№2 от 11 октября 2008 На главную
«Высокие зарплаты наших чиновников — пока ничем не оправданный аванс...»

Игорь Васильевич! В России сегодня около 2 миллионов управленцев — муниципальных, региональных, федеральных. Значительно возросла их средняя зарплата. По ее росту впереди регионы. Она складывается из официального оклада, надбавок за чин, за стаж, за особые условия службы, за работу с материалами, относящимися к государственной тайне, премий, денежных поощрений, пособий к отпуску, районных надбавок. У регионов есть право устанавливать еще и свои дополнительные надбавки. Полное жалованье в среднем в 4—5 раз превышает оклад. Самая большая месячная зарплата от 47 до 59 тысяч рублей у управленцев-северян: в Тюменской области, Чукотском, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Ненецком автономных округах. Меньше всех чиновники получают в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Костромской и Новгородской областях — от 10 до 12 тысяч рублей. Пенсия госслужащего составляет 75 процентов его среднего заработка. Тем не менее, утверждения о том, что чем выше зарплата чиновника, тем он более добросовестен и коррупционнoустойчив, опровергнуты жизнью.

— Те цифры, которые Вы приводите, говорят о том, что высокие зарплаты наших чиновников, пока порой не оправданных аванс.

— В первую очередь я хочу сказать не о количестве чиновников, и не количестве власти, а о том, как общество воспринимает власть, или точнее, какая власть сегодня нужна народу. А это напрямую связано с качеством власти, поскольку общество не должно, не может, да и не будет мириться с низким уровнем качества работы органов муниципального управления. Мы вправе оценивать наших чиновников по деловым, моральным и нравственным качествам, ведь их зарплаты это наши с вами налоги. И это правильно. Сегодня люди хотели бы видеть во власти грамотных специалистов, которые умеют решать самые сложные задачи управления территорией: сохранение экологии, развитие бизнес-среды, развитие образования, медицины, ЖКХ. Решить их старыми методами невозможно. Не случайно, Президент страны очень молод, современен, энергичен. Это я расцениваю как сигнал тому, что в органах местного самоуправления должны работать ответственные, грамотные, некоррумпированные и современные управленцы, у которых на первом месте стоят защита интересов населения муниципальных образований, решение задач развития территории. По сути, речь идет о создании муниципального менеджмента иного качества, о тех, кто умеет работать по-новому, в условиях формирования инновационной экономики. И нужно запомнить: главное — качество власти определяется не столько сегодняшним днем, а тем, какое будущее создадим мы, что оставим в наследство своим детям.

— Как свидетельствует статистика, наибольшее количество муниципальных служащих приходится на Московскую область — около 14 тыс. человек, или в среднем 35 человек на одно муниципальное образование. Это превышает общую тенденцию, при которой в среднем на одно муниципальное образование в Российской Федерации приходится 13,6 муниципальных служащих. На ваш взгляд, насколько эффективно используется потенциал армии чиновников?

— Образно говоря, даже самая большая армия плотников не построит космический корабль. Нужны иные подходы к формированию системы управления территорий. Власть — это прежде всего ресурс общества, который обеспечивает его развитие. И этот ресурс должен использоваться эффективно, в интересах всего общества, а не обслуживать интересы узкого круга лиц, манипулирующим общественным мнением ради сохранения властных полномочий. Власть — это не преимущество и тем более не должность. Власть это служение народу, это работа во имя народа, ради будущего страны. Сегодня особо остро стоят вопросы кадрового обеспечения органов местного самоуправления и развития муниципальной службы. Вот данные по стране: в органах местного самоуправления работает 507 тыс. человек, из них около 20 тыс. лиц, занимают выборные муниципальные должности, и 319,7 тыс. муниципальных служащих. Из них всего 49 процентов имеют классный чин (а среди выборных работников — всего 18,2 процента); не преодолена тенденция старения состава муниципальных служащих: всего 16,3 процента в возрасте до 30 лет, 37,6 процента до 40 лет. Среди служащих более 78 процентов — женщины, однако среди лиц, занимающих выборные муниципальные должности, их всего 29,5 процента. Хотя за последние годы произошло значительное обновление кадров. За три года повысили свою профессиональную квалификацию всего 43 процента служащих. А на вопрос — «насколько эффективно используется потенциал армии чиновников ?», — ответ не слишком утешительный.

И другая, но очень болезненная проблема состоит в том, что сегодня многие молодые люди хотят стать чиновниками исходя исключительно из материальных соображений. Поймите меня правильно: я не против материального стимулирования, которое считаю весьма важным фактором. Но если дело только в этом, если в глазах человека видны одни лишь доллары, а остальное его не волнует, то я абсолютно уверен, что ничего хорошего из такого человека не получится. Вырастет из такого «кадра» либо казнокрад, либо абсолютно бездушный чинуша, для которого важно его собственное благополучие, а проблемы людей он рассматривает только как неиссякаемый денежный источник. Сегодня и предпринимательское сообщество больше не в состоянии и не готово терпеть эту эпидемию поборов, которая буквально захлестнула малый и средний бизнес. Для того, чтобы в органы местного самоуправления приходили действительно подготовленные люди, нужно проводить реальные конкурсы на замещение вакантных должностей. Пока у нас такая практика приживается плохо.

— Здесь мы подошли к самой главной и самой больной проблеме — коррупции в органах власти. Три года назад, в 2005 году, фонд «Институт демократии» провел социологическое исследование «Диагностика российской коррупции». Вот некоторые цитаты из этого любопытного документа: «Общая сумма взяток, выплачиваемых в России в течение года, равна 319 млрд. долларов... Из них лишь 3 млрд. приходится на бытовую коррупцию, то, что мы даем «на лапу» врачам, гаишникам, военкомам, сантехникам. Остальные же 316 млрд. долларов — это коррупция «деловая», то есть взятки, которые чиновники сдирают с предпринимателей. Число таких взяток в год — 2,3 млн. Их платят 1,3 млн. физических и юридических лиц. Средний размер одной «деловой» взятки — 136 тыс. долларов». Произведя несложные подсчеты, мы видим потрясающую картину: общая сумма взяток в 2005 году почти в 2 раза превышала доходную часть федерального бюджета РФ! Это означает, что если бы эти злополучные 316 млрд. долларов не попали в кошельки коррумпированных бюрократов, а ушли бы в бюджет страны, то можно было бы в 2 раза увеличить пенсии старикам и зарплаты бюджетникам. Удвоить расходы на науку и культуру, построить вдвое больше доступного жилья и т. д. Другими словами, проблем в стране могло бы быть значительно меньше. К тому же прослеживается явная тенденция: чем больше государственных служащих, тем больше денег требуется им на взятки. Тот же фонд ИНДЕМ проводил такое же исследование состояния коррупции в 2002 году, и тогда на взятки и подкуп чиновников уходило почти в 10 раз меньше, в среднем 33,5 млрд. долларов! Что по Вашему мнению необходимо предпринять для того, чтобы переломить эту тенденцию?

— Вы забыли упомянуть об отчёте за 2008 год негосударственной международной организации «Transparency International», которая из 180 стран поставила Россию по уровню коррупции на «почетное» 147 место, рядом с Таджикистаном, Лаосом и Папуа Новая Гвинея! Как заявил на недавнем заседании президиума совета по противодействию коррупции Руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин: «Масштабы коррупции в России достигли таких размеров, что терпеть больше нельзя». Еще много лет назад один русский поэт, характеризуя состояние дел в российской империи, заметил, что в России две напасти. «Внизу власть тьмы, а наверху тьма власти». А когда власть коррумпирована это страшно для государства вдвойне! В числе первоочередных мер С. Нарышкин назвал «расширение имущественного контроля, расширение круга лиц, которые подвержены имущественному контролю». «Введение дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс и в закон об оперативно-розыскной деятельности, новых норм, позволяющих применять оперативно-розыскные мероприятия для поиска имущества, нажитого незаконным путем». «Кроме того, коррупционные правонарушения будут являться причиной, по которой может быть расторгнут контракт с государственным служащим». Необходимо также совершенствование законодательства в сфере управления государственным и муниципальным имуществом, в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, в сфере земельных отношений, строительства. Эти сферы наиболее подвержены коррупции, особенно на муниципальном уровне. Лично я сторонник радикального ужесточения наказания за коррупционные преступления. Взяточник должен помнить о неотвратимости кары закона за подобные деяния.

«Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную проблему, и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ», — заявил глава государства Д. А. Медведев. Это обращение президента ко всем нам.

Лишь когда все общество осознает свою ответственность за эту проблему, я надеюсь, удастся уменьшить разгул коррупции в стране, устранить угрозу национальной безопасности, а следовательно резко увеличить качество работы власти в интересах всех нас!

Игорь Чистюхин

Проголосовать за эту статью: