№5 от 27 ноября 2008 На главную
Вы не поверите!

Очень часто мы слышим сообщения о тех или иных случаях, связанных с деятельностью разного рода сект. Еще свежи в памяти события, связанные с пензенскими «сидельцами», сектой, существующей в Новосибирске. Однако, проблема сектантства всегда была актуальна для нашей страны.
Но решали ее на государственном уровне.
В стране действовал циркуляр «О распределении сект по степени их вредности».
Было предусмотрено три уровня оценки деятельности культов зла: особо вредные, вредные, менее вредные.

А с 1905-го по 1917 год была введена еще одна категория: «изуверские секты», в отношении которых применялись особые меры. Сект в тот момент расплодилось огромное количество...
К началу XX века секта «хлыстов» заняла лидирующее положение среди прочих сект. Благодаря объявленной в 1905 году веротерпимости, их «кораблям» удалось добиться некоторой легализации своей веры и более успешно вести проповеди.
Именно эти хлысты сохранились до сегодняшних дней. Не считая еще одной разновидности этой группы, одной из самых изуверских — скопцов.
Общины хлыстов назывались «кораблями», их руководители — «кормчими», а «духовные жены» — «богородицами». Основным содержанием радений (собраний хлыстов) являлось быстрое и долгое кружение для достижения экстаза, почему сами хлысты, не употребляющие алкоголя, называли свои радения «духовным пивом». На радениях хлысты, встав кругом, начинали кружиться с прыжками и криками (например, «Ой, дух, ой, Бог!»), постепенно наращивая скорость, и, наконец, сливались в одно коллективное тело (в их терминологии — «чан»). На них «накатывал дух». «А когда все это общество почувствует в себе, что снизошел св. боевой дух, тогда все общество встает с мест. Которые бьют себя кулаками в грудь, а другие хлыщутся по спине бичами, и хлыщутся до крови», — вспоминал очевидец.
В это время среди хлыстов явился проповедник — Василий Власатый, он стал призывать к полному самоистреблению. Волосатовщина породила движение морельшиков и сожигателей. Морельщики строили особые помещения для массовых самоуморений, а сожигатели — для самосожжений, которые они трактовали как второе «огненное крещение»
К началу 1670-х годов до московских властей дошли первые сведения о многочисленных гарях и уморениях, а к середине 1680-х годов самоистребление приняло характер массовой психической эпидемии. За десять лет в этих жертвоприношениях погибли более 20 ООО человек. И хотя с начала XVIII века случаи самоистребления стали наблюдаться реже, оно никогда не прекращалось вовсе.
Последний случай был зафиксирован в 1896 году. На одном из хуторов близ Тирасполя у крестьян Ковалевых сектанты-безбрачники устроили тайный скит, во главе которого стояла Виталия. Ввиду предстоящей переписи населения заговорили о том, что за отказ их заберут в остроги, там они за Христа пострадают, «запостятся».
Но испугались за детей, вдруг они будут крещены по-православному? В результате Виталия уговорила всех на самозакапывание.
Ковалев вырыл ямы в погребах и закопал свою мать, жену с двумя детьми, еще троих детей (от одного года до семи лет) с родителями, нескольких юных девушек, четырех старух. Та же участь ждала и Виталию с несколькими сектантами. В итоге в страшных мучениях погибли 24 человека.
Кроме Капитонов, хлыстов, морельщиков и сожигателей стоит обратить внимание еще на одну секту. Еще в XVI веке часть так называемых жидовствующих (они же новгородско-московская ересь) бежала от преследований в Заволжье и через сто лет стала известна под названием «субботники». Русские крестьяне-субботники признавали только книги Ветхого Завета, практиковали обрезание, и ели кошерную пищу, детей называли ветхозаветными именами и ожидали появления их «мессии».

Во времена правления Екатерины II от секты хлыстов откололась группа во главе с Кондратием Селивановым, который утверждал, что спасти душу можно лишь борьбой с плотью путем оскопления. На первых порах оскопление состояло в ампутации яичек с частью мошонки путем отжигания их раскаленным железом. Называли эту операцию «огненным крещением». Но очень скоро, «снисходя к слабости человеческой», Селиванов приказал раскаленный металл заменить на ножи, косы, серпы, бритвы и топоры. Это удаление называли «малой печатью» или «первой чистотой». Существовала и «царская печать», которая появлялась на теле после ампутации детородного органа. При оскоплении женщин вырезали, вытравливали кислотой или выжигали раскаленной проволокой соски, большие или малые половые губы. Это была так называемая «вторая чистота».
Среди скопцов тут же появились фанатики, считавшие, что народ надо кастрировать при каждом удобном случае. В итоге даже отлавливали и уродовали случайных людей. После того как в 1770-е годы сектанты сделали инвалидами массу народа, а десятки человек отправили на тот свет, Екатерина II издала указ о том, что скопцы вредны и опасны своим изуверством. За насильственное оскопление полагалась каторга от 10 до 15 лет. Несмотря на то, что за почти за 150 лет власти отправили в Сибирь десятки тысяч человек, секта оказалась на удивление живучей.
Еще в начале XIX века скопцы настолько «расправили крылья», что решили направить всю Россию «по нужному пути». В 1804 году камергер и статский советник Еленский передал Александру I записку о том, как обустроить империю. По этому проекту страна должна была стать огромным скопческим кораблем, которым управлял бы оскопленный государь.
Попытка сектантов осуществить переустройство России окончилась неудачно. Император не снес оскорбления и сослал камергера в монастырь.
Но, несмотря на это, самого Селиванова пока не трогали, он продолжал оскоплять людей, и сам Александр I, посетивший его, запретил полиции входить в дом, где жил Селиванов. Но все было до поры до времени. Не выдержал генерал Милорадович. Его племянники оскопились, и взбешенный петербургский генерал-губернатор выпросил у Александра I санкцию на арест Селиванова. Скопца отправили в монастырь, где тот и умер. Но дело его осталось.
Однако же другие русские цари немало поспособствовали такому развитию событий. И прежде всего — Александр I, которого изуверам не удалось оскопить. Зато у них получилось пробраться в самое сердце Российской империи и там править бал, или, на их языке, «чан». Некая Татаринова, баронесса и лютеранка, ненадолго перешедшая в православие и оставившая его по рекомендации скопца Селиванова, организовала хлыстовскую секту. Александр I ей тоже очень симпатизировал, а потому поселил ее в Михайловском дворце. Здесь хлыстовка открыто устраивала радения. Членами новой секты «Братства во Христе» и участниками бесовских кружений были: президент Библейского общества князь А. Н. Голицын; секретарь Библейского общества В. Попов; член Госсовета генерал-адъютант Е. Головин; редактор «Сионского вестника», вице-президент Академии художеств А. Лабзин; художник В. Боровиковский; подполковник А. Дубовицкий, вскоре покинувший татаринское «братство», чтобы проповедовать скопчество в простом народе.
Радениями руководил неграмотный «пророк» из крестьян Федоров. Специалисты утверждают, что «Татаринова с Федоровым практиковали и гипноз» и «их эксперименты заложили начало традиции, у которой в России было большое будущее»...

Чтобы секта не прекратила существование, скопцы нанимали разъездных агентов, занимавшихся вербовкой, а по существу скупкой детей у малоимущих крестьянских семей. Детей оскопляли, их ожидало будущее их наставников. Несмотря на то что кастрация часто заканчивалась смертью, многие шли под нож добровольно. Выживший, мог рассчитывать на высокую должность в скопческой иерархии и богатство. Каждый, кто вступал в секту, получал солидное единовременное вознаграждение и всестороннюю помощь могущественных собратьев по секте. Часто скопцы-ростовщики не только прощали запутавшимся в долгах людям крупные суммы, но и помогали им в дальнейшем упрочить свое финансовое положение, если те соглашались оскопиться и вступить в секту. Вот почему среди скопцов было так много миллионеров и преуспевающих торговцев. Для них не существовало проблемы, где взять деньги на открытие дела. Они могли проводить рискованные финансовые комбинации, зная, что в случае неуспеха, их поддержат и морально, и материально. К середине XIX века капиталы, принадлежавшие секте, достигли астрономических цифр.
По всей России рассылались скопцами миссионеры и пророки, безумие охватило практически всю империю. Ежегодно кастрации подвергались тысячи и тысячи людей.
Впрочем, оскопившиеся люди обнаруживали в себе отличные деловые качества. В секретных полицейских списках выявленных скопцов значились имена едва ли не всех владельцев крупнейших ювелирных магазинов Охотного Ряда и Кузнецкого Моста в Москве. В Петербурге скопцы контролировали вали многие торговые точка города. Секта оказалась неистребима. Даже советская власть, несмотря на процессы в 1930-е годы против скопцов (хотя упор там делался не на сектантскую деятельность, а на то, что все подсудимые были богатыми людьми), не смогла уничтожить изуверское сообщество.
Нужно отметить интересную деталь: по части конспирации скопческая община была на голову выше всех тайных полиций Европы, вместе взятых. Вступая в общину, новообращенный скопец давал обет неразглашения сектантских тайн. И, в последствии, ни доверительные разговоры, ни допросы с пристрастием, ни даже пытки не могли заставить скопца выдать тайны общины. Вот почему даже вызванные в суды «эксперты» чаще всего оказывались некомпетентными и знали о скопцах только понаслышке...
Скопцы мастерски камуфлировались под обычных обывателей. С разрешения своих ересиархов они даже присутствовали на христианских богослужениях и для отвода глаз делали крупные пожертвования на богоугодные дела.
На сегодняшний день скопческие общины действуют в Московской области, Ставрополе, Орле.

Проголосовать за эту статью: