№5 от 27 ноября 2008 На главную
Кризис: шаги саженьи.

Рецепт спасения

Правительство признало: финансовый кризис перешел — в экономический. Спасать реальный сектор власти намерены налоговыми льготами.
В рамках антикризисного плана Правительством Московской области принято постановление, которым предусматривается сокращение 10 тысяч вакантных ставок в организациях бюджетной сферы, которые вот уже два года не заняты. В результате этих мер будет сэкономлено 17,5 миллиарда бюджетных средств. Вице-губернатор Московской области Алексей Пантелеев, который вёл заседание, подчеркнул, что сокращение коснётся не реальных людей, а пустых ставок, имеющихся на первое ноября текущего года в 830 государственных учреждениях.
Вчера премьер Владимир Путин рассказал, как правительство намерено поддержать экономику во время кризиса: налоговыми льготами для предприятий и увеличением социальной поддержки граждан. «Кризис, начавшийся как финансовый, на наших глазах превратился в экономический», — признал глава правительства. Реальному сектору сейчас нужна поддержка, добавил он.
До 5 декабря правительство проведет совещания для определения объема госпомощи промышленности, сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Будет пересмотрена стоимость инвестпрограмм государства, естественных монополий и стратегически важных компаний. План роста тарифов естественных монополий остается в силе, но часть затрат стратегически важным отраслям будет компенсирована.
Самая масштабная новация — снижение федеральной части налога на прибыль, в результате чего у предприятий останется 400 млрд руб. Еще столько же могут высвободить бизнесу регионы, снизив свою часть налога. Регионы также втрое снизят налогообложение малого бизнеса. Трехкратное увеличение амортизационной премии произойдет на год раньше — в 2009 г. Гражданам удвоен налоговый вычет при покупке жилья и увеличено пособие по безработице. Пакет объявленных премьером налоговых мер Минфин оценил в 556,6 млрд руб. Еще 50 млрд руб. пойдут на предотвращение банкротства предприятий ВПК, 83 млрд руб. — на выкуп квартир у застройщиков.
До сих пор власти боролись с кризисом преимущественно финансовыми вливаниями в банковскую систему, их общий объем, уже составил 5 трлн руб. Поддержать реальный сектор правительство обещало еще в октябре…
Раньше кризис был финансовым, а теперь начинается экономический: «Мы же не можем каждому предприятию давать субсидии, нужны системные меры, а это именно налоговое стимулирование». К нему сейчас прибегают многие страны, налоговые стимулы как мера поддержки были одобрены финансовой G20 на недавнем заседании в Бразилии, после чего их начала рассматривать и Россия, отмечает чиновник.
Четыре налоговых послабления будут введены с 1 января 2009 г., а уплата налога на прибыль на основе фактической, а не «бумажной», как пообещал премьер, — уже 28 ноября. Срочность введения мер связана с тем, чтобы помочь компаниям пережить тяжелое время. Налоговые меры вычтут из бюджета 1,1% ВВП. Вполне возможно, что в следующем году налоги будут снижены еще. Правительство примет решение в апреле. Тем более что с 2010 г. повышается ЕСН, увеличивая налоговую нагрузку на 1,7—1,8% ВВП. Поэтому правительство не закрыло вопрос о компенсации по росту ЕСН.
Рабочая группа Госсовета подготовила доклад о развитии конкурентоспособности в условиях мирового финансового кризиса. Власть признала наличие кризиса, причем не финансового, а экономического. И считает, что этот кризис будет затяжным: в России он может продлиться еще два года.
Уже произошло замедление экономического роста, и это закономерно. В 2008 г. потери в экономической динамике составят немного — 0,3—0,4 процентных пункта (рост ВВП составит 7,4% вместо с 7,7% запланированных ранее). А в 2009 г. ВВП вырастет не на обещанные в базовом сценарии социально-экономического развития России 6% за год, а лишь на 3%.
В России размеры экономики меньше европейской и выход из кризиса должен произойти быстрее, чем в Европе. Пик спада придется на 2010 г. Но все зависит от правительства — если будет либерализована курсовая политика, приостановлен отток капитала, то темпы роста будут большими, считает он: если ничего не менять, то и 3%-ный прогноз можно считать оптимистичным.

Главные жертвы

«В наибольшей степени может пострадать основа будущего развития — инвестиции в основной капитал», — говорится в докладе. В 2009 г. сумма выплат частного сектора по внешним долгам превысит $100 млрд, а при сохранении «сжатия» на кредитном рынке единственным источником выплат станет чистая прибыль предприятий 2008 г., которая ориентировочно составит $240 млрд. Это сократит инвестиции на 20%. Еще примерно на 30% источники инвестиций могут сократиться за счет необходимости в те же сроки погашать задолженность по кредитам банкам-резидентам и финансировать оборотные средства. Между тем уровень ликвидности банковской системы упал до отметки, соответствующей показателям кризиса 1998 г.
Инвестиционный спрос в первую очередь сократится в обрабатывающих отраслях (производство пищевых продуктов, текстильное, швейное, кожевенное производство, деревообработка, стройматериалы, машиностроение) и сельском хозяйстве. Меньше других кризис скажется на инвестициях в тех видах деятельности, в которых преобладает бюджетное финансирование: оборонно-промышленный и транспортный комплекс, госуправление, образование, здравоохранение и оказание соцуслуг.

Инфляция

Как будут расти цены? С одной стороны, снижение цен на углеводороды неизбежно замедлит рост денежного предложения, а подешевевшее в мире продовольствие снизит импорт инфляции. С другой — прогнозируемое отрицательное сальдо счета текущих операций, ослабив российский рубль, приведет к повышению темпов инфляции. Скорее всего, победит негативная тенденция. А это означает, что издержки будут расти вместе с процентными ставками, оборотные средства окажутся в дефиците, предложение товаров сократится — все это приведет к росту цен. Быстрее всего цены вырастут на продукты, товары и услуги первой необходимости. В остальных товарных группах инфляция будет ниже из-за ограничений платежеспособного спроса, которые появятся благодаря снижению зарплаты и сокращению объемов производства. По некоторым расчетам в I квартале 2009 г. стоит ожидать «двузначную инфляцию» в годовом темпе — 12—13%, но по итогам года при правильной политике она может составить менее 10%.
Ослабление рубля сделает дороже импортное оборудование, что ударит по сборочным производствам, которые используют импортные комплектующие и сырье. Дефицит оборотных средств увеличит масштабы бартерных сделок, что тоже внесет свой вклад в раскрутку инфляционного маховика. Отечественная продукция станет дорогой и примитивной.
Сокращение экспорта ухудшит состояние транспорта, в том числе железнодорожного, поэтому РЖД станет увеличивать грузовые тарифы на перевозки и оплату за аренду инфраструктуры, что тоже увеличит издержки производителей, а дальше и инфляцию. Поэтому в качестве антикризисной меры рабочая группа предлагает повышать регулируемые цены и тарифы не так быстро, как это предполагалось до кризиса (план — на 12,5—14% с 1 января 2008 г., окончательно их должны утвердить в декабре). В 2009 г. тарифам естественных монополий расти высокими темпами не нужно, ведь цены на нефтепродукты снизятся и темпы роста экономики — тоже.

Удар по бюджету

Не доберет свое и бюджет. При ценах в $60 за баррель федеральный бюджет может получить дефицит. В случае падения цены до $50 дефицит превысит 1% ВВП. Надо проводить дополнительную эмиссию государственных ценных бумаг.
Торговый баланс сократится быстро. Из-за падения нефтяных цен подешевеет 80% российского экспорта — газ, нефтепродукты, металлы, удобрения. Номинальные объемы экспорта могут быть ниже прогноза базового сценария социально-экономического развития на $52,5 млрд в этом году и на $108, 5 млрд — в 2009 г.
Некоторые эксперты рабочей предполагают, что ситуация может еще больше ухудшиться при «ценовом шоке» (резкое падение цен на нефть) и «кредитном шоке» (сокращение объемов кредитования). Если события будут развиваться в рамках таких «кризисных» сценариев в «сочетании с недостаточной эффективностью мер» правительства, Россию могут ждать большие неприятности, указывается в докладе: могут возникнуть «инфляционно-дефляционная спираль», стагнация экономики и полномасштабный кризис в национальной финансовой системе.

Кого спасать?

Из-за мирового кризиса у российской экономики возникает «комплексный управленческий риск» — фактическая остановка реализации важнейших проектов в рамках отраслевых стратегий развития в 2010—2015 гг. Под нож кризиса может попасть инвестфонд и весь институт государственно-частного партнерства. «Необходимо оценить целесообразность дальнейшей реализации уже одобренных инвестиционных проектов на основе механизмов частно-государственного партнерства», — считают специалисты. А управление созданием и работой особых экономических зон надо передать «специально отобранным управляющим компаниям-девелоперам».
Государство должно помогать не всем подряд, а только тем, кто больше других страдает от поддержания валютного курса, и поддерживать те секторы, где можно получить максимальный прямой эффект. Например, нужно активизировать формирование и реализацию программ развития госкорпораций.

Эльвира Набиуллина

Грядут перемены?

Модель экономики России, по которой страна развивалась в последние годы, себя исчерпала, и мировой финансовый кризис сделал это особенно наглядным. Такое мнение высказала глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина. По словам министра, в условиях мирового финансового кризиса России придется жить не только за счет нефтедолларов, но и искать новые источники финансирования. Эксперты подтверждают: структурные реформы российской экономики назрели давно.
Выступая на заседании Госдумы, глава МЭРТ Эльвира Набиуллина заявила, что мировой финансовый кризис показал исчерпанность модели роста российской экономики, которая строилась на высоких ценах на нефть, а также на доступности дешевых иностранных кредитов для банков и предприятий. В условиях же кризиса цены на нефть значительно упали (на сегодняшних торгах цена барреля нефти колебалась около $53), а кроме того, экономика перестала получать средства из-за рубежа.

Неустойчивая экономика

Министр именовала нынешнюю модель «неустойчивой» и назвала причины этого: недостаточное развитие собственного финансового рынка, чрезмерная зависимость от экспорта только нескольких секторов экономики, а также низкая диверсификация.
В таких условиях, по мнению Набиуллиной, нужно адаптировать экономику к снижению экспортных доходов. Кроме того, России необходимо искать собственные источники для долгосрочного кредитования — «только на «коротких» деньгах экономика расти не может». Также в условиях дефицита средств необходимо снижать издержки производства и повышать производительность труда.
Стоит отметить, что мировой финансовый кризис уже привел к снижению производства, увольнениям, крупные банки оказались на грани банкротства. Все это подтолкнуло правительство к разработке специальной антикризисной программы, чтобы избежать дальнейшего спада экономики. Россия выделит на борьбу с последствиями мирового финансового кризиса внушительную сумму — более 5 трлн рублей.

«Реформы назрели давно»

«В роли поставщика ресурсов ничего плохого нет, но нужна большая диверсификация экономики, которая способна повысить ее стабильность. А для этого нужно развивать бизнес в не сырьевых отраслях, причем делать ставку не на консолидацию, а на создание оптимальных условий для малого и среднего бизнеса», — отмечают эксперты. По их мнению, большую роль играет наличие современных технологий, пусть даже и не последнего поколения: китайский опыт показывает, что они способны дать мощный драйвер экономического развития. «Все это должна учитывать Россия, выбирая себе новую, послекризисную стратегию, о которой нужно думать уже сейчас», — констатирует аналитики.
Что касается новых источников финансирования, то здесь без иностранных инвестиций не обойтись, но нужно делать ставку не только на Запад, но и на Азию, и на Ближний Восток. «Нужно более эффективно привлекать средства населения, повышая его финансовую грамотность, создавая каналы для поступления средств в экономику, в частности, за счет развития фондового рынка. Наконец, новый источник финансирования — это собственные средства предприятий. Правда, для их роста им нужно предварительно дать доступ к дешевым кредитным ресурсам, возможно, государственным», — резюмируют эксперты.

Выбрасывать на улицу безработных, чтобы они занялись на досуге революцией?

Финансовый кризис перерастает в России в масштабный спад производства, которому всегда сопутствует сокращение рабочих мест. Власти признали проблему. Но как всегда на самом деле государство к массовым увольнениям не готово.
Едва выслушав на заседании Госсовета рекомендацию президента, не терять контроль над рынком труда, глава Карелии Сергей Катанандов приступил к ее исполнению. В Москве он встречался с хозяевами крупных карельских предприятий и уговаривал их не сокращать людей. Из трех встреч Катанандова с работодателями две оказались результативными. Председатель совета директоров «Русала» Виктор Вексельберг пообещал, что входящий в компанию Надвоицкий алюминиевый завод остановлен не будет. Гендиректор «Северсталь-Ресурса» Роман Денискин согласился пока обойтись без сокращений на Костомукшском ГОКе. Ключевое слово — пока. А вот директору целлюлозно-бумажного дивизиона «Инвестлеспрома» Василию Преминину, отвечающему за работу Сегежского ЦБК, порадовать Катанандова было нечем: на расположенном в Карелии Сегежском ЦБК под сокращение уже точно попадут 600 человек.

Счет вслепую

Руководитель Центра социальной политики Евгений Гонтмахер считает, что, если кризис усилится и рост ВВП в 2009 г. будет нулевым, без работы останутся 1,5—2 млн. человек. А вице-президент РСПП Федор Прокопов уверен, что рискуют быть уволенными около 4 млн. человек, или примерно 10% всех работающих. Именно такую долю лишних сотрудников большинство компаний набрали в тучные годы.
Между тем к массовой безработице Россия не готова. «У нас нет ни адекватной статистики, ни официального описания ситуации», — сокрушается президент Общероссийского межотраслевого объединения работодателей — производителей никеля и драгметаллов.
Основной рост числа безработных еще впереди. Сейчас компании предпочитают сокращать не персонал, а рабочее время и зарплаты или отправлять сотрудников в неоплачиваемые отпуска. Никто не отменял и увольнений по собственному желанию, позволяющих сэкономить на каждом увольняемом до пяти зарплат (две — после предупреждения об увольнении, две — в период трудоустройства и еще одну — если человек за два месяца не нашел новой работы). Да и сами компании не слишком хорошо представляют свое ближайшее будущее.

Разделение ответственности

Россиянам нужно готовиться к тяжелым временам. «Посадка будет жесткой и чрезвычайно болезненной», — таков прогноз ведущих аналитиков в стране. Решать проблемы безработицы он предлагает через поддержку бизнеса. Депутаты ГД РФ подготовили поправки в Трудовой кодекс, направленные, с их точки зрения, на создание новых рабочих мест. Речь идет, в частности, о запрете сотрудникам МВД устраивать налоговые проверки малого и среднего бизнеса без официального обращения ФНС и в отсутствие их сотрудников. Кроме того, депутаты предлагают провести широкую налоговую и таможенную амнистию для юридических лиц, а также ввести мораторий на арест руководителей предприятий и главных бухгалтеров за совершение таких экономических преступлений, как неуплата подоходного налога и мошенничество. Впрочем, эти меры поддержат скорее уже работающие предприятия и никак не облегчат процедуру регистрации нового бизнеса.
Крупный бизнес ждет от государства ответов на другие вопросы. В частности, РСПП предлагает возобновить систему страхования от безработицы через фонд занятости, существовавший до 2002 г. По сути, речь идет о перераспределении 1—1,5% фонда оплаты труда на страховые выплаты за счет ЕСН. В идеале надо менять и Трудовой кодекс: с одной стороны, он защищает работника от увольнения крупными выплатами, с другой — закрывает вход на предприятия тем, кто ищет работу.
Занимает капитанов бизнеса и тема трудовой миграции. В условиях безвизового режима со странами СНГ и существования налаженных каналов поставки нелегалов инструмент квотирования на ввоз гастарбайтеров перестает работать. Неясно и кто должен платить за потерявших работу гастарбайтеров, а ведь в следующем году к уже попавшим в Россию могут присоединиться еще 600 000 трудовых мигрантов из ближнего зарубежья. Многие из них рискуют оказаться клиентами МВД. Министр Рашид Нургалиев уже готов создавать «антикризисные группы по предупреждению предпосылок дестабилизации социально-экономической сферы».
Впрочем, проблемы есть и с межрегиональной миграцией. «Нам нужна не столько мобилизация, сколько мобильность», — считают эксперты. Но для этого нужно решить вопрос доступности жилья и социального обустройства на новом месте, чему не способствуют ни цены на недвижимость, ни институт прописки.

Дежурный по разделу В. Васильев.

Проголосовать за эту статью: