№3 от 29 октября 2008 На главную
Татьяна Шмаль: Экологическая безопасность муниципальных образований — это наша с вами забота.

Татьяна Васильевна Шмаль — член Правления секции «Экология города» СРГ, руководитель регионального отделения Российской общественной организации «Центр экологической политики и культуры», начальник отдела экологии и природопользования Администрации г. Бронницы.

Татьяна Васильевна! Наших читателей волнуют вопросы связанные с охраной окружающей среды непосредственно там, где они проживают. А как законодательно сегодня решаются вопросы охраны природы органами местного самоуправления?
Актуальность экологической безопасности становится все очевиднее на местах, несмотря на то, что в политике нашего государства охрана окружающей среды явно не является приоритетным направлением. И разработке нормативных актов местного самоуправления, которые бы регламентировали вопросы экологической безопасности, уделяется огромное внимание. Но имеющиеся проблемы в вопросах правового обеспечения экологической безопасности муниципальных образований и экологической политики нашего государства не дают возможности успешно решать экологические проблемы на местах.
У муниципальных образований практически отсутствуют полномочия по обеспечению экологической безопасности, в федеральном законе «Об охране окружающей среды», они ограничены:
вопросами сбора и утилизации отходов
и проведения мероприятий по охране окружающей среды.
Но при этом обеспечение экологической безопасности на соответствующей территории является обязанностью муниципального образования.
Статья о муниципальном экологическом контроле была отменена, не успев вступить в действие…
При наличии около 4 500 000 природопользователей в РФ государственным экологическим контролем охвачены не более 10%, что следует из материалов государственной статистики и отчетов природоохранных органов. Бесконтрольность порождает безнаказанность, что приводит к беспрецедентному росту числа правонарушений в области охраны окружающей среды.
Это приводит к уходу организаций в тень, к огромному росту экологических правонарушений, а органы охраны окружающей среды муниципальных образований не имеют никаких прав для принятия эффективных мер против нарушителей природоохранного законодательства.
А кто сегодня отвечает за сохранность лесов, расположенных в пределах муниципальных образований?
В Лесном кодексе РФ и в Земельном кодексе РФ также предусмотрены муниципальный лесной и муниципальный земельный контроль. Но муниципальные инспекторы при осуществлении этих видов контроля не имеют полномочий применять меры административного воздействия.
В Лесном кодексе РФ мы видим противоречия между разными статьями этого кодекса. В статье 84 Лесного кодекса РФ полномочия по муниципальному лесному контролю относятся только к лесным участкам, находящимся в муниципальной собственности. А в статье 98 муниципальный лесной контроль и надзор осуществляется уже на территории всего муниципального образования. И уже сейчас прокуратура и следственные органы одни муниципальные образования обвиняет в том, что они не имеют права осуществлять деятельность в городских лесах, а другие — в том, что они не осуществляют такую деятельность (пример — Московская область, город Электросталь и другие города Московской области).
В Лесном кодексе 1997 года городские леса были выведены из гослесфонда, из категорий защитности и из лесов первой группы. Но до сих пор не решен вопрос с собственностью на эти городские леса, и все эти годы они фактически оставались бесхозными. Ни у федеральных органов, ни у муниципальных органов на них нет прав...
Я считаю, что необходимо передать городские леса в собственность муниципальным образованиям.
А как регламентируется вопрос об утилизации бытовых и промышленных отходов?
Неоднозначно трактуются полномочия местного самоуправления и в сфере обращения с отходами.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возлагает всю ответственность на органы местного самоуправления за организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
Статья 13 определяет, что порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Никаких полномочий по контролю в области отходов у муниципальных образований в этом законе не предусмотрено. Непонятно, каким образом муниципальные образования будут получать информацию об отходах, ведь без этого невозможно создать полноценную систему обращения с отходами.
В Кодексе об административных нарушениях отсутствуют права муниципальных образований применять меры административного воздействия по нарушениям, связанным с компетенцией местного самоуправления. Таким образом, органы власти на местах не имеют никаких рычагов воздействия на нарушителей природоохранного законодательства.
Если исходить из полномочий, которые сейчас имеет местное самоуправление, то они не дают возможности решать вопросы местного значения в области охраны окружающей среды и обеспечить право на благоприятную окружающую среду.
Все эти противоречия тормозят эффективное применение вышеназванных законов и исполнение вопросов местного значения на местах, а также создание системы экологической безопасности муниципальных образований.
Татьяна Васильевна! Вы как специалист скажите, что же в такой ситуации делать?
Прежде всего, Не сидеть сложа руки и ждать, когда ситуация станет неуправляемой, а предпринимать реальные шаги по ее изменению. Необходимо объединяться и снизу инициировать изменения в виде поправок в федеральные законодательные акты, которые будут учитывать реальное положение дел и дадут возможность органам местного самоуправления принимать активное участие в формировании и осуществлении экологической политики и обеспечения экологической безопасности.
Необходимо подготовить поправку в ФЗ «Об охране окружающей среды» о возврате муниципального экологического контроля и обязательности разработки программ в области охраны окружающей среды как государственными органами власти, так и органами местного самоуправления, не допустить отмены ст. 64 ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части организации и осуществления муниципального контроля в области охраны окружающей среды).
В Вологодской, Челябинской и Калужской области муниципальные образования добились передачи законом полномочий по муниципальному экологическому контролю и успешно работают.
Необходимо перенять этот опыт и добиваться в своих субъектах таких же полномочий. Комитет по природным ресурсам и экологии Госдумы РФ направил обращение ко всем субъектам РФ передать часть государственных полномочий муниципальным образованиям.
Необходимость осуществления муниципального экологического контроля на территории городов во взаимодействии с органами государственного экологического контроля вытекает из определения вопросов местного значения как вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
Органы местного самоуправления наиболее близко стоят к решению вопросов обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом и непосредственно несут ответственность за ежедневное управление качеством среды проживания и экологическое благополучие населения.
Следует отметить, что право гражданина на благоприятную экологическую среду и достоверную информацию о ее состоянии является одним из основных конституционных прав граждан Российской Федерации.
Экологи тесно работают с Комиссией по экологической безопасности при Госдуме РФ, Комитетом по природным ресурсам и экологии Госдумы и отдельными депутатами, ведущими юристами страны, участвуют в парламентских слушаниях с целью решить проблемы недостаточного правового обеспечения муниципальных образований в области экологической безопасности. Они готовят поправки в законодательные акты и передают их на рассмотрение в органы власти и Госдуму РФ. В перспективе — проведение в апреле 2009 года Третьего съезда муниципальных экологов и Пятой российской конференции «Региональные и муниципальные проблемы экологической безопасности» в Московской области, в санатории «Удельная». В рамках этих мероприятий обязательно будет проводиться день Московской области. Приглашаем всех заинтересованных экологов принять участие.

И. Петров

Проголосовать за эту статью: