями право владеть муниципальной собственностью как источником доходов от аренды, если ввести практику отрицательных трансфертов, как это предполагается с 2009 года, развитие крупных городов прекратится».
«Это не только нанесет удар по основным источникам ВВП, какими являются крупные города, но и отнимет у них возможность вложения средств в развитие окружающих территорий». «Однако острее всего эта проблема стоит в малых городах, имеющих теперь статус городских поселений, и на селе. В таких поселениях удается собрать не более половины земельного налога, собирание которого осложнено трудностями корректировки налогооблагаемой базы.
К тому же, в ряде случаев до половины и более земель, номинально включенных в поселение, находится в федеральном владении и освобождено от уплаты земельного налога — без компенсации поселениям потери доходов».

Что касается налога на имущество физических лиц, то в докладе отмечается низкий уровень налогооблагаемой базы, занижена оценка объектов налогообложения, более половины владельцев подпадает под льготы, установленные ст.4 Закона РФ № 2003—1 «О налогах на имущество физических лиц». К тому же, налоги муниципальных образований администрируются не ими, а территориальными налоговыми органами, которые, как показывает практика, не заинтересованы в их эффективной собираемости. Низкий уровень официальной заработной платы, существенно ограничивает ресурсы отчислений от налога на доходы физических лиц. Даже если бы все налоги, собираемые в поселениях, оставались в их распоряжении, в большинстве случаев это не покрыло бы и четверти необходимых расходов бюджета.
Какой из всего этого напрашивается вывод?
Я думаю, что совокупный опыт, накопленный муниципальными образованиями, позволяет со всей определенностью настаивать на ряде действий, необходимых для того, чтобы выправить положение дел с местным самоуправлением и реализовать его потенциал на пользу Раменскому району и родному Подмосковью. Я считаю, что политика государственной власти должна быть нацелена, прежде всего, на обеспечение самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов, находящихся в их ведении. А также на повышение заинтересованности органов местного самоуправления в развитии доходной базы местных бюджетов и на мобилизацию в местный бюджет всех потенциальных доходов, которые они способны получить со своей территории. Развитие местного самоуправления должно стать национальным проектом. В сильном, а главное самостоятельном и самодостаточном местном самоуправлении я вижу огромный потенциал для развития не только района и Подмосковья, но и Государства в целом.
По моему мнению, реализация такой политики предполагает следующее:
— Изменение Налогового кодекса, с тем чтобы в бюджет муниципальных образований поступал вмененный налог, иные формы налогообложения малого и среднего бизнеса, доля налога на прибыль предприятий, установленная на основе трехстороннего соглашения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями бизнеса, согласованная часть дорожного налога и акцизов, других налогов. Лишь обеспечив необходимыми налоговыми поступлениями можно требовать с муниципалитетов эффективного исполнения своих полномочий.
Необходимо устранить законодательные лазейки, позволяющие региональным и районным властям сдерживать развитие местного самоуправления, ограничивая самостоятельность городских и сельских поселений. Неизбежные значительные расходы на укрепление системы МСУ в России надлежит считать не просто затратами и не государственной благотворительностью, но и жизненно необходимой инвестицией.
Я и мои коллеги уверены, что повышение качества жизни в крупных, средних и малых городах, в селах должно стать первоочередным национальным проектом, без осуществления которого реализация всех иных национальных проектов не даст ожидаемых результатов. При этом все местные власти должны самостоятельно, без вмешательства властей административных районов, решать местные вопросы, в случае объективной недостаточности налоговой базы получая субсидии на основе утвержденного регионального стандарта услуг по бюджетным обязательствам.
Задача государственной власти — оказание максимальной поддержки муниципальным образованиям, сложившимся и доказавшим свою эффективность, равно как и новообразуемым. Настала пора на основании поправок в Земельный и Градостроительный кодексы, на основании 131 Закона безвозмездно передать муниципальным образованиям земли, необходимые для их развития, муниципальную собственность для реализации переданных полномочий. Массив земель, выведенных из-под налогообложения в пользу Министерства обороны, подразделений РАО ЕЭС, РАО Газпром, ОАО РЖД, должен быть вовлечен в общий процесс налогообложения, с соответствующей компенсацией из федерального бюджета тем поселениям, на территории которых расположены объекты этих структур.
Уже сегодня необходимо усовершенствовать законодательство, регулирующее ответственность потенциальных плательщиков местных налогов, предусматривая возможность принудительного изъятия земли и недвижимого имущества в случае неуплаты собственником местных налогов.
Я считаю, что государство должно законодательно привлечь к администрированию местных налогов на ряду с налоговыми органами и органы местного самоуправления.
И, кроме того, необходимо законодательно восстановить право муниципальных образований обладать имуществом сверх необходимого, для выполнения закрепленных полномочий, для сдачи его в коммерческую и льготную аренду.
С точки зрения развития эффективности работы органов местного самоуправления, крайне необходимо, внеся изменение в Градостроительный кодекс и инструктивные документы Министерства регионального развития, обеспечить обязательность участия муниципальных образований и муниципальных общественных организаций в разработке региональных стратегий социально-экономического развития и схем территориального планирования.
Необходимо усилить работу по распространению эффективного опыта отдельных поселений по формированию межбюджетных отношений, по весомому поощрению муниципальных образований, достигших наивысших результатов в формировании внебюджетной базы доходов.
Важно законодательно закрепить конкретное участие муниципалитетов в реализации национальных проектов и федеральных целевых программ. Мой многолетний опыт депутата, изучение состояния дел в регионе убеждает меня в том, что попытка обойтись одной моделью организации местного самоуправления без учета географических, социально-экономических и этнокультурных условий территории себя не оправдывает. Необходимо предоставить региональной власти возможность более полно учитывать особенности образа жизни на различных территориях.
Повышение качества, особенно в средних и малых городах, в селах невозможно без развития местного самоуправления. МСУ должно стать первоочередным национальным проектом, без осуществления которого реализация всех иных национальных проектов не даст ожидаемых результатов.
Анализ моей депутатской деятельности, встреч с моими избирателями, с лидерами общественных организаций, Главами поселений доказывает: у городских и сельских поселений есть огромный потенциал для развития, но его реализация невозможна без истинной самостоятельности местного самоуправления.

6 октября абсолютно незаметным прошло знаковое событие — пять лет закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Правда, праздновать пока нечего! Этот закон должен был стать переломным и судьбоносным в системе местного самоуправления... но не стал.
Названа новая отправная дата, для развития местного самоуправления в Подмосковье — 1 января 2009 года. Подождем.

Беседовал В. Васильев

Проголосовать за эту статью: