№12 от 27 марта 2009 На главную
Да не прервется связь времен

В 1897 году в «Швейцарском журнале уголовного права», Ганс Гросс предложил термин «криминалистика» (от латинского слова criminalis — касающийся преступления), он был одним из первых, кто обратил внимание на необходимость разработки новых, научных методов расследования. Впервые в России научные основы криминалистической экспертизы разработал Евгений Федорович Буринский, который открыл до тех пор неизвестные науке способы исследования важнейших видов вещественных доказательств. Он создал судебную фотографию и превратил ее в могущественное орудие исследования. В 1893 году была открыта первая государственная российская судебно-фотографическая лаборатория при прокуроре С.-Петербургской судебной палаты.
После Великой Октябрьской социалистической революции 5 октября 1918 года на заседании Коллегии Народного Комиссариата внутренних дел РСФСР было принято положение об учреждении отделов уголовного розыска. Одновременно понимая, что борьба с преступностью ведется слабо, кадры сотрудников уголовного розыска малочисленны и недостаточно квалифицированы, буквально, в первые дни, после создания уголовного розыска его руководители, несмотря на ограниченные финансовые и кадровые возможности тех лет, приступили к организации криминалистических подразделений. 15 февраля 1919 года Коллегия НКВД РСФСР утвердила проект сметы на организацию кабинета судебной экспертизы, регистрационного и дактилоскопического бюро, а также музея.
1 марта 1919 года при Центророзыске НКВД РСФСР начал функционировать первый в Российской Федерации кабинет судебной экспертизы, который стал основой научно-технической службы уголовного розыска, первым криминалистическим экспертным подразделением в органах внутренних дел. Первым его руководителем, организатором и экспертом был назначен Петр Сергеевич Семеновский.
Вот так, девяносто лет назад и начала функционировать служба экспертов-криминалистов. За эти годы многое что происходило в стране, и все же криминалисты несли свою нелегкую службу, решая свою главную задачу — сбор улик и вещественных доказательств, которые оставляет преступник. О славном пути сотрудников криминалистического отдела расскажет человек, который не только сегодня возглавляет эту службу в Люберецком ГУВД, но который с детства мог наблюдать за тем, как формировалась криминалистическая наука в стране.

Знакомьтесь, Александр Владимирович Бурчанинов, полковник милиции, начальник экспертного отдела Экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) по Люберецкому району.

О прошлом

— Я всегда спрашиваю молодых сотрудников, когда они приходят к нам в отдел, что они знают о своих бабушках и дедушках. И, к сожалению, молодые люди мало что могут рассказать о своих предках. И это я считаю, очень плохо. Нельзя, чтобы прерывалась связь времен, что бы мы забывали о своих корнях. Мой отец, Владимир Петрович Бурчанинов родился в 1923 году, а мама в 1925. Его отец, и мой дед, Петр Никифорович в 1918 году поступил на службу в ОГПУ в Омске, и два года провел в тайге, откуда вышел больной цингой. Нужно помнить, что это было за время. Сибирь кишела бандитами всех цветов и оттенков, и на фоне развала экономики и отсутствия власти преступность расцвела пышным цветом.
И все же за короткое время жизнь в стране наладилась. Мой отец с отличием окончил школу, был заядлым спортсменом, причем имел звание мастера спорта, знал языки. Выпускной вечер в школе прошел 18 июня 1941 года, а через четыре дня началась Великая Отечественная война, и отец ушел рядовым на фронт. Потом стал командиром разведроты, получил звание старшего лейтенанта. Во время сражения на Курской дуге, был тяжело ранен, потерял левую руку. Пока лечился в госпитале, закончил судебно-бухгалтерские курсы, после этого уехал в Киев и поступил в Киевский университет на юридический факультет, занялся научной деятельностью и защитил кандидатскую диссертацию. Затем возглавил кафедру криминалистики в Томском университете и стал первым ученым-криминалистом за Уралом. Он сумел вырастить десятки высококлассных специалистов, а его книга «Криминалистическая техника», изданная 50 лет назад была и остается «энциклопедией» для криминалистов. Мои дочери, хотя им совсем немного лет, знают историю своей семьи, и могут рассказать ее. Пойдут ли они по стопам деда и отца? Пока об этом судить рано, но говорят, что папин кабинет им нравится.

О себе

— Я родился в Томске, там же окончил школу, и поступил на юридический факультет в университет. Я должен отметить, что поколение наших отцов, прошедших фронт, перенесших и холод и голод, было закаленным не только физически, но и были людьми высокой нравственной закалки. Они знали цену жизни, умели отстаивать свои взгляды, брали на себя ответственность и работали, не покладая рук. Мне было с кого брать пример. Затем была школа милиции в Москве, которая дала мне специальность криминалиста, и я смог продолжить дело отца в качестве практика. И как говорится, попал из огня да в полымя.

О времени

— Примерно с 84 года в жизни страны начался этап, который одни называют «криминальной революцией», другие бандитским беспределом. Но как говорится, хрен редьки не слаще. Вал преступности обрушился на страну вслед за экономическим кризисом. Мы были к этому не готовы, пришлось перестраиваться на ходу, чтобы хоть как-то противостоять натиску преступности. Появились такие преступления, которые в СССР были просто не мыслимы, или носили единичный характер. Еще хуже положение стало в 90-е годы, когда начался процесс приватизации и передела собственности. Это закономерно, как только в стране начинаются экономические неурядицы, так мы ожидаем рост преступности.

О тех, кто рядом

— Я хорошо помню все свои дела за первые пять лет. Сейчас открываю фотографии, и сразу узнаю, что, где и когда происходили события. Таково свойство памяти. Работать приходилось много, сутками на выездах. Тогда же в отделе начало складываться кадровое звено из криминалистов. Как и в любом деле, кадры решают все. А создать коллектив профессионалов далеко не простое дело. Связывались с различными учебными заведениями. В основном опирались на Московскую школу милиции. Сняли фильм о работе нашего подразделения, показывали его учащимся. Постепенно сформировали коллектив... Чем отличаются эксперты-криминалисты от работников других подразделений? Почти у каждого два высших образования. Второе — юридическое. Подразделений, где такой подбор кадров — по пальцам пересчитать. У нас в отделе — два полковника, шесть подполковников, два майора, четыре капитана, два лейтенанта. Половина личного состава проработало тут уже более 15 лет. Сильные эксперты, профессионалы. Своими силами много преступлений раскрываем. Только за прошлый год установили порядка 300 лиц, причастных к совершению преступлений. Хотя сам по себе факт не очень радостный. Добавились финансовые преступления, увеличилось число угонов автотранспортных средств. К примеру, совершаются преступления экономического характера. Мы проводим исследования, связанные с подделкой документов. А занимается расследованием этих преступлений — отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Но мы оказываем содействие всем. Делаем экспертизы для судов, для прокуратур и для военной прокуратуры, и для ФСБ. Работаем со всеми силовыми структурами не только Люберецкого района — и в Москву, и в другие районы приходится выезжать. За последние пять лет нагрузка на экспертов увеличилась примерно в два раза. С разными причинами это связано — и с приходом нового руководства в МВД, и с новыми требованиями, с новой системой работы. Человек ко всему привыкает, и все же работа у криминалиста весьма специфичная. Нужно посещать морг, откатывать трупы. И не всякий это может выдержать. Зачастую бывает так. Праздники наступают, народ за праздничным столом сидит. А ты — около трупа. Вот и все праздники. К тому же несем круглосуточное дежурство. Не важно — новый год, день милиции, мы на посту, выполняем свою работу. Это как мартеновская печь, которая металл выплавляет — останавливать нельзя.

О женщинах

— Я преклоняюсь перед женщинами, которые работают у нас в подразделении. Их четверо. С трупами работают, с потерпевшими от насилия, выезжают на убийства, на места совершения преступлений. Разные же случаи бывают — с техникой безопасности, к примеру, связанные. К примеру, человек упал с 15 этажа и расшибся. Но выезжать надо, выяснять причину. Нарушение техники безопасности это, или человеку помогли спрыгнуть. И сотрудницы выезжают, работают, хотя не каждый мужчина это выдержит. Человек сам выбирает себе судьбу, сферу деятельности. Две моих сотрудницы — уже подполковники! А одна — капитан.

Памятное

— В 2006 году произошло убийства Мэра города Дзержинский Виктора Ивановича Доркина. Убийство, что называется, было резонансным. Работали без отдыха и сна. И когда составили фотокомпозиционный и словесный портрет подозреваемого, раздался звонок руководителя одного из оперативных подразделений. И он назвал мне фамилию предполагаемого убийцы, которого они вычислили по своим оперативным каналам. Это было стопроцентное попадание в яблочко. Успехом завершилась и расследование убийцы милиционеров Трошина и Галдина, памятник которым стоит в ОВД «Томилино». Это дело было раскрыто при нашем активном участии в течение нескольких дней.

О будущем

— Российские ученые и криминалисты-практики всегда шли впереди своих коллег из-за рубежа. Наши достижения в этом неоспоримы. Проблема вся в том, что отсутствие финансирования сдерживает производство и внедрения новых технологий в этой области. Преступность не имеет границ, и развитие информационных и иных инновационных технологий дает преступникам иллюзию того, что они смогут уйти от ответственности. Идеальных преступлений не бывает, преступник все равно оставляет следы, которые помогут его изобличить. Наша задача — найти эти улики. Конечно, сериалы, показывающие техническую оснащенность западных криминалистов — это не просто пропагандистский материал. И все же, несмотря на недостаточность современных средств, которые мы используем в своей работе, наши сотрудники умеют работать достаточно эффективно. Но рано или поздно придется решать вопрос технического оснащения нашей службы.

Благодарность

— В первую очередь спасибо моим товарищам по службе за то, что несмотря ни на что работают и добиваются результатов. Наше подразделения — одно из лучших в Подмосковье. Спасибо родным и близким наших сотрудников, за их понимание трудностей нашей работы, за то, что они безропотно сносят наши дежурства, экстренные вызовы, за то, что нас любят и стараются помогать нам.

Большое им за это человеческое спасибо!

Записал В. Васильев

Проголосовать за эту статью: