№11 от 13 марта 2009 На главную
Сага про «ОСАГО»

26 февраля 2009 года в Москве состоялась пресс-конференция для российских журналистов, посвященная поправкам, внесенным в закон об автостраховании и вступающим в силу с 1-го марта этого года.
В пресс-конференции приняли участие:
Андрей Кигин — Президент Российского Союза Автостраховщиков.
Андрей Батуркин — Вице-Президент Российского Союза Автостраховщиков.
Владимир Козлов — Директор по методологии страхования РСА,
Андрей Юрьев — Начальник Управления «Европротокола».

Как известно, с 1 марта этого года вступили в силу поправки к закону об обязательном страховании автогражданской ответственности. Одним из «революционных» нововведений станет введение упрощенного оформления ДТП по системе «Европротокол» и прямого урегулирования убытков при возникновении страхового случая.

Что ни говори, а абсолютное большинство автовладельцев так или иначе были связаны с проблемой возмещения причиненного вреда их железному коню. И мало кто испытал радость от общения со страховыми компаниями, судьями и адвокатами. Страховых компаний в стране достаточно много, и наши автолюбители мало задумывались в какую компанию им следует обращаться, чтобы получить заветный страховой полис. Одна из главных причин — в случае аварии обращаться придется в компанию виновной стороны. Получалось, что государство навязывало услугу гражданину. Хочу я обращаться в эту компанию или нет, это мало кого волновало. Сегодня на рынке страховых услуг сложилась не очень хорошая ситуация. В 15 регионах страны автостраховщики готовы уйти с рынка, поскольку работают себе в убыток. Согласно закона, они могут использовать для своих нужд не более 5% дохода, а 77 копеек с рубля должны идти в фонд возмещения. У некоторых компаний лицензии уже отозваны в связи с банкротством, на очереди еще некоторое количество компаний. При этом могут пострадать примерно 2 млн. владельцев транспорта. Вопрос: «Кому это нужно?». И первый совет читателям, у которых есть железный конь: «Будьте крайне внимательны при выборе компании-страхователя». Лучше всего обращаться в крупные компании, но главное обращайте внимание на следующее обстоятельство. Те компании, которые предлагают громадные скидки — прямые кандидаты в банкроты.
Статистика утверждает — 70% всех автоаварий относится к числу незначительный и сумма ущерба не превышает 22 тысяч рублей. И, тем не менее, нужно вызывать сотрудника автоинспекции, оформлять массу бумаг и тратить силы и нервы на оформление документов. И ясно, что в страховой компании виновника происшествия вас никто не ждет. Есть еще одно «но», которое нужно запомнить всем: «На сегодняшний день нет общепринятой методики оценки нанесенного ущерба». То есть Правительство РФ должно было это сделать, но как-то за хлопотами забыло это сделать, и компании оценивают нанесенный ущерб исходя из собственного опыта и изворотливости. А на практике это приводит к следующему. Попали вы ДТП. Компания-страховщик оценила ущерб в одну сумму, которая вам показалась смешной. Вы заказываете собственную экспертизу, и, естественно, получаете на руки документ с более привлекательной цифрой возмещения. Но, как правило, вам приходится обращаться в суд, который назначает «независимую» экспертизу по оценке ущерба, результат которой может быть совсем иным.
Европа уже давно живет по иным правилам, которые получили название «Европротокол». Суть его проста: «Если в дорожном происшествии нет пострадавших, нет скрытых повреждений, и сумма ущерба относительно невелика, и виновник ДТП не отрицает своей вины, то оба водителя подписывают на месте извещение о происшествии, и разъезжаются по домам, не тревожа при этом сотрудников автоинспекции». Далее пострадавшая сторона относит это извещение в свою (заметьте!) страховую компанию и получает нужную сумму денег из кассы компании. Согласитесь, что это удобно и более соответствует рыночным отношениям — каждый выбирает свою любимую страховую компанию, а компания соответственно любит своих клиентов.
Но, чтите, что Франция, к примеру, к работе по «Европротоколу» шла сорок лет, Украина живет с 1995, Белоруссия с 1999. А мы к всегда — долго запрягали, но ехать придется быстро и освоить новые правила в течение 5 лет.
Итак, многие заметили на экранах телевизоров информационные ролики с шустрыми следователями-колобками. Присмотритесь внимательно, это редкий случай, когда стоит внимательно присмотреться, что говорят герои-мультяшки, чтобы потом не пришлось пожалеть о своей неинформированности.
Запомните, с 1 марта вы сами можете взять на себя ответственность за сумму нанесенного вам ущерба. Совет первый, зайдите в автосалон и узнайте расценки на ремонт вашего автомобиля, потому что сумма, на которую вы можете претендовать по системе «Европротокол» не превышает 25 000 рублей. Поэтому имейте в виду, если вы сомневаетесь, или сумма ущерба явно превышает указанный размер — вызывайте автоинспектора. Если вы обратитесь в суд, то результат малопредсказуем, поскольку суды, как это не печально, могут и не принять во внимание ваше извещение. Для суда это пока не документ.
Важно помнить следующее — участники ДТП должны иметь (оба!) полисы ОСАГО. На остальные компании это не распространяется. И важно — подпись под извещением о ДТП должны поставить оба участника дорожного происшествия, один из которых добровольно соглашается с тем, что он является виновником ДТП. Имейте в виду, что каждый автовладелец может иметь не более 2-х автомобилей, застрахованных по системе ОСАГО. И никаких разногласий у участников ДТП быть не должно.
25 000 рублей — это конечно мизер. Руководители российского союза автостраховщиков подтвердили, что в скором будущем сумма возмещения увеличится, но нужно наработать опыт, чтобы оценить практику действия упрощенной схемы оформления ДТП.
Еще одно правило, которое нужно помнить. В течении 5 дней после ДТП, участником которого вы стали, ваша прямая обязанность — сдать заполненное извещение в свою страховую компанию. И в течение 30 дней, согласно новым правилам страхования, вы обязаны получить прямую выплату. Запомните, именно прямое возмещение, а не страховую выплату. И теперь самое главное. Упрощенная система оформления ДТП действует только на полисы ОСАГО, заключенные со страховыми компаниями после 1-го марта 2009 года. Если хотя бы один из участников дорожного происшествия имеет договор, заключенный до этой даты — вызывайте сотрудника автоинспекции.
А теперь о наболевшем. У некоторых может появиться соблазн сделать на этом свой маленький бизнес. Ну согласитесь — решат два автовладельца немного подзаработать и оставят это самое извещение, в котором оформят по всем правилам якобы совершившееся ДТП не выходя из свей квартиры.
На это счет руководители союза страховщиков пообещали, что будут доводить дело до суда, и если суд ограничится условным сроком наказания, то предусмотрен огромный штраф для злодеев. Попросту, следующий договор автострахования обойдется намного дороже. А учитывая, что создан единый клиринговый центр со своей базой данных, в которую включены все автовладельца, мало ни кому не покажется. Поэтому, тот, кто думает, пусть лучше не думает…
Есть еще один «подводный камень», о который можно споткнуться на дороге. В момент аварии человек находится в шоке, и потому может подписать все что угодно. А на утро, у него может резко измениться мнение о своей роли в ДТП. Что делать? Обращаться в суд.
Теперь об особенностях русской езды на автомобилях. В некоторых странах Европы, на автомобилях установлены устройства, получившие названия «антиалкогольные замки». Причем на всех автомобилях, включая и общественный транспорт. Но кто в России не любит прокатиться с ветерком после застолья. Поэтому еще один совет. Если, не дай бог конечно, один из участников ДТП под «мухой» и предлагает вам оформить происшествие по упрощенной схеме, не соглашайтесь. Нужно прекратить «алкогольный террор» на наших дорогах, проявите гражданское мужество и вызовите сотрудника милиции. Кто знает, может быть вы этим спасете кому ни будь жизнь.
И есть еще одна новость. Союз автостраховщиков обратился к владельцам автосалонов, среди которых большинство относится к малым предприятиям. С просьбой представить калькуляцию расчетов стоимости запчастей и нормо-часов при производстве ремонтных работ. Это нужно как раз для того, чтобы рассчитать максимальную сумму прямого возмещения автовладельца. Сегодня средняя сумма колеблется от 32 000 рублей в Приволжском Федеральном округе, до 120 000 в Центральном. Это, между прочим, в интересах самих предпринимателей.
Российский союз автостраховщиков готов ответить всем автовладельцам на их вопросы совершенно бесплатно по телефону 8-800-200-22-75 или для жителей Подмосковья 495-641-27-85. И главное, берегите себя. А ОСАГО вам в этом будет верным помощником.

Есть и хорошие новости для водителей. Верховный суд «разрешил» терять ключи автовладельцам, застрахованным по системе «КАСКО». Такой пункт имелся в полисе страхования, но суд признал такой пункт незаконным, сославшись на отсутствие подобного пункта в Гражданском кодексе РФ. Теперь страховые компании вынуждены будут компенсировать.
И кроме того, Верховный суд разъяснил некоторые спорные моменты Правил дорожного движения.
В частности,дано разъяснение, что даже если водитель и совершил аварию, в которой погибли люди, то у него могут быть смягчающие обстоятельства. Например, если в машине погибли люди, то суд должен учитывать, были они пристегнуты или нет (для мотоциклистов важное значение имеет наличие шлема). Правда, при этом Верховный суд подчеркивает, что водитель обязан следить за тем, чтобы пассажиры были пристегнуты (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности). То есть если водитель обычной легковой машины перевозил пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, то он будет нести полную ответственность при совершении аварии. Суд подчеркнул, что смягчающим обстоятельством при аварии может быть признано неудовлетворительное состояние автодорог, мостов, железнодорожных переездов. Вспомнил Верховный суд и про водителей скутеров, на которых у нас можно ездить без прав (если объем мотора не превышает 50 «кубов», а максимальная скорость 50 км/ч). Если водитель скутера станет виновником аварии, то он будет нести ответственность по статье «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта». Она предусматривает в случае гибели людей максимальное наказание вплоть до восьми лет лишения свободы. Если же водитель уезжает с места ДТП, то его отныне могут посадить за решетку, причем на весьма длительный срок. Покидание места ДТП можно будет квалифицировать по статье «Оставление в опасности». А она предусматривает арест на срок до трех месяцев. «Под заведомостью оставления без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, следует понимать случаи, когда водитель транспортного средства осознавал опасность для жизни или здоровья потерпевшего, который был лишен возможности самостоятельно обратиться за медицинской помощью вследствие малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния (например, в случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.)». Что касается алкоголя, то тут Верховный суд был суров — опьянение признано отягчающим фактором

Проголосовать за эту статью: