№ 9 от 12 февраля 2009 На главную
Когда деревья были большими, а знамена — красными.

Знаете, порой смотришь на современную историю и понимаешь, что за прошедшее столетие наш мир, однако, сильно изменился. И сейчас я не говорю о, скажем, политике или мировой экономике. Я имею в виду нас с вами. Наше общество, своего рода «паззл», составными частями которого является каждый из нас, претерпел за двадцатое столетие сильные, на мой взгляд, изменения. Конечно, причин на то много: технический прогресс, успехи естественных наук, первый человек в космосе, Монтере 67` и еще много-много прочего. Об этом можно очень много рассуждать и спорить, искать и разбираться в этом, но это мне совершенно ни к чему. И умничать о всякого рода «глобальностях» я не собираюсь. Гораздо более интересное и любопытное здесь для меня — это современное молодежное общество и его культура, ибо, как вы понимаете, я сам являюсь его непосредственным участником. Как бы эгоистично или, даже, цинично это не выглядело, речь в последующих статьях будет идти именно об этом. И могу уверить, что вопрос может оказаться более чем интересным как для моих сверстников, так и для старшего поколения, да и вообще для «широкого круга читателей». Ведь, если сказать, что сегодня «другая молодежь» и что живет она «совершенно другой жизнью», нежели, скажем, 50 лет назад, то это значит ничего не сказать. Новое время с присущей ей тенденцией к бурному развитию принесло невероятно много невиданных доселе явлений, взглядов, течений, вопросов и противоречий в молодежной среде. О таком разнообразии и динамике нельзя было и подумать в советский период (если говорить о нашей стране, конечно же). В то время картина была весьма печальна, ведь все поголовно были скованны своего рода моральным кодексом, посланным свыше Центральным Комитетом. Достаточно жесткие правила, нанизанные на непрогибаемый идеологический стержень, шаг влево, шаг вправо — исключение из Партии (очень, надо сказать, суровое наказание того времени) — вот что такое общественная жизнь рядового молодого гражданина Советского Союза. Ситуация начинает изменяться в 70—80е гг., ведь именно это время послужило рассветом нашего отечественного, самобытного андеграунда. Именно тогда появляются одни из первых серьезных, уже как-то организованных «кружков», течений. Именно в это время молодежь захлестывают все новые модные тенденции, в большинстве случаев, конечно же, слепо скопированные с Запада, однако уже начавшие приобретать свою уникальную форму, а главное — содержание. Именно этому периоду мы обязаны открытию первого отечественного официального рок-клуба в Ленинграде (1981). Там крутились самые продвинутые, «хипповые» индивиды, там выступали самые яркие, талантливые и жутко несогласные группы, там звучали самые злободневные тексты, пускай еще тщательно замаскированные. В общем, вся самая прогрессивная молодежь «тусила» именно там. А так как особо выделявшихся было мало, то существовало все это, как я уже сказал, на уровне «андеграунда». Словом «массовая», а тем более «культура» там еще и не пахло. Обобщая картину можно сказать, что это было, своего рода, смутное и неопределенное время. Тогда, по словам самих современников, еще мало кто что-либо понимал конкретно. Все ощущали, что грядут перемены, но даже предположить что это будет и когда оно все-таки нагрянет, могли не многие...

Назад в будущее.

Прошло вот уже 15 с лишним лет с тех пор, как мы живем в другой стране, а вместе с тем и в другом мире. За это время новое поколение уже перебралось из своих перестроечный люлек за школьные и университетские парты, уверенно шагнув в XXI век. Новая реальность воспитала иные взгляды и на жизнь, и на самого себя. Сегодня молодежная культура — это совершенно новое, ни на что не похожее явление, которое имеет свои особые черты, приметы и повадки. То пространство, где человек сегодня может себя выразить настолько обширно, а сами способы выражения настолько изощренны и разнообразны, что, кажется, абсолютно каждый сможет найти себя в нем. Одной из форм, кстати, является такое своеобразное, «трендовое» явление как «субкультура». Это слово буквально с головы до пят окутано вопросами, спорами, недоговорками, противоречивыми отзывами и т.п. Кто-то считает себя неотъемлемой частью какой-либо субкультуры и готов часами рассказывать о ее прелестях и особенностях, другие относятся к ним как к чему-то вроде сект или просто сообществ людей, лишь по нелепой оплошности не попавших на учет в психдиспансер. Третьи не совсем понимают его смысла, но так же интенсивно обсуждают это слово и все, что с ним связано (таких меньшинство, конечно). В любом случае равнодушных нет. Видимо, это слишком значимое явление, чтобы такие завелись. Ведь, едва ли сегодня найдется девушка или юноша, хотя бы один из знакомых которого не является участником одного из субкультурных течений. Этих течений настолько много, что просто глаза разбегаются! Десятки и сотни субкультур, сопряженных с конкретными музыкальными направлениями, жанрами живописи, литературы, танцем, политическими взглядами, философскими воззрениями и т.д. «Панки», «готы», «джанглисты», «отаку», «падонки», «гопы» (да, им просто не сказали), «фрики», «эмо», «антифа», «неформалы», и еще тонна сложных и непонятных слов. Все это успешно утрамбовали в скромные 11 букв (чудеса современной логистики!) — «субкультура».

Немного конкретики...

Давайте внесем немного конкретики в нашу беседу и определим, наконец, понятие «субкультура». «Субкультура — сообщество людей, объединенных общими ценностями, не противоречащими традиционной культуре, а, напротив, дополняющими ее» (ист. Википедия). Если говорить проще, это что-то вроде хорошо организованного «клуба по интересам», имеющего свои правила, устои, «фишки», нередко определяющие внешний вид и образ поведения его членов. Иными словами то, что и формирует облик конкретного сообщества. Люди, причисляющие себя к определенной субкультуре, живут совершенно самостоятельной и обособленной жизнью в ее рамках. Они посещают «свои» заведения, «свои» места, слушают «свою» музыку, устраивают тематические вечеринки, сходки для «своих» и вообще предпочитают вести себя «по-своему». Как правило, они имеют и уникальную, характерную лишь им символику. В общем, жизнь в рамках каждой отдельной субкультуры имеет свой колорит, и, что главное, определяют его лишь сами участники. Это дает огромные возможности для полета и реализации фантазий и, что мне видится главным, возможность коллективно «оторваться» от внешнего мира. Я бы сказал, что принадлежность к определенному течению дарит противоречивое ощущение «коллективной уникальности». Ты, вроде бы, как и в сообществе, но, в то же время, никак не причастен к тусклому «мейнстриму», «массе». Именно эта, порой весьма необычная, среда, созданная собственными руками, позволяет максимально выразить и показать себя, найти людей со схожими взглядами, почувствовать себя частью нечто большего и просто получать удовольствие оттого, что ты причастен к какому-то сообществу. В общем, каждый может найти то, что он ищет и выразить то, чего не мог в повседневной жизни. Было бы, как говорится, желание!

В. Штукин

Проголосовать за эту статью: