№6 от 10 декабря 2008 На главную
Аэродром «Быково». Хроника пикирующего аэропорта.

Наши читатели начали разговор о судьбе аэропорта «Быково». Мы остаемся «в теме» и продолжаем журналистское расследование.

До 1994 года развитие аэропорта «Быково» происходило в полном соответствии с законами развития советской авиации. Аэропорт пережил нелегкие военные годы, эвакуацию БАРЗа, его возвращение и развитие. Коллектив рос, вместе с качественным и количественным ростом авиапарка страны изменялись технологии, рос пассажиропоток. Естественно рос и город, прилегающие населённые пункты, сжимая кольцо жилых кварталов вокруг взлетной полосы. Правда, в свое время на это мало кто обращал внимание, даже на различного рода инциденты и авиапроисшествия.

Но особенностью аэропорта всегда было то обстоятельство, что кроме сугубо гражданских перевозок аэропорт обеспечивал деятельность авиаремонтного завода. Но оба предприятия проходили по одному ведомству, и все решалось мирным путем.

Все круто изменилось в период, когда в стране начался период передела имущества, получившего лирическое название «приватизация».

Об этом многие ветераны Быковского аэропорта, с которыми нам удалось побеседовать, вспоминают крайне неохотно, при этом выразительно смотрят на окна и двери и почему-то понижают голос.

Хотя все начиналось почти идиллически.

Работники аэропорта и летно-технический состав, объединившись еще в 1994 году, провели приватизацию. Делить акции старались честно: коллективу 49%, родному государству 51%. И в мыслях не было сохранять контрольный пакет за собой: аэропорт должен оставаться государственным. Образовалось ОАО «Быково-авиа». Вкалывали, как только могли, и получали результат: аэропорт вошел в 13% предприятий России, кормящих сами себя. В течение четырех лет «Быково-авиа» постоянно выплачивал как налоги государству, так и зарплату работникам без задержек и в нужных количествах и был одним из самых крупных налогоплательщиков Раменского района. Ни кредитов, ни дотаций аэропорт у государства никогда не выпрашивал. Более того, были сохранены и кадры, и вся социальная сфера. Аэропорт если не процветал, то уж на плаву держался, а его гендиректор Г. Сытник был даже включен в «Золотую книгу Московского предпринимательства» 1997 года. Все так возможно и продолжалось бы, да вот беда, БАРЗ к тому времени, ставший частным предприятием не мог упустить столь лакомый кусочек собственности по ряду очевидных причин.

Во-первых, огромный кусок земельной собственности, государственного имущества, приносящего немалую прибыль.
Во-вторых, возможность совершать таможенные операции, которые при умелой постановке дела давали колоссальные прибыли без особой заморочки с процессом ремонта никому не нужных самолетов.

Для этого достаточно посмотреть на официальные данные о послужном списке некоторых руководителей, получивших право управлять аэропортом.
Это биография человека бывшего руководителем предприятия:
1998—1998 ЗАО «Управляющая компания Банковской группы «СБС-Агро» Экономист группы таможенного оформления центральной бухгалтерии
1998—1999 ОАО АКБ «СБС-АГРО» Экономист группы таможенного оформления Центральной бухгалтерии
1999—1999 ООО «Агентство недвижимости «СБС-АГРО» Экономист группы таможенного оформления
2000—2000 ОАО «Аэропорт БЫКОВО» Начальник юридическо-договорного отдела
2000—2001 ОАО «Аэропорт БЫКОВО» Начальник коммерческого отдела
2001—2001 ОАО «Аэропорт БЫКОВО» и. о. Коммерческого директора
2001—2001 ОАО «Аэропорт БЫКОВО» Первый заместитель Генерального директора
2001—2002 ОАО «Аэропорт БЫКОВО» и.о. Генерального директора
2002 — наст. время ОАО «Аэропорт БЫКОВО» Генеральный директор

Что такое «СБС-Агро» нынешнее поколение вряд ли знает, а вот у людей более старшего возраста имеется немало вопросов к господину Смоленскому по поводу деятельности его банка, и всех компаний связанных с его детищем, больше напоминавших финансовую пирамиду. Но он теперь в дальнем далеке, на заслуженном отдыхе и об этом времени вспоминает крайне неохотно.

«Там где начинается авиация, там кончается порядок», — гласит народная мудрость, но то что произошло дальше, иначе как вмешательством потусторонних сил или чемоданчиков набитых хрустящими купюрами объяснить трудно, хотя сегодня этому есть вполне четкое определение, зафиксированное в уголовном кодексе. События, развернувшиеся вокруг «Быково-авиа» — это тема если не детективного сериала, то для многотомного прокурорского дела. За 4 дня до собрания акционеров ФАС России в приказном тоне рекомендует избрать на пост гендиректора этой компании директора БАРЗа г. Черняева. Безусловно, поднимается скандал, который, впрочем, берется разрулить сам ФАС в лице заместителя начальника Федеральной авиационной службы. Дальше все происходит с молниеносной быстротой.

25 января 1997 года проходит собрание на котором из, по некоторым сообщениям, якобы из 1640 акционеров присутствовало 18! И естественно, директором предприятия избирается господин Черняев, который был объявлен победителем конкурса по выводу ОАО «Быково-авиа» из кризиса. Чисто по русски — не справился человек с районом — дать ему губернию!

А дальше все шло по отработанной схеме: суды, прокуроры, митинги, омоновцы, взрывы, убийства. Классическая схема рейдерства с использованием всех доступных инструментов. В конечном счете, в устав ОАО «Быково» на котором присутствовало едва ли половина акционеров, вносятся изменения. Отныне генеральный директор избирается не общим собранием, а советом директоров, в котором сидят нужные лица.
Ну, вот например господин Грицаев:
1998—1999 ОАО «Интеррос» Ведущий специалист в отделе по работе с задолженностью
1999—2001 ОАО «Интеррос» Ведущий специалист в отделе взаимодействия с Управляющими компаниями Управления развития предприятий
2001—2001 ОАО «Аэропорт БЫКОВО» Первый заместитель Генерального директора
2001 — наст. время НП «АТ-Альянс» Заместитель Генерального директора

Или госпожа Климова
1998—2000 ОАО «Быковский авиаремонтный завод» Секретарь-референт в отделе управления делами
2000—2000 ОАО «А/К «ЦЕНТР-АВИА» Ведущий специалист Управления делами
2000 — наст. время НП «АТ-Альянс» Менеджер в отделе корпоративных отношений

Что эти люди могли понимать в работе авиации? Остается загадкой до настоящего времени.

Исполнительная власть в ОАО была передана в руки «единоличного исполнительного органа», что, похоже, является новым словом в развитии российского права, своего рода ноу-хау.

В 200 году аэропорт был обанкрочен, специалистам по недвижимости это не составило особого труда. Документы сожгли, хотя истины ради, нужно сказать, что в те годы, в близлежащих лесах горело много костров, дым которых унес не поддающееся учету количество интересных для следственных органов фактов из жизни современных предпринимателей и чиновников. Наверное, и этим можно объяснить тот факт, что неоднократно возбуждавшиеся уголовные дела по фактам преднамеренного банкротства аэропорта так и не дошли до суда. С 2000 г. эксплуатантом аэропорта становится учрежденное «Центром-Авиа» ОАО «Аэропорт Быково». В 2003 г., по данным справочника «Москва в цифрах и фактах», в строке напротив аэропорта Быково фигурирует показатель — 17 тыс. пассажиров и всего 550 т грузов. Количество перевезенных пассажиров и грузов в 2008 году не поддается официальной статистике. Но знающие люди утверждают, что аэропорт Быково не перевозит пассажиров уже в течение трех лет!

Пиар-дурнина

Философский вопрос, а ради чего трудятся в поте лица коммерсанты, возрождая старейший Российский аэропорт ГВФ? Ответ дает фотография из космоса, впрочем, каждый может увидеть ту же картину, проезжая вдоль падающего забора аэропорта. Все свободное пространство, за исключением взлетной полосы заставлено машинами, проходящими таможенную очистку. Какие тут к черту, самолеты, когда деньги и так сыплются рекой. Фактически, государственной собственностью осталась только взлетная полоса, с которой изредка взлетают самолеты, при взлете едва не задевая крыши строений и заставляя старух неистово креститься при виде такого страшилища. Чтобы развивать аэропорт, нужно отселять людей, а кому оно надо? Зато вполне можно освоить взлетную полосу, построив там что ни будь коммерческое, например вещевой рынок или те же склады. А как к этому вопросу подойти? И тогда в прессу вбрасывается кость! «Возродим аэропорт «Быково»! Губернии нужен свой аэропорт, без него никак! Сделать аэропорт «Быково» международным! Будем развивать малую авиацию! Авиацию особого назначения»!И пресса уже было передала аэропорт в ведение правительства Московской области. И началась то, что называется «пиар-дурнина».

Тот, кто относит себя к специалистам в области управления ГА хорошо понимали, что ни первого, ни второго, ни третьего в аэропорту «Быково» в принципе быть не может. Что правительство давно списало объект, как бесперспективный, решив, что коммерческие структуры сами разберутся, что с ним делать. Стандарты международных авиаперевозок столь высоки, что потребуется такое колоссальное вложение средств и ресурсов, что проще направить эти средства в другие аэропорты, не имеющие подобных проблем в области экологии и безопасности.

Что касается малой авиации, то вот что сказал Заместитель Руководителя Агентства воздушного транспорта В. Б. Черток на вопрос корреспондента нашей газеты о перспективах ее развития.

«Вопрос о развитии малой авиации, или как мы называем авиатакси, весьма непростой. Существует понятие «авиационная безопасность», которой сегодня уделяется первостепенное значение. Нужно учесть, что над жилыми кварталами, военными и промышленными объектами не могут находиться однодвигательные летательные аппараты. Их маршрут может быть проложен только над рекой, лесом и т. д. Важно и то, что должна быть отработана система защиты от терроризма. Как это смогут сделать небольшие компании авиаперевозчиков не совсем понятно».

В общем, как говорится, мечтать не вредно. А то, что над Жуковским, Удельной и Быково летают одномоторные летательные аппараты, особенно по выходным дням, это вопрос к прокуратуре, которая тоже, как известно должна смотреть за тем, что происходит в небе. В редакции уже скопилась целая стопка обращений от жителей, над крышами домов которых эти самые однодвигательные летательные аппараты выделывают фигуры «высшего пилотажа» на сверх малых высотах. Также прокуратуре уже давно стоило бы проверить законность приватизации земли аэропорта вокруг взлётной полосы. Ведь скоро, чтобы государству попасть по суше на стратегический объект — взлётную полосу, необходимо будет спрашивать разрешение у частников-владельцев!

Зачем шумиха?

Тогда зачем было объявлять в прессе поход на взлетную полосу аэродрома? А ларчик открывается просто. 11 июля 2008 года в Уфе состоялось расширенное заседание Коллегии Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации). Вот что говорится в итоговом документе.
«Росавиации продолжить работу с субъектами Российской Федерации с целью ускорения принятия ими решения о передаче аэродромов и аэропортов из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, предусмотрев качественную проработку технико-экономических обоснований и инвестиционных проектов, с привлечением заемных средств и средств институциональных инвесторов, привлекая во всех возможных случаях частные инвестиции, в том числе с применением схем государственно-частного партнерства.
Передачу аэропортов (аэродромов) в собственность субъектов Российской Федерации проводить с учетом необходимости обеспечения бесперебойности функционирования стратегически важных объектов аэродромной инфраструктуры, обеспечивающих территориальную безопасность и обороноспособность страны. Обратить особое внимание на исключение мероприятий, направленных на перепрофилирование аэродромного имущества, включая их применение в процессе смены собственника.

Обратиться к руководителям субъектов Российской Федерации о целесообразности снижения или установления нулевой ставки налога на имущество аэропортов (аэродромов), понимая значимость воздушного транспорта для населения и экономик регионов и страны в целом, необходимости создания в гражданской авиации привлекательных условий для инвесторов».
И кто в трезвом уме и здравой памяти пройдет мимо столь привлекательных условий для развития любого бизнеса, под маркой спасения старейшего аэродрома, особенно в части снижения налогов?

Но статью хочется закончить несколько иным сообщением.
«Правительство Московской области в связи с кризисом сокращает большое количество чиновников и планирует объединить несколько комитетов. Как сообщает пресс-служба губернатора Московской области, глава региона Борис Громов и правительство Подмосковья приняли решение в связи с мировым финансово-экономическим кризисом оптимизировать структуру региональной исполнительной власти» и сократить две должности первых заместителей председателя правительства Московской области. Экономический кризис на дворе, финансовые средства надо экономить, а не кричать на каждом углу про миллиарды бюджетных народных денег для частной организации под вывеской аэропорт «Быково». Конечно, с некоторых пор мы уже привыкли ничему не удивляться. Да и личный интерес некоторых чиновников порой превалирует, над государственными интересами.
Только, как правило, после таких действий, в кабинеты входят люди с грустными и усталыми глазами, и начинается удручающая процедура выемки документов и опечатывания сейфов.
Таков финиш пикирующего аэродрома.

В. Амылин

Проголосовать за эту статью: