№8 от 26 января 2009 На главную
Что год грядущий нам...

Согласно сообщениям федеральных СМИ, прокуратура России отследит прессу на предмет разжигания панических настроений. Вместо слов «Кризис» И «Девальвация» рекомендованы мягкие синонимы — «кризисные явления» и «финансовая турбулентность».

Последнее выражение мне нравится больше всего.

Чиновников пересадят на отечественные авто

Премьер-министр России Владимир Путин заявил, что в будущем ни один рубль из казны не должен идти на покупку импортных автомобилей. Да-да, дорогие читатели, это не шутка. Власти опять решили пересадить всех чиновников на отечественные автомобили. И не только чиновников — на российских моделях заставят в будущем ездить и руководителей государственных корпораций.
«Бюджетные ресурсы, средства естественных монополий, и, рассчитываю, крупнейших частных компаний, должны пойти на закупку продукции отечественного производства. Сегодня, когда наши производители вынуждены сокращать производство, считаю абсолютно недопустимым расходовать деньги на приобретение импортных машин», — заявил Владимир Путин.
Однако при этом премьер-министр сделал одну очень важную поправку. «Отечественными» он считает не только «Волги» и «Lada», но и все автомобили, которые собираются на территории России. «Зарубежные сборочные компании, работающие в России, также вправе рассчитывать на поддержку государства. Разумеется, при условии полного выполнения требований по локализации производства», — сказал Владимир Путин.
Кстати, можно отметить, что Владимир Путин заявил также о выделении дополнительных средств на закупку автомобильной техники для государственных учреждений. При этом Владимир Владимирович попросил соответствующие ведомства сделать так, чтобы производились закупки различных автомобилей, что позволит поддержать всех автопроизводителей.
Одной из мер по поддержке автомобильной промышленности, которую предлагают российские власти, является субсидирование граждан при покупке машин в кредит. Называются и конкретные цифры — с 2009 года государство будет компенсировать 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ. То есть бюджет станет оплачивать за покупателя 8,6% годовых (сейчас ставка 13%) при покупке машины в кредит сроком на три года. Благодаря этому процентные ставки при покупке автомобиля для граждан сократятся примерно в два раза! «Важнейшая задача — восстановить потребительскую активность населения», — отметил Владимир Путин.
Однако субсидии будут предоставляться не всем. Государство поможет только тем покупателям, которые будут брать автомобили стоимостью до 350 000 руб.
Старожилы Кремля рассказывают, что однажды Никита Хрущев приехал на работу на «Москвиче», намекая, что и другим вождям пора пересаживаться на отечественное авто. Что из этого вышло, известно всем. И после было несколько попыток пересадить наших чиновников на отечественные машины. Этим активно занимался Б. Немцов. И его карьера закончилась далеко не лучшим образом. Так что, можно с определенной долей уверенности сказать, чем закончится очередная попытка правительства заставить чиновников возлюбить отечественного автопроизводителя.

А между тем...

Резкий спад произошел практически во всех сферах промышленности: обрабатывающие производства сократились на 10,3%, распределение электроэнергии, газа и воды — на 9,3%, меньше всего пострадала добыча полезных ископаемых — на 1,6%.
В обрабатывающих производствах спад с исключением сезонности продолжается уже третий месяц подряд (снижение на 0,6% в сентябре, на 3,2% в октябре и на 8,5% в ноябре), добыча полезных ископаемых падает второй месяц подряд: с учетом сезонного фактора в сентябре она сократилась на 0,6%, в ноябре — на 1,7%.
Существенное сокращение темпов роста промышленного производства началось еще в октябре, тогда они снизились почти вчетверо (по отношению к сентябрю) — до 0,6%. Но и тогда сокращение не было таким масштабным.
В ноябре настоящий обвал произошел в автопроизводстве, металлургии, химической отрасли и производстве строительных материалов. Производство грузовиков, автобусов и минеральных удобрений за месяц рухнуло более чем вдвое, существенно сократилось производство проката черных металлов, кокса и цемента. Продолжается спад в пищевой промышленности.
Такое сокращение стало неожиданностью. Негативные тенденции наметились уже в октябре: компании начали объявлять о сокращении производства, приостанавливать поставки из-за неплатежей, но сокращение промышленности не должно было превысить 5%. Цифра, зафиксированная Росстатом, поражает, последний раз такое резкое падение было 10 лет назад, в июле 1998 г., когда промышленность рухнула на 8,9%.
На самом деле сокращение было не таким значительным — на 2 — 2,5% меньше, виноваты календарный фактор (рабочих дней было на два меньше, чем в прошлом году) и теплая погода, сократившая потребление электроэнергии. С учетом календарного фактора промышленность сократилась на 5 — 6%.
В сложной ситуации сталепроизводители, они реагировали на кризис резким снижением производства. Магнитка работает в полмощности, заводы Evraz Group снизили выпуск на 40%, «Северсталь» по сравнению с летом снизила производство в среднем на 50%.
Компании останавливают на ремонт доменные печи, снижают инвестпрограммы (приостановлены почти все проекты, кроме тех, запуск которых намечен на следующий год), высвобождают сотрудников.
Вслед за металлургами снизили производство их поставщики: «Металлоинвест» работает на 35% мощности, «Распадская» в последнем квартале снизила продажи на треть по сравнению с планом.
«Когда ситуация начнет нормализовываться, до конца непонятно, мы надеемся, что спрос начнет восстанавливаться ко второй половине года», — говорит топ-менеджер металлургической группы. Такого же мнения придерживается сотрудник еще одной металлургической группы. Evraz на этой неделе сообщила, что один из ее заводов — Новокузнецкий металлургический в декабре даже нарастил производство к декабрю прошлого года на 25%.
Экспорт подсолнечного масла (небутилированного) из-за падения мировых цен стал невыгоден и многие компании, ориентировавшиеся на экспорт, производство сокращают, На мясном рынке поставщики мяса и материалов для производства изделий мясопереработки перестали работать в кредит.
Прежде чем предлагать новые меры поддержки отраслей, нужно, чтобы заработали уже запущенные механизмы, считают в министерстве промышленности и торговли , надо, чтобы деньги дошли до конкретных предприятий. К спаду производства приводит много взаимообусловливающих моментов, вряд ли правительство может «помочь простым нажатием спускового крючка». Замедление промпроизводства говорит еще и о начавшемся процессе оптимизации мощностей.
В декабре спад будет не таким существенным — на уровне 3 — 5%, предсказывают аналитики, По итогам 2009 г. рост может составить 2,5 — 2,8%, но рассчитывать на выход российской промышленности хотя бы на нулевой результат можно только в мае-июне 2009 г. «Можно считать, что мы упали на самое дно — как в сентябре 1998 г., когда сокращение промпроизводства составило 15%», — объясняют специалисты.
Но если и в декабре произойдет неожиданный обвал, подобный ноябрьскому, Россия может выйти на отрицательную величину промышленного производства уже в этом году, заключает он.

После серии совещаний с отраслевиками первый зампред правительства Игорь Шувалов суммировал: предприятия запросили кредитный ресурс в объеме до 3,5 трлн. руб. — дополнительно к уже существующему кредитному портфелю.

Сейчас в бюджете 2009 г. на антикризисные меры закладывается 325 млрд. руб. — они могут пойти на поддержку финансового рынка, использование материнского капитала для ипотечных выплат, поддержку отраслей экономики, говорит чиновник Минфина. Еще 300 млрд. руб. — возможный долг правительства: именно на столько бюджет может предоставить госгарантий. Больше поправок в бюджет в связи с кризисом пока не предвидится, заключает он.
В правительстве действительно прорабатывается вопрос выделения 3,5 трлн. руб. в помощь отраслям, говорит правительственный чиновник, но выделение всей суммы невозможно — это весь резервный фонд.
Часть этих средств пойдет на поддержку системообразующих предприятий, их точный список был утвержден еще 23 декабря.
В список системообразующих вошли 1500 предприятий. Их пока будет 500. 200 федерального уровня и 300 региональных, однако список остается открытым и может расширяться. Это не значит, что все предприятия будут спасены во что бы то ни стало. Может быть “мягкое” прикрытие.
За федеральные предприятия будут отвечать отраслевые министерства. Рабочие группы (с участием банков и руководителей предприятий) будут заниматься мониторингом состояния предприятий. По итогам мониторинга может быть принято решение о необходимости введения антикризисной программы, тогда заявка отправляется в правительственную комиссию Шувалова. Предприятие, которое претендует на господдержку, должно будет представить план финансового оздоровления и любую другую информацию о состоянии дел в компании (независимо от формы собственности), какую бы ни запросило правительство. За это им государство может выделить кредиты (или госгарантии, или субсидирование ставок), докапитализировать, реструктурировать налоговую задолженность, поправить таможенно-тарифную политику.
Какие именно отрасли поддерживать, в правительстве еще не решили. Согласно первому подходу, государство поддержит компании, которые стабильно работали, но из-за кризиса потеряли доступ к кредитам и поэтому временно не могут оплачивать поставки. В приоритетном списке могут оказаться и компании, которые испытывают резкое сокращение спроса, а реализацию крупных проектов по техническому перевооружению уже начали.
Второй подход предполагает, что приоритетными станут предприятия, закрытие которых может привести к социальной напряженности. В этом случае, считает первый вице-премьер, «надо влезать в ситуацию и совместно с акционерами разрабатывать программу оздоровления или звать инвестора, который поможет разрулить ситуацию». Были определены две конкретные отрасли — крупные розничные сети и строительные компании, в проекты которых вложилось большое количество дольщиков.
Даже 3,5 трлн. руб. может оказаться мало, и нет никакой уверенности, что предприятия используют эти деньги по назначению.
Если пытаться решить проблему предприятий только вливанием ликвидности, то ситуация с неплатежами решена не будет, зато усилится давление на рубль и разгонится инфляция, за последние три месяца около 40% влитой ликвидности трансформировалось в отток капитала, с новыми деньгами будет то же самое.

Автомобильная катастрофа

В следующем году российский авторынок станет на 40 — 50% меньше — таков прогноз «АвтоВАЗа». Эксперты считают, что падение может оказаться и больше.
В 2009 г. в России будет продано 1,5 — 1,8 млн. новых легковых автомобилей — такой прогноз лают руководители отрасли. «У «Соллерса» (производит Fiat, Isuzu, SsangYong, УАЗ) оптимизма больше: представитель компании говорит, что в 2009 г. будет продано от 1,9 млн. до 2,2 млн. автомобилей. До кризиса Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозировала на этот год 3 млн автомобилей. За 11 месяцев этого года в России было продано примерно 2,5 млн. автомобилей.
«АвтоВАЗ» рассматривает возможность остановки конвейера до 2 февраля, сообщил «Интерфаксу» источник в компании. По его словам, вариант продления каникул с ранее заявленной даты 19 января до 2 февраля на предприятии «обсуждается». «АвтоВАЗ» рассматривает возможность остановки конвейера до начала февраля, но решение не принято, подтвердил «Ведомостям» источник в компании.
Худший вариант такой: объем автомобильного рынка сократится в количественном выражении до 45% — с 3,1 млн. штук в 2008 г. до 1,7 млн. в 2009 г., а в деньгах — с $65 млрд. до $31 — 32 млрд. (с учетом продаж подержанных автомобилей, занимающих около 10% рынка в денежном выражении). Такой сценарий возможен, если в России увеличится уровень безработицы, курс доллара превысит 34 руб., доля продаж автомобилей в кредит сократится с 50% (первое полугодие 2008 г.) до 10%, а средний номинальный располагаемый доход увеличится всего на 12%. Базовый прогноз предполагает курс доллара в 32 руб., долю продаж в кредит — в 25% и увеличение располагаемого дохода на 18%: в этих условиях падение авторынка в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составит 15% в штуках и менее чем 20% в деньгах. Снижение продаж новых автомобилей, может достигнуть 60% в штуках — до 1,2 — 1,3 млн.
Сильнее всего пострадает сегмент новых импортных иномарок, на которые приходится около половины рынка в количественном выражении и более 70% — в стоимостном.
Российских производителей автомобилей ослабление рубля и рост импортных пошлин сделают более конкурентоспособными. В 2008 г. российские автомобили занимали 11% рынка в стоимостном выражении и около 20% — в количественном.
В деньгах рынок будет падать сильнее, чем в натуральном выражении, сходятся эксперты. Предполагается, что в 2009 г. средняя цена покупаемого автомобиля составит $18 000 — 20 000 против $22 350 в первом полугодии 2008 г. Возможно, что средняя цена снизится до $15 000.
Повышение ввозных пошлин вынуждает импортеров увеличивать цены на иномарки. О повышении цен в России с нового года объявили Hyundai (на 2 — 7%), Ford (на 5%), Opel (более 2,5%), Chevrolet (5 — 8%), Volvo (10 — 15%), Subaru. Уже подорожали на 5 — 7% Mazda, Toyota, Mitsubishi. А китайские Great Wall, BYD, Brilliance и FAW с 1 января будут дороже на 15 — 20%, сообщил дистрибутор марок «Ирито».
В октябре россияне купили на 6% меньше иномарок, чем месяцем ранее. В ноябре падение ускорилось: в России было продано 136 554 новые иномарки — на 19% меньше, чем в октябре, и на 15% меньше, чем в ноябре 2009 г.

Кредиты гражданам: массовые невозвраты или отдельные дефолты?

У банкиров еще остается надежда на то, что в следующем году рост просрочки по кредитам физлиц будет умеренным. Но армия безработных (5 млн. человек) множится. Это потенциальные «невозвращенцы». И в январе ожидается новая волна сокращений и снижения зарплат.
Особенно трагично положение должников, взявших крупные ипотечные кредиты. В стремлении снять социальную напряженность правительство даже допустило фальстарт, объявив, что лишившихся работы ипотечных заемщиков оно в беде не оставит. Озвученные вдогонку жесткие условия предоставления госпомощи и то, что ее все равно придется отдавать, не так отложились в народном сознании, как то, что их много и вместе они — сила. Теперь массам предстоит бороться с мечтой о халяве: если государство признает, что само виновато в их проблемах, то, может быть, и кредиты в итоге всем спишут.
А дальше с проблемами, безусловно, столкнутся и получатели автокредитов, и обладатели кредитных карт, и все прочие заемщики. Им власть пока ничего такого не обещала, но и заняли они у банков больше, чем жертвы ипотеки. Обычно сдержанный в прогнозах Центробанк официально объявил, что в следующем году всем банкам придется столкнуться с проблемой достаточности капитала. Иными словами, списывать невозвращенные кредиты придется за счет собственных средств, и хорошо, если их хватит.

А что сказал министр?

По словам главы Минфина РФ Алексея Кудрина, в 2009 году Россию ждет дефицит бюджета в 1,5 — 2 трлн. рублей. «В 2009 году бюджет не получит доходов на сумму 1,5 — 2 трлн рублей, которые нам придется заместить из резервного фонда», — сказал Кудрин в эфире телеканала «Вести». «2009 год будет самым трудным для российской и мировой экономики. Я не помню худшего года со времени окончания Второй мировой войны. Это будет самый худший год для экономики в послевоенное время», — сказал Кудрин. Кудрин ранее не исключал возможность дефицита бюджета в следующем году в объеме 1 триллиона рублей. В утвержденном бюджете на 2009 год расходы запланированы на уровне 9,025 трлн. рублей, доходы — 10,927 трлн. рублей, профицит — 1,9 трлн. рублей. Однако этот вариант рассчитывался исходя из прогнозной цены на нефть в 95 долларов за баррель, и еще при его утверждении Кудрин предупреждал, что из-за падения цен на нефть бюджет предстоит серьезно корректировать. Помощник президента РФ Аркадий Дворкович ранее также заявлял, что дефицит бюджета РФ в 2009 году может составить от 3% до 5% ВВП. По его словам, бюджет — 2009 будет дефицитным из-за падения цен на нефть, доходы от которой являются основным ресурсом пополнения доходной части бюджета. Также Кудрин заверил, что государство не допустит снижения выплат бюджетникам и готово выполнить абсолютно все обязательства перед ними, сообщает РИА «Новости». «Мы несколько переориентируем расходы, но не будем их снижать. Это не затронет ни заработные платы, ни пенсии. Все эти бюджетные расходы будут выполняться в стопроцентном объеме. Бюджетникам не о чем беспокоиться. Ни военнослужащим, ни врачам и учителям федерального бюджета. В субъектах РФ на зарплату опять же, на выплату социальных пособий всегда средств хватит», — подчеркнул он, передает «Интерфакс». Неприкосновенными, по его словам, останутся и раcходы на подготовку зимней Олимпиады–2014 и строительство объектов. Как сказал Кудрин, зимние Игры должны состояться. «Олимпиаду мы потянем, мы не видим никакого драматического падения всех доходов, которые не позволили бы нам проводить эту стройку», — уверен вице-премьер. Глава Минфина отметил, что инфляция в России сохраняется на высоком уровне, выше 13%. По его словам, «девальвация вызовет дополнительную инфляцию», т.е. темпы инфляции будут расти. «Эффект девальвации постепенно ощущается, имеется в виду ослабление курса рубля, оно прошло уже за этот год, сейчас больше 29 рублей за доллар, а когда-то было 24, а сейчас мы планируем, что в среднем в следующем году будет 31 — 32 (рубля)», — отметил глава Минфина. «Это означает, что девальвация вызовет дополнительную инфляцию. Весь импортный товар станет дороже. Инфляция в России будет расти. В США падать, а в России расти. И, конечно, ставки кредита не могут быть ниже инфляции, иначе банки будут работать в убыток, банкротиться и перестанут вообще кредитовать экономику», — пояснил вице-премьер. При этом, по мнению вице-премьера, инфляция в России в 2009 году может замедлиться и составить по итогам года 11% при ожидаемых 13,5% — 13,8% за 2008 год. «При росте экономики в 2,4% и при цене нефти в 50 долларов за баррель инфляция в 2009 году составит 11% по сравнению с 13,5% — 13,8% в нынешнем году», — сказал Кудрин. Кроме того глава Минфина Алексей Кудрин заявил, что налоговая нагрузка на нефтяной сектор в 2009 году снизится на 250 млрд. рублей. «Налоговая нагрузка на нефтяной сектор в следующем году снизится на 250 миллиардов рублей, это чуть меньше 10 миллиардов долларов», — заявил Кудрин в эфире телеканала «Вести», передает РИА «Новости». Он добавил при этом, что снижение этой нагрузки произойдет за счет налоговых новаций, которые вступят в силу с 1 января. Она снизится без учета снижения ставки экспортной пошлины и НДПИ на нефть из-за низкой цены на нефть в настоящее время.

Обзор подготовил В. Куданенко

Проголосовать за эту статью: