№11 от 13 марта 2009 На главную
Оскорблённые несправедливостью

Нынешний кризис по своей природе является финансово-экономическим. Но он обнажает и многие вопросы социально-политического и даже морально-нравственного характера. Мы видим, как напряженно работают президент России и правительство РФ, проводя в жизнь антикризисные меры. Видим, сколько проблем возникает на предприятиях, сокращающих объёмы производства и персонал, с какими трудностями сталкиваются простые труженики, средний класс, получатели кредитов, участники ипотеки. И в этой ситуации неприятно поражает то, как ведут себя некоторые представители, так называемой элиты.
Первые в 2009 году выпуски газет и журналов были полны подробностей лихих новогодних гулянок наших бизнесменов и чиновников за границей. Широте их натуры, оказывается, никакой кризис не помеха. А несколько ранее СМИ нас «порадовали» сообщениями о презентации нового глянцевого журнала для мультимиллионеров, открытии элитарного концертного зала для богатых, выборах российской «Мисс Гламур» и прочих подобных же «ответах» российских толстосумов на тяготы мирового кризиса. С огромной помпой в ноябре прошлого года в Москве прошла выставка «Millionaire Fair», где мимо яхт, вертолётов и пентхаусов Дубае продавалась, к примеру, и так «необходимая» вещь, как холодильнв обтянутый... змеиной кожей.
Почему подобная этика недоступна многим представителям российского капитала — отдельный разговор. Видимо, слишком уж легко в 90-е годы делались в России многие крупные состояния. К тому же скачок «из грязи в князи», зачастую достигавшийся неправедными путями, привёл в бизнес-элиту да и в государственные структуры немало случайных и недостойных людей.
Почему обществу навязывзается культ агрессивного потребления? Почему в стране, где ещё очень многие живут весьма бедно, телевидение и другие СМИ так увлечены ядовитой аурой гламура и роскоши? Свою роль тут играет, разумеется, позиция самих СМИ. Но глубинные корни болезни лежат в колоссальном социальном расслоении, сложившемся в нашем обществе. Кто платит, тот и заказывает музыку. А платят зачастую именно те, кому мало иметь громадное состояние, надо ещё и выказывать собственную исключительность, презирая и унижая людей, не имеющих больших достатков.
Ведь кое-кто уже просто потерял всякое чувство меры. Читаю недавно интервью одного из депутатов-единороссов и вижу в нём разглагольствования: если в Думе заседает миллиардер, — это, мол, хорошо, а вот пролетарию делать там нечего. Данный господин, похоже, и не задумывается, что попирает основной закон. Или вот, к примеру, модный режиссёр заявляет в прессе: «Меня массовый зритель не интересует, я ставлю спектакль для богатых людей, поэтому билеты будут очень дорогими». Надо ли говорить, насколько антикультурна позиция такого вот деятеля культуры? Но она вдобавок и антиконституционна.
К сожалению, извращённые гиперпотребности так называемой элиты порождают и столь же гипертрофированную обслугу. Число разного рода элитарных магазинов, ресторанов, салонов, школ у нас явно чрезмерно. Культивирование псевдоэлитарности зашкаливает за всякие разумные пределы. Доходит до абсурда, когда на богато изданных детских книжках можно встретить надпись «Для элитных читателей от 3 до 5 лет». Кто, интересно, вырастет в итоге из таких «элитных читателей»?
Пора остановиться. Нельзя расслоение общества и степень социального неравенства доводить до унижения народа и взрывоопасной точки. Сегодня, когда государство реализует программу антикризисных мер, мы должны задуматься над этим. Решая самые неотложные, самые «горящие» задачи, нельзя ограничиваться только технократическими или сугубо финансовыми подходами. Непременно нужны и меры социально-политического характера. Государство должно ясно показывать большинству населения, что видит многие несправедливости нынешнего экономического и общественного устройства, имеет твёрдую волю к устранению общественных раздражителей и поводов для протестных настроений.
Начать, полагаю, государству следует с себя. Определённое сокращение госрасходов уже идёт. Мы давно к этому призывали. Но, я считаю, что принципиально важно не просто ужать расходы, но вообще очиститься от одиозных излишеств и привилегий. Есть предложение партии «Справедливая Россия», в частности, ликвидировать необоснованные привилегии членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, том числе особый порядок медицинского, санаторно-курортного, бытового и пенсионного обеспечения. Совершенно новое звучание в условиях кризиса приобретает и ещё одно предложение «Справедливой России» о введении налога на роскошь. Недавно мне в руки попал экономический прогноз о ситуации на мировом рынке предметов роскоши в 2009 году. Международные эксперты, оказывается, считают, что в России хоть и будут у торговцев товарами класса luxury некоторые проблемы, но гораздо меньшие, чем в иных странах. А вобще на ближайшую перспективу им видятся в мире лишь два благоприятных места для торговли предметами роскоши: рабские Эмираты и... Россия.
Получается, го наши богатые страдают, как метко сразился в одной из своих пьес драматург Евгений Шварц, «сытостью в острой форме». А наше государство — полной неспособностью излечить этот недуг. Дело принципа доказать, что это не так. К тому е введение налога на роскошь в нынешних условиях даст дополнительные средств, которые можно пустить на программы занятости, переобучения, помощь малоимущим. Бюджет и резервные фонды — не безразмерны, и подспорье им необходимо, кроме того, данная мера, несомненно, способна добавить и власти, и предпринимательским структурам доверия со стороны населения. А это тоже крайне важно.
Есть о чём задуматься и представителям наших СМИ, особенно телевидения. Здесь тоже нужны корректировки. Пока создаётся впечатление, что некоторые телевизионщики почему-то решили, будто главная их задача во время кризиса — беспрестанно развлекать и веселить народ, выпускать, так сказать, пар. Но давайте войдём в положение человека, потерявшего работу, озабоченного, как и чем прокормить семью. Каково ему видеть на телеэкранах бесконечные пляски и ужимки расфуфыренных звёзд шоу-бизнеса и сериалы о «шикарной жизни» состоятельных господ и криминала? Зачем его кормят рецептами дорогостоящих салатов в кулинарных передачах и дразнят репортажами из роскошных гардеробных «светских львиц»? Зачем дурманят мистикой и эротикой? Какое тут «выпускание пара»? Такое ТВ, наоборот, становится мощным генератором общественного недовольства.
В очередной раз я скажу о необходимости создания Общественного совета на ТВ. Только создав механизм обратной связи с обществом, мы сможем привести телевидение к реалиям жизни и нормам морали, побудим его играть не разрушительную, а действительно конструктивную и нравственную роль.
Финансово-экономический кризис, который мы переживаем, — серьёзнейшее испытание для России. Но я согласен с теми, кто считает, что при грамотной работе из этого испытания страна может выйти даже с новыми перспективами и возможностями. Важно только не забывать: все мы плывём на одном корабле под названием «Россия». Поэтому невозможно мириться с тем, чтобы на верхней палубе нашего корабля кто-то бездумно пиршествовал и веселился, а внизу лишь увеличивалось количество течей и пробоин.

(Печатается с сокращениями)
Сайт Сергея Миронова

Проголосовать за эту статью: