№4 от 12 ноября 2008 На главную
Прошу слова!

Укрупнение — панацея для профессиональной школы?!

В актовом зале Академии социального управления прошла региональная конференция «Основные подходы к разработке системы реструктуризации сети учреждений начального и среднего профессионального образования Московской области», которую необходимо вести на основе ресурсных центров.
Я, как работник системы профтехобразования, что называется со стажем, хочу поделиться некоторыми мыслями, пришедшими в ходе участия в работе конференции по проблемам подготовки рабочих кадров в Подмосковье. Вопрос это сегодня один из самых больных для развивающейся российской промышленности.

Считаю, что ответственные за организацию конференции — Центр развития профессионального образования Академии социального управления под руководством Фридмана Михаила Феликсовича - в целом со своей задачей справился. Он приветствовал собравшихся представителей учебных заведений Подмосковья и выступил с докладом на тему: «Модернизация ресурсного обеспечения учреждений НПО и СПО». Интересными были выступления Лыкова М. М. — специалиста из отдела проектов в сфере профессионального образования НФПК, Рытовой И. В. — начальника отдела маркетинга Центра развития ПО. Своими наработками и опыта накопленного в 2007 и этого года поделились Гуреева Н. М. и Соломатин А. И. — заместители директора по организации научно-экспериментальной работе МОГК из г. Раменское и профессионального лицея № 95 г. Дубна, Бусыгин В. В. — заместитель директора по ученой работе МОПК г. Сергиев Посад, Ласкина И. А. — директор профессионального училища № 72 г. Королев, Седов И. А. — заместитель директора по информационным технологиям Дмитровского профессионального колледжа. Приятно, что все они лауреаты национального проекта прошлого года, и им есть чем поделиться. Накоплен бесценный опыт по подготовке высококвалифицированных и, главное, востребованных на рынке труда специалистов.
Материалы конференции появится на диске в конце года. Он будет всесторонним, так как в него войдут наработки представителей учебных заведений профессионального образования районов Сибири и Дальнего Востока. Очередная конференция по данной проблеме состоится в Красноярске в конце октября этого года.
То, что в стране идёт полным ходом реформирование общеобразовательной школы, всем известно, как и то, что параллельно уже несколько лет ведутся мучительные поиски путей преобразования профессиональных учебных заведений.
Пионерами в этом деле стали москвичи. Как мне думается, что в городе достаточно слабоуспевающих школьников-выпускников 9 классов, и у них есть только один путь продолжения обучения в учебных заведениях среднего профессионального образования (лицеи, техникумы и колледжи). Задался хотя бы один из столичных чиновников от образования вопросом: а способны ли потенциальные троечники усвоить программу СПО, которая более сложная, чем та, которая существует в системе начального профтехобразования? Именно в последней тысячи тысяч подростков получают в течении трёх лет профессию, позволяющую им по окончанию обеспечить финансовыми средствами себя и семью, а также получить образование по программе средней школы.
К чему этот эксперимент привел в столице, спросите у директоров крупнейших заводов, строительных трестов, руководителей сферы услуг, коммунальных хозяйств, и вы услышите ответ: «Нам не хватает хорошего слесаря, автомеханика, токаря, фрезеровщика, строителя, работника по благоустройству, портного, сапожника, парикмахера...
Уже высказываются мысли, что в соответствии с Программой совершенствования образования до 2020 года на этом рубеже лет мы будем иметь 95% рабочих специалистов с высшим образованием. Однако результаты ЕГЭ 2008 года не дают повода для такого оптимизма!
Кому нужны дутые цифры и показатели нашего стремительного движения в области образования. Научить детей работать с компьютером, умение входить в систему Интернет — это ещё не говорит о том, что наша страна самая просвещенная и продвинутая.
Есть и другая мысль: к 2012 году искоренить как таковую систему начальной профессиональной подготовки. Опыт Юрия Михайловича Лужкова, проведённый в Москве, показал несостоятельность подобного эксперимента. Всем необходим работяга, но не такой, который сегодня метёт улицы, выстилает плитками тротуары, торгует и водит все виды транспорта по всей России, приехавший из стран Ближнего зарубежья, так называемый гастербайтер. Нужен российский рабочий. Тут не обойдёшься только призывами и лозунгами «Даёшь человека труда!» — здесь необходим большой комплекс мероприятий на государственном уровне. Приятно слышать, что в последнее время всё убедительней звучат слова в пользу решения данного вопроса из Кремля, Белого Дома (Дома правительства) и Государственной Думы.
Более 300 лет назад Пётр I создал в России профессиональную школу, в ХХ веке она обрела истинное лицо. Школу трудового становления прошло не одно поколение людей по всей России и по-доброму эту школу вспоминает.
Рыночные взаимоотношения заставляют пересмотреть уровень, качество, профессионализм современного обучения. «Синие воротнички», гласит Москва, на вес золота и здесь же признается в безуспешности собственных попыток реанимировать систему профессионального образования.
В то же время всё тверже голос чиновников от науки о необходимости убрать промежуточное звено в подготовке молодёжи рабочих профессий, а именно - начальное профессиональное образование. По-моему это преждевременный и не совсем продуманный шаг.
Министр образования России Андрей Фурсенко, основываясь на итогах ЕГЭ 2008 года, признается и делает выводы о существенных изъянах, имеющихся в системе образования, в том числе низком уровне подготовки преподавателей, в разрозненности понимания в регионах общероссийских образовательных стандартов, слабых знаниях выпускников общеобразовательных школ...
Эти и другие, еще более весомые, недостатки общеобразовательных школ характерны и для профессиональных. Особенно зримо они проявляются в областях общеобразовательных дисциплин. Недостает современной оргтехники, учебно-материальная база устарела. Наметился разрыв учебного процесса и современного производства, нет благожелательного социального партнерства между работодателями и системой ПО, отсутствует полная достоверная статистика на перспективу занятости населения и востребованности рабочих профессий в той или иной сфере производства и услуг, то есть мониторинга.
Сегодня на конференции настоятельно прозвучали требования по созданию уже в следующем году так называемых ресурсных центров (РЦ) в Московской области. Они якобы позволят планомерно, с научной точки зрения, без особых шараханий выдавать рекомендации по реструктуризации сети учреждений НПО и СПО, изучать потребность регионального рынка труда в рабочей силе и источники ее обеспечения, заниматься разработкой основополагающих документов для служб маркетинга учебных заведений, устанавливать связи с работодателями.
Таких Центров в Подмосковье должно быть как минимум двадцать. Для их деятельности необходимо определить статус, правовые и финансовые функции. Но всё это находится в настоящее время в проектах. Выступавшие на конференции настоятельно просили ускорить подписание документа, причем сделать это в октябре, иначе придётся ждать ещё как минимум год.
В каждом учебном заведении рекомендовано создание структурного подразделения «Службы (группы) маркетинга». Это требование времени, если учебное заведение думает об уверенном самостоятельном вхождении в завтрашний день, а проще говоря — о выживании в сложившейся экономической ситуации.
А станет ли это панацеей для сохранения начального профессионального образования или его концом?
Приглашаю своих коллег, выпускников, специалистов и предпринимателей высказать свое мнение по поводу состояния и перспектив и развития системы профессионального образования в Подмосковье.

Константин Волчков

Проголосовать за эту статью: