№2 от 11 октября 2008 На главную
Небрежение к прошлому грозит беспамятством будущим поколениям...

Проходя мимо этого памятника на улице Десантной, что в городе Раменском, с которого уже давно исчезла табличка с именем и фамилией, я вспомнил давнюю находку в одном из областных архивов. В тонкой папке лежало несколько бумажек, одна из которых привлекла мое внимание. Это было письмо, написанное крестьянкой, матерью одиночкой, у которой местные власти отобрали корову, поскольку хозяйке пришлось использовать труд наемного работника. А это автоматически превращало ее в кулака, подлежащего раскулачиванию. И все бы ничего, но согласно разнарядке местной власти, женщина должна была сдавать молоко, в качестве налога. И никакие объяснения, что коровы у нее нет, не убеждали местных бюрократов. И под угрозой высылки, женщина, потерявшая мужа на войне, должна была покупать молоко, чтобы рассчитаться по натуральному налогу. Дело было в далеком 1927 году. И отчаявшись найти правду у местных властей, женщина написала письмо Всесоюзному старосте Михаилу Ивановичу Калинину. Историки рассказывают, Михаилу Ивановичу писали со всех уголков страны. Ведь страна наша все еще оставалась в основном крестьянской, подавляющее большинство населения жило в деревнях, крестьяне еще с революции привыкли, что на самом высоком верху стоит свойский им человек, мужик, защитник их интересов — Михаила Иваныч, «Калиныч». Простой и доступный. В него верили. Кому еще пожалуешься, если не ему. На письме сохранилась резолюция, написанная красным карандашом: «Разобраться!»
Мелкая, но показательная деталь, характеризующая Михаила Ивановича. Идет гражданская война, в его пайке нет черной и красной икры, фруктов и прочих деликатесов, как у Ленина или Троцкого. Вот что пишет в голодном 1921 году жена Сталина Надежда Аллилуева временному заведующему продотделом Михаилу Ивановичу Калинину (а он исполнял и такую должность): «В выданный продуктовый месячный паек входит 15 куриц (исключительно для Сталина), 15 фунтов картофеля и одна головка сыра (это уже общее). Уже 10 куриц израсходовано, а впереди еще 15 дней. Иосифу же ввиду диеты можно питаться только курами». Аллилуева просит в списке продуктов увеличить количество кур до 20 штук, картофеля до 30 фунтов, а сыра на одну головку, «так как с этими продуктами такая же история, как с курами, хотя они и для общего пользования». На обороте лапидарная резолюция Калинина: «Отказано. Пусть тов. Сталин кур меньше ест». Этот забавный документ датирован 15 марта 1921 года. А с другой стороны хочется задать вопрос: «А кто сегодня мог написать нечто подобное?» Лев Троцкий напишет позже, в эмиграции: «Лишь Калинин относился к Сталину с опаской и предупреждал: «Этот конь завезет когда-нибудь нашу телегу в канаву».

Умный мужик Калинин быстро понял, что силой теперь становятся не массы, а бюрократия, и что бюрократия против «перманентной революции», за банкеты, за «счастливую жизнь», за Сталина.
Для Сталина председатель ВЦИКа Калинин выработал особый стиль хитрого простака, хотя давно уже перестал робеть перед профессионалами, артистами и особенно артистками». Михаил Иванович немало сделал в области законотворчества... С 1931 года, возглавляя надзорную комиссию по расследованию и разрешению судебных дел, он участвует в разработке нового Уголовного кодекса. 9 августа 1932 года ЦИК и Совнарком издают (за подписью Калинина, Молотова и Енукидзе) Постановление «Об охране социалистической собственности». В этом документе речь идет об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества. А еще Калинин готовит постановление о смягчении условий содержания в тюрьмах и лагерях. 18 января он подписывает и направляет в Верховный суд проект указа «Об освобождении от наказания осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей дошкольного возраста». Смысл указа — в его названии. Этот документ не пройдет партийный контроль, его сочтут несвоевременным и либеральным.
К слову сказать, долгое время Михаил Иванович Калинин был против памятников при жизни: распространения портретов, присвоения имен предприятиям, населенным пунктам. Но все, же 10 апреля 1925 года город на Волге обретает звучное наименование — Сталинград. Вскоре появляются Сталинабад, Сталинск, Сталинир и так далее. Ну и других руководителей, членов политбюро нельзя обижать. Возникают Ворошиловград, Киров, Молотов и Молотовск, Каганович, Куйбышев. И Нижний Новгород становится городом Горьким еще в 1932 году, при жизни пролетарского писателя. На фоне этого процесса странно выглядит речь Михаила Ивановича Калинина, произнесенная им на открытии Дома крестьянина в Кимрах в 1929 году. Когда земляки предложили переименовать этот город в честь Михаила Ивановича, он заявил: «Я считаю, совершенно излишне переименовывать город моим именем. Я решительно возражаю; это нецелесообразно практически — раз, и, наконец, это доказывает нашу чрезмерную спешку, наше неуважение, до известной степени, к прошлому. Конечно, мы боремся с прошлым строем, это верно, но все, что было ценного в про- шлом, мы должны брать. Вот когда мы умрем, и пройдет лет пятьдесят после нашей смерти и наши потомки поймут, что мы совершили что-то заслуживающее внимания, тогда они могут вынести решение, а мы еще молоды, мы, товарищи, не можем себя оценивать. Слишком самоуверенно думать, что мы заслужили переименования места нашим именем».

«Пусть товарищ Сталин кур меньше ест... »

Сегодня Российское телевидение проводит Интернет – голосование, пытаясь выяснить, кто из наших предков наиболее привлекает сегодняшних зрителей. В числе первых таким назван Владимир Ильич Ленин. А вот в нашем городе памятник вождю пролетариата и человеку действительно великому задвинут на задворки и теперь рядом с ним граждане чистят ковры. А сам памятник находится в полном небрежении. И это в двух шагах от историко-художественного музея.
Это замечательно, что город Раменское строится вширь и вверх, создаются игровые площадки для детей, прихорашиваются дворы. Но все же не стоит забывать о тех памятниках, которые были поставлены нашими дедами и отцами. Да и воевать с памятниками дело неблагодарное. История дама капризная и очень мстительная. Поэтому обращаться с ней нужно очень осторожно. Ради будущих поколений.

В. Амылин, журналист.

Проголосовать за эту статью: