№8 от 26 января 2009 На главную
«И пил солдат из медной кружки...»

После праздника стыдно пройти по улицам города: количество выброшенных водочных и пивных бутылок в несколько раз превышает всякие допустимые нормы на душу населения, включая младенцев.
Не будем вспоминать, как и когда на Руси появились первые питейные заведения. В разные времена власть по разному относилась к выпивке: было время когда наказывали за то что пьешь, а было и обратное. Можно было угодить в тюрьму, если не ходишь к целовальнику, в местный кабак. Еще не так давно, лет сто пятьдесят назад правительство вынуждено было посылать воинские команды с пушками, чтобы усмирить села, которые объявляли себя, так сказать «зонами трезвости».
А вот 22 августа 1941 года Государственный комитет обороны принял постановление «О введении водки на снабжение Красной армии». Казалось бы, Красная армия отступает, сдавая города и села наступающему врагу, а тут на тебе, Иосиф Виссарионович вдруг вспомнил о водке?
Сто граммов для солдата — это мелочь, которая хоть как-то позволяло снять напряжение после боя. Но была одна тонкость: после боя возвращались далеко не все, и тогда на «грудь» выпадало намного больше. Впрочем, умные и сильные волей бойцы и офицеры не пили совсем: знали, у трезвого больше шансов выжить в этой кровавой бойне.
Водку давали и в дореволюционной армии. Но уже в 1908 году винная порция, была заменена «чайными деньгами», а сначала Первой мировой войны в России был введен сухой закон, и винная порция была положена только морякам.
Советско – финская война, в которую Красная армия втянулась абсолютно неподготовленной, внесла свои коррективы в снабжение красноармейцев водкой. Суконные шлемы-буденовки и ботинки с обмотками многим стоили не только здоровья, но и жизни. И чтобы хоть как-то спасти положение нарком Клементий Ефремович Ворошилов отдал приказ: выдавать солдатам и офицерам, принимавшим участие в боевых действиях по 100 граммов водки и 50 граммов сала. Танкистам выдавалась двойная порция, летчикам полагался коньяк. Именно с этого времени в армии и начались регулярные выдачи «наркомовских» сто грамм.
В мае 1942 года решили отказаться от выдачи «наркомовских» по причине весьма прозаической: случаи пьянства приобретали неконтролируемый характер и сказывались на боевом духе войск. Сохранили выдачу только для тех, кто участвовал в боях, но увеличили дозу до 200 граммов и выдавали только для частей имеющих успехи в боевых действиях. Через месяц постановление изменили. Водку стали выдавать только солдатам частей, ведущим наступательные операции, всем остальным военнослужащим передовой выдачу водки в размере ста грамм производили в дни революционных и общенациональных праздников, а так же при формировании новой войсковой части. Водки армия потребляла огромное количество. К примеру, по данным архивов, только Карельский фронт за декабрь месяц 1942 года выпил почти 360 000 литров водки, Сталинградский фронт — более 400 000 литров, Калининский фронт «одолел» почти 1 000 000 литров. В частях Закавказского фронта рекой лилось вино. Тут освоили почти 1 200 000 литров. С некоторыми изменениями постановление о выдаче водки действовало до конца войны, и было отменено после 9 мая 1945 года. Никто не возьмется подсчитать, какой вред нанесло употребление вина и водки солдатам Красной Армии.
Особый разговор о том, как вели себя наши солдаты в период событий в Афганистане и Чечне. И отношение к употреблению алкоголя в условиях боевых действий далеко неоднозначное. И тем не менее, Великая Отечественная война внесла свой «вклад» в дело алкоголизации не только мужского, но и женского населения страны. Сегодня этот процесс «успешно» продолжается, и, похоже, что государство отказалось от мысли хоть как-то сохранить не только нравственное, но и физическое здоровье нации.
А надо начинать, просто потому, что, что как гласит народная мудрость: «Кто трезв да умен, два таланта в нем!»
А таланты нам, ох, как нужны!

Проголосовать за эту статью: