№10 от 26 февраля 2009 На главную
Наш выстрел был не первым

Этого человека представлять не нужно было время, когда его знали все.

После того, как мы ушли…

15 февраля исполнилось 20 лет со дня вывода советских войск из Афганистана.
За годы, прошедшие со дня вывода из Афганистана Ограниченного контингента советских войск (ОКСВА), ситуация здесь только ухудшилась, а сама страна превратилась в беднейшее в мире нарко-террористическое государство. Большинство построенных в Афганистане в 1980-х годах при экономическом и техническом содействии СССР структурообразующих предприятий (а их было более 200) либо разрушены, либо не работают из-за отсутствия электроэнергии.
По данным правозащитников, около 70% населения Афганистана находится за чертой бедности, а 40% афганцев прозябают в нищете, не имея ни собственного жилья, ни возможности заработать на пропитание из-за отсутствия в стране рабочих мест.
Афганистан, который в середине 1980-х годов находился в середине списка развивающихся стран по уровню доходов на душу населения и экономического развития, сегодня имеет почти полностью «импортированный» бюджет, состоящий из «спонсорской помощи» государств-доноров. Причем более половины этого «бюджета» до настоящего времени успешно «осваивалось» компаниями тех стран, которые эту помощь и предоставляли.
Террористические атаки и бои на улицах крупных городов, в том числе и в Кабуле, превратившемся сегодня в один большой укрепрайон, стали уже обыденным явлением. Средь бела дня вооруженные до зубов террористы штурмуют здания афганских министерств и пятизвездочных гостиниц, убивая мирных афганцев и иностранцев.
Что же произошло за эти 20 лет, которые изменили Афганистан до неузнаваемости?

Руслан Султанович, насколько оправданным с политической точки зрения был осуществлен ввод ОКСВ в Афганистан?
С позиций сегодняшнего дня, ввод ОКСВ в Афганистан были политической ошибкой, хотя, как думается, эта акция не была решающей. Большую ошибку мы допустили в том смысле, что провели в Афганистане больше времени, чем это было нужно. Нам нужно было вывести свои войска из Афганистана гораздо раньше, не ввязываясь в развязавшуюся в стране гражданскую войну на стороне правительства Бабрака Кармаля. Как только это произошло, отношение к советским солдатам резко изменилось. И когда наши подразделения входили в населенный пункт, нас встречали настороженные лица афганцев, и можно было догадаться, что вполне возможно, впереди колонны эти самые жители устанавливали мины, или где-то нас ждет засада. Но наш выстрел был не первый.

В чем причина неудач политики Советского Союза в отношении Афганистана?
После вступления ограниченного контингента советских войск было решено построить в Афганистане государство по тем же лекалам, по которым был построен СССР. Но Афганистан это совершенно иная страна, с иным менталитетом, который отличен от российского или европейского. Поэтому мы начали создавать национальные вооруженные силы в Афганистане, с тем расчетом, чтобы правительство Наджибуллы самостоятельно могло поддерживать должный уровень безопасности в стране. При этом наши солдаты находились во втором эшелоне. И в целом, эта политика оправдывалась. Кстати, это позволило уже в 2006 году вывести 5 частей из состава ОКСВ. Так что, вывод начался двумя годами раньше известной всем даты.
После ухода из республики последнего советского солдата в соответствии с Женевскими соглашениями по Афганистану демократический режим президента доктора Наджибуллы держался еще более трех лет.

И все же, что было сделано для развития внутриафганского диалога, для стабилизации политической обстановки в стране?
Нужно четко себе уяснить, что афганское общество — это сотни племен, во главе которых стоят вожди. Именно они имеют реальное влияние на своей территории. Поэтому в тот период была создана «лойя-джирга», афганское представительное собрание, которая позволяла вести диалог с самыми различными политическими силами. Однако, этот процесс не получил дальнейшего развития, и был сломан. В стране начался хаос.
С приходом к власти моджахедов в стране началась гражданская война.
Были убиты многие видные деятели «коммунистического режима», стали изгоями сотни тысяч военных и гражданских специалистов, обучавшихся в свое время в Советском Союзе. Часть из них была вынуждена перебраться за рубеж, часть на свой страх и риск осталась в Афганистане, потом горько пожалев об этом. «Советский» диплом считался в то время в лучшем случае «волчьим билетом», а в худшем — «путевкой на тот свет».
Остатки афганской армии и полиции были обескровлены увольнением из ее рядов всех, кто в свое время учился в СССР. Армия и полиция остались без квалифицированных специалистов. Функции правоохранительных органов осуществляли вооруженные отряды местных полевых командиров, имевших смутное представление о законодательстве светского государства и легко заменивших его «шариатским правосудием».
О создании прочной центральной государственной власти в Афганистане говорить тогда не приходилось. Страну лихорадило до тех пор, пока к власти не пришли талибы — единственная реальная в то время политическая и военная сила.

Руслан Султанович! А почему к власти пришли талибы?
Кто такие талибы? Это учащиеся медресе, которые хотели жить так, как написано в Коране. Пора всем понять, что афганцы, это люди со своими собственными взглядами на жизнь, и они, безусловно, будут отстаивать свое право жить так, как им хочется. Но страны коалиции вошли в Афганистан, обвиняя талибов в террористической деятельности. Страны коалиции совершают ту же самую ошибку, что когда-то совершили мы. Они пытаются строить афганское общество по своему образцу и подобию, используя принципы западной демократии. Результат вполне предсказуем. Выход только один, нужно собирать вождей племен за общий стол переговоров, и вести длинные и нудные разговоры. Другого пути просто нет.
Но коалиция ведет подготовку к вступлению на территорию Пакистана, где располагаются базы талибов. К чему это может привести?
Делать этого ни в коем случае нельзя. В Пакистане существует очень хрупкий экономический и политический мир, но армия Пакистана никогда не допустит вторжения чужих войск на свою территорию. Кроме того, существуют и достаточно непростые пакистано-индийские отношения. И Пакистан — это ядерная держава. Поэтому вполне вероятен региональный военный конфликт, причем в непосредственной близости от границ России.

Чем Россия может помочь коалиции для восстановления Афганистана?
Безусловно, для политического урегулирования внутренних афганских проблем необходим сильный лидер. Россия, конечно, может представить и транспортные коридоры для доставки грузов в Афганистан для нужд коалиции, может предоставить афганской армии вооружение, которое доказала свою эффективность в условиях боевых действий в этом регионе. И кроме того, не стоит забывать, что в России проживает немало этнических афганцев-военных, нашедших в свое время убежище в России от репрессий со стороны афганских властей. Они вполне могли бы стать важным кадровым ресурсом для восстановления афганской армии.
Только разведанные запасы полезных ископаемых в Афганистане составляют как минимум 62 миллиарда кубометров газа, около 500 миллионов тонн угля, 15 миллионов тонн нефти. Помимо этого Афганистан обладает огромными запасами меди, хрома, железа, значительными запасами тантала, ниобия, бериллия, лития, многочисленными месторождениями драгоценных и полудрагоценных камней.
Американская игра в Афганистане стоит свеч.
Что делает сегодня в Афганистане Россия? Очень немногое. Гуманитарные акции в виде поставок муки «голодающему афганскому народу» по просьбе президента Карзая — это, конечно, хорошо. Но и они блокируются Узбекистаном, который не желает вовремя пропускать российские вагоны с мукой в афганский порт Хайратон. Россию опять поблагодарят за помощь, а потом вновь заговорят о «русских агрессорах», сваливая на них всю вину за нынешние тяготы афганского народа. Готовность России к сотрудничеству вызывает бурную и неоднозначную реакцию в афганских политических кругах и всем афганском обществе.
Некоторые газеты писали о начале возрождения регионального сотрудничества Афганистана со своими соседями, однако ряд политических деятелей воспринял такую новость в штыки.
Президент США Барак Обама пообещал удвоить количество дислоцированных в Афганистане американских военнослужащих с 36 тысяч до 60 тысяч в течение 18 месяцев. Похоже, Америка не будет жалеть для реализации своих планов никаких финансовых ресурсов, считают эксперты.

Руслан Султанович! Вы возглавляете Союз воинов-интернационалистов. Какие задачи стоят перед вами?
Первая и основная — это медико-психологическая реабилитация тех, кто прошел Афганистан. Сегодня бесплатная медицина практически не существует, врачебная помощь стоит немалых денег. Нужно учесть, что помощь необходима и для членов семей воинов-интернационалистов. А это тоже немалые деньги.
В чем основные проблемы союза воинов-интернационалистов?
Все дело в том, что ни в одной из республик бывшего СССР не существует государственной программы медицинской реабилитации воинов-интернационалистов. Люди остаются один на один со своими непростыми жизненными проблемами. Такие программы нужны, причем нельзя откладывать решение этих задач на потом. Это нужно делать сейчас.

…Он говорит спокойно и взвешенно, как человек слова и дела он знает, насколько непросто оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Жаль, что выступление Руслана Аушева снимало только английское телевидение. Видимо, российское телевидение было занято на тот момент более важными делами.

В. Васильев

Проголосовать за эту статью: