№3 от 29 октября 2008 На главную
«Героиновый джихад» продолжается.

Не утихающий интерес наркобизнеса к Подмосковному региону объясняется особенностями его стратегического положения. Московская область, как один из наиболее развитых индустриальных регионов страны, является концентрированным отражением наркоситуации в России и рассматривается международными наркосиндикатами как часть рынка наркотиков, обладающая огромным потенциалом по их хранению, сбыту, а также транзиту в страны Европы.
Это объясняется развитой транспортной сетью, высокой плотностью населения, значительным его расслоением по жизненному уровню, большой интенсивностью и недостаточной контролируемостью миграционных потоков.
Не последнее место Московская область занимает и с точки зрения возможностей увеличения наркорынка. Население вместе с коренными жителями, жителями Москвы, проживающими на территории Подмосковья, мигрантами, превышает 11 миллионов человек. К тому же3 наркотизация приезжих и сезонных рабочих и вовлечение их в преступные сети позволяет оперативно и без каких-либо дополнительных затрат расширить географию наркопотребления по всей России.
Организованные преступные группы, которые существуют у нас в стране и являются наиболее финансово независимыми, осуществляют свою деятельность именно в сфере наркобизнеса. Потому что нет ни одного нелегального бизнеса, который приносило бы такие доходы, как торговля наркотиками. Его рентабельность доходит до 3 000%. Торговля наркотиками сегодня представляет реальную национальную угрозу. По независимым оценкам, если в стране наркозависимого населения больше 7 %, то это угроза национальной безопасности. В том числе, экономической, потому что деньги из легальной экономики переводятся в нелегальную сферу. Это угроза будущего нации, потому что в своей основной массе наркоманы — это молодежь.

Управлением ФСКН России по Московской области за почти 5-летний период своей деятельности нанесены серьезные удары по организованным преступным наркосообществам.
Наибольшую опасность представляют этнические, прежде всего, таджикские и узбекские группировки, которые специализируются на поставках и оптовой реализации наркотических средств. В основном они занимаются контрабандными поставками и оптовой реализацией героина, в меньшей степени — опия (так как сложна и неудобна его перевозка). Цыганские группировки, в OCHOBHОM, ЯВЛЯЮТСЯ мелкими оптовыми сбытчиками, перекупщиками, реализующими героин, метадон и розничными сбытчиками.
Активная работа Управления на первом этапе становления в совокупности с имевшейся ранее информацией в органах ФСБ и внутренних дел позволила выделить основные направления наркопотоков в Московскую область. Поставки героина шли из Афганистана, в основном, через страны Средней Азии по «северному маршруту» через южные границы России. Марихуана и гашиш поставлялись оттуда же, а также с юга России, из Молдавии и Украины. Синтетические наркотики везли к нам из Европы через Прибалтику и Белоруссию, а кокаин поставлялся из Южной Америки через Европу.
Первое уголовное дело в отношении наркосообщества было возбуждено Управлением уже в конце 2003 г., когда в г. Подольске был арестован организатор ОПС и 7 активных участников наркогруппировки. Следствием было установлено, что ОПС на протяжении 1,5 лет активно сбывало на территории нескольких районов области марихуану, которую привозили из Воронежской и Липецкой областей. Всего по доказанным эпизодам прошло около 30 кг наркотиков. Организатору ОПС вменили и более. 1,3 млн. рублей легализации преступно полученных наркодоходов. Суд приговорил его к 18 годам лишения свободы. Длительные сроки получили все участники наркосообщества — от 7 до 11 лет лишения свободы.
Однако с учетом обстановки основное внимание было уделено борьбе с тяжелым наркотиком — героином. Результаты оперативно-розыскной деятельности позволили выделить основные направления поставок и сбыта героина, которые были под контролем этнических наркогруппировок. В их состав входили, в основном, выходцы и граждане государств Средней Азии, а одним из основных сбытовых звеньев многих этнических ОПС были многочисленные цыганские ОПГ.
Сложность оперативной разработки этнических ОПС была изначальной: они формировались по земляческому или семейному принципам, поэтому информация об их деятельности, участниках, механизмах и способах поставок героина, местах сбыта крупных оптовых партий героина была крайне скудной и труднодоступной. Помогли наши коллеги из ФСБ, ГУВД, а также правоохранительных структур Таджикистана. Постепенно вырисовывались организационные звенья и структуры действовавших наркосообществ. Размах их проникновения в наше общество был более, чем значительным. Например, при разработке оргпреступного сообщества, которое возглавлял один из. крупнейших наркобаронов Таджикистана Сафаров И.С., было выявлено около 20 активных группировок, действовавших в Московской, Саратовской, Нижегородской, Калужской, Тверской, Ленинградской и других областях России. Такие же группировки, входящие в это наркосообщество, «работали» в Таджикистане и других государствах Средней Азии, обеспечивая заготовку, хранение и транспортировку героина в Россию. За несколько лет своего активного развития в условиях практической безнаказанности преступные группировки наладили устойчивые каналы поставок героина всеми возможными видами транспорта. К началу 21 века крупные наркобароны поставляли героин в Россию сотнями килограмм «за одну ходку», размещая наркотики в любом легальном грузе, который перевозился «фурами», в грузовых и пассажирских, ж/д вагонах, авиатранспортом. Наиболее часто использовались поставки в Россию фруктов, овощей и специй.
Более мелкие наркоторговцы везли героин в носильных вещах, личном багаже, а также, используя услуга так называемых «глотателей», которые размещали внутри своего желудочно-кишечного тракта до, а иногда и более, 1 кг высококачественного героина.
Развертывая свою преступную деятельность на территории России, организаторы наркобизнеса, в первую очередь, заботились о безопасности наркоторговли. Им необходимо было обеспечить скрытное хранение особо крупных партий героина, оборудовать места для подготовки наркотиков к сбыту оптовым покупателям и обеспечить конспирацию при передаче им героина.
Изучение деятельности нескольких этнических ОПС и ОПГ, позволил сделать определенные выводы, которые затем подтвердились показаниями задержанных лиц. Организаторы ОПС использовали методы работы спецслужб, а многие участники ОПС являлись бывшими сотрудниками оперативных подразделений правоохранительных органов или имели опыт участия в боевых операциях в различных горячих точках постсоветского пространства... Некоторые участники ОПС находятся в розыске за совершение убийств и других тяжких преступлений, а также участие в незаконных вооруженных формированиях Таджикистана. Ряд из них проходили подготовку у афганских моджахедов.
В последние годы понятие «героиновый джихад» все больше наполняется конкретным зловещим содержанием. Через наркотики можно распространять не только ВИЧ-инфекцию и гепатит, но и вести бактериологические войны, чтобы уничтожить потенциальный генофонд нации.
На протяжении всех 4,5 лет работы в Управлении ФСКН РФ по Московской области создавалась система мер, направленная, не только на «зачистку» территории от мелких наркосбытчиков, а в первую очередь, на ликвидацию организованных наркогруппировок. Реализуя идеологию наркоконтроля, преодолевая противодействие наркодельцов и организаторов наркосообществ, Управление сегодня может уверенно говорить о значимых результатах своей деятельности. Во взаимодействии с центральным аппаратом ФСКН РФ, органами ФСБ и ГУВД по Московской области, ФТС России, прокуратурой области, совместно с АКН и МВД Таджикистана подразделениями Управления фактически ликвидировано 13 ОПС. В результате разгрома наркосообществ сотрудниками Управления только на территории Московской области у членов наркогруппировок изъято более 1 тонны героина, около 500 кг других наркотических средств, а по достоверной информации Управления в Алтайском крае, Самаре и С-Петербурге изъято еще около 300 кг наркотиков. Изымается, как правило, героин высокой степени очистки.
При этом сотрудниками Управления привлекаются к ответственности не только рядовые участники ОПС, а практически во всех случаях — организаторы наркобизнеса. По 4 преступным сообществам приговоры уже вступили в законную силу: более 30 организаторов и участников ОПС получили в совокупности около 400 лет лишения свободы. Еще 3 уголовных дела в отношении 19 членов ОПС находятся на рассмотрении в судах, по 6 организованным сообществам ведется расследования уголовных дел. Всего отбывают длительные сроки лишения свободы и арестовано 84 члена преступных сообществ. Что касается ликвидации финансовой базы наркомафии — то это одна из приоритетных задач Подмосковных наркополицейских.
По оценкам специалистов в целом наркоторговля оценивается в 400 млрд. долларов, что составляет 8% всего мирового товарооборота. При этом, оценивая незаконный оборот наркотиков, наши зарубежные коллеги оперируют такими показателями, как объем судебных конфискаций преступно нажитого имущества, выявление фактов коррупции и отмывания финансов в банках, изъятия у криминальных синдикатов наркотиков, оружия, различной техники.
Первая проблема, которую необходимо решать — это лишение организаторов наркобизнеса финансовой опоры. Не секрет, что именно деньги, вырученные от торговли наркотиками, идут на финансирование террористических актов, именно на эти грязные деньги закупается оружие для боевиков, подкупаются недобросовестные чиновники.
В Афганистане героин — это товар, миновав три границы и оказавшись в России, он тут же превращается в деньги. И эти деньги возвращаются обратно, а на них приобретается новый товар, как правило, очередная партия наркотиков.
Для борьбы с этим требуется системная работа, анализ и изучение не только экономической деятельности таких государств, но и идеологических предпосылок для наркобизнеса. Важно помнить, что в странах Ближнего Востока немало террористических организаций, для которых героин — это не только средство производства финансов, но и оружие в борьбе с «неверными».
Цели в сфере подрыва экономических основ наркопреступности:
1 — обращать в доход государства подавляющее большинство имущества, полученного наркопреступным путём;
2 — сделать невыгодным с экономической точки зрения и невозможным с точки зрения возможностей использования легальной рыночной инфраструктуры наркоторговлю, учитывая, что Московский регион является очень удобным для транзита и сбыта наркотиков.

Определены и направления данной работы:
1 — ликвидация каналов перемещения денег и товарно-материальных ценностей в оплату наркотиков и связанных услуг, каналов перемещения наркодоходов, обращение в доход государства имущества, полученного наркопреступным путём;
2 — уничтожение бизнес-структур, под прикрытием которых происходит перемещение, хранение и сбыт наркотиков;
3 — пресечение скрытой наркопропаганды, ликвидация политического, властного и правохранительного прикрытия наркопреступности.
За время деятельности Управления ФСКН России по Московской области пресечено около 100 преступлений по ст. «Легализация денежных средств, приобретенных незаконным путем», сумма легализованных денежных средств составила более 40 млн. рублей.

Еще одно направление оперативной работы — это контроль за легальным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. Контроль осуществляется с целью пресечь перетекание этих веществ из легального в нелегальный оборот.
Сфера деятельности по контролю за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ Управления по Московской области охватывает 954 лечебно-профилактических, 585 фармацевтических учреждений (из них 12 фирм, занимающихся оптовой торговлей лекарственными средствами), 87 химико-фармацевтических предприятий, осуществляющих оборот наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров.
Примерный объем легального рынка составляет: наркотических средств (в пересчете на сухое вещество) — 17 кг 400 гр., психотропных веществ — 1175 кг, сильнодействующих лекарственных веществ (в пересчете на сухое вещество) — 19133 кг.
Годовой оборот химических веществ, включенных в Список 4 «Прекурсоры» Перечня наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю, в том числе с использованием их в технологических процессах химических и других предприятиях области составляет порядка 1млн. 100 тысяч тонн.
Основной задачей оперативно-розыскной деятельности по контролю за легальным оборотом являются целенаправленные мероприятия по выявлению, документированию и пресечению деятельности организованных преступных групп, «специализирующихся» в сфере оборота сильнодействующих веществ, подрыву их экономических основ.
Кроме того, на контроле оборот ядовитых веществ, которые зачастую стали использоваться при производстве некоторых товаров, таких, например, как жидкость для омывания стекол автомобиля, т.н. «незамерзайка». За 4 года изъято уже более 220 тонн, а также десятки тонн самого ядовитого вещества метанола, незаконно попавшего на территорию Подмосковья.
Особое внимание уделяется сотрудниками Службы по контролю за легальным оборотом наркотиков обращению прекурсоров на территории региона, т.е. веществ, которые необходимы для изготовления наркотиков. Одним йз таких веществ является уксусный ангидрид. В 2007 году при участии Управлении пресечена попытка вывоза этого вещества контрабандно с территории России в Афганистан в количестве 10 тонн.
Вместе с этим со стороны государства осуществляется определенный контроль за такими субстанциями как анаболические андрогенные стероиды.
Анаболики — это препараты, введение в организм которых сопровождается усилением процессов тканевого обмена и лучшим усвоением мышцами белков. В настоящее время имеется достаточно сведений о повреждающем действии на организм: на гормональную сферу; на функции ЦНС, в частности, на эмоциональные реакции, имеются сведения о формировании некоторых форм психологической зависимости. Как правило, на черный рынок анаболики поставляют фирмы-однодневки. Получив лицензию на поставку медикаментов в аптеки, они официально закупают их на отечественных заводах или контрабандно привозят из-за рубежа. После чего исчезают, сбывая препараты через подпольную сеть дилеров. Розничная продажа ведется через разветвленную сеть сбытчиков, том числе и в фитнес-клубах.
В августе 2007 года Управлением срвместно с ФСКН России пресечена деятельность одной из группировок, распространявших контрабандные анаболики. Было изъято около 285 тыс. ампул опасного для здоровья продукта.
Одним из важных факторов помощи в работе подразделений Управления ФСКН России по Московской области по очистке населенных пунктов от наркотиков являются сообщения и информации граждан. Они поступают в различных формах: от заявлений и звонков на телефоны доверия, до устных или анонимных сообщений о сбыте наркотиков или организации наркопритонов. Вся поступающая информация проверяется сотрудниками Управления. По многим сообщениям ведется оперативная проверка, возбуждаются уголовные дела, привлекаются к административной и уголовной ответственности конкретные лица. За последние 3 года на телефон доверия поступило 1078 сообщений. Возбуждено более 100 уголовных дел и более 150 материалов находится в оперативной проверке.
При решении одной из приоритетных задач по ликвидации наркопритонов в городах и районах Подмосковья помощь граждан была необходима и пришла вовремя. На сегодняшний день около 500 притонов ликвидировано за почти 5 лет деятельности органов наркоконтроля, а организаторы уже понесли заслуженное наказание. Эффективная работа по прикрытию наркопритонов и лабораторий по кустарному изготовлению наркотиков, по выявлению полей и участков несанкционированного выращивания наркосодержащих растений невозможна без постоянной помощи бдительных граждан.

По материалам УФСНК РФ по Московской области.

Проголосовать за эту статью: