№14 от 28 апреля 2009 На главную
«Победа» — это после беды...

Война. Как много значит это слово для тех, кто пережил ее?

Как много можно увидеть в глазах ветеранов, в глазах героев той самой Великой Войны. В них все: от горести и скорби прошлых потерь до искренней и непреодолимой радости победы... Победы общей и единой, состоящей из тысяч и тысяч мельчайших частиц — подвигов каждого из тех, кто принял этот удар на себя. И не важно, где застал он человека: на поле брани или же в тылу. Это горе пало на плечи всех, на плечи народа. Навряд ли найдется хотя бы один дом, что был помилован этой страшной войной. Именно поэтому я считаю, что наш долг — чтить память героев, никогда не забывать о том, что наше настоящее — заслуга их прошлого. Об одном из этих героев я и хотел рассказать.

Немного биографии

Василий Петрович Балашов родился 4 января 1927 года в деревне Котельники в обычной крестьянской семье. В 1930 году их семья переехала в пос. Дзержинского. С самого детства приходилось нелегко: отец работал на заводе, но одновременно являлся и колхозником, вследствие чего был обязан отдавать установленный налог на сельхоз продукцию. Естественно, дети помогали родителям и в колхозе занимались прополкой моркови, лука, огурцов и др. культур. Летом — работали, зимой — учились в коммуне. Так и жили вплоть до рокового 1941 года...

Когда пришла Война

Вскоре после того, как возвестили о начале войны, был издан приказ об эвакуации завода, на котором работал отец семейства. Согласно распоряжения завод должен был быть эвакуирован в г. Новосибирск в декабре месяце 1941 года. После того, как за бесценок все запасы на зиму уже были проданы, на семейном совете было принято окончательное решение – все же отказаться от переезда, несмотря на угрозы администрации завода. Да, действительно, семью в семь человек вряд ли кто-либо ждал там, в Новосибирске... Началось страшное, голодное время. Василий Петрович до сих пор помнит, каково приходилось тогда. Чтобы хоть как-то накормить себя и домочадцев (эта обязанность легла именно на его плечи), он ездил на брошенные, замершие поля деревни Остров. Там он, разрывая заснеженные гряды с картофелем, разрубал их топором (!) и, выворачивая «наизнанку», извлекал мороженый картофель. Собрав таким образом 25—35 кг картофеля и погрузив на салазки, ему приходилось преодолевать примерно 10—12 километров (только в один конец) по дороге к дому.

Тыловые будни

В октябре 1942 года отец Василия Петровича устроил его на завод № 512 Наркомата Боеприпасов учеником токаря. Так начался его нелегкий рабочий путь. В военное время трудовая смена составляла 12 часов. Простой станков категорически не допускался, поэтому, если твой сменщик не являлся, то приходилось работать круглосуточно. Сам труд и его условия были тяжелейшими. Ремонтный цех, в котором и трудился Василий Петрович, не отапливался зимой, и руки буквально примерзали к рукояткам станка. Так же очень плохо было с металлом: при получении чертежей какой-либо детали, рабочим приходилось самостоятельно искать материалы для ее изготовления. Всем рабочим полагались карточки на питание. В стандартный паек входило: 600 г. хлеба (в день), 2 кг крупы и 2 кг мяса (на месяц). А высшее руководство завода питалось в итээровской столовой, располагавшейся в отдельном помещении. И как же горько было смотреть простым рабочим на те итээровские столы, обличенные в белые скатерти, на вазы, что всегда были полны хлеба... Но, несмотря на все это, никогда никаких вопросов или прений на заводе не возникало. Все понимали — идет война и, действительно, прилагали титанические усилия, отдавая все своей стране, не взирая ни на что.

Ученье — свет...

К сентябрю 1944 года, когда дух победы уже витал и ощущался, кажется, в самом воздухе, администрация завода разрешила молодым рабочим получать образование. Василий Петрович воспользовался данной возможностью, хотя совмещение работы и учебы давалось очень тяжело. Так, к 1945 он заканчивает 8-ой класс и в том же году успешно сдает экзамены в Люберецкий техникум с/х машиностроения. Надо отметить, что осознание необходимости получения образования пришло к Василию Петровичу еще в начале войны, и, именно с тех пор, он страстно устремился к знаниям и науке. Однако, когда пришло время приступать к непосредственному обучению в техникуме, с завода его не отпустили. Тогда он решил всеми правдами и неправдами добиться своего. И желание учиться оказалось сильнее: после двух месяцев демонстративного саботирования производства, начальник цеха все же отпускает ценного и опытного (к тому времени Василий Петрович уже выучил ученика токаря) сотрудника в техникум. С тех пор можно полноправно говорить о начале научной карьеры тогда еще совсем молодого студента.

Век живи — век трудись

Сегодня Василию Петровичу 83 года. Ветеран труда, заслуженный инженер сельского хозяйства, призер множества конкурсов и успешный изобретатель он до сих пор продолжает свою трудовую деятельность. Несмотря на тяжелое детство и юность, все жизненные невзгоды, он сохраняет высокий жизненный тонус и ведет активную жизнь. Ясности его взгляда и силе рукопожатия сегодня могут позавидовать и молодые люди. Глядя на него, просто не веришь в то, что этому человеку — 83 года!

* * *

Война. Это действительно страшно. Наверное, это худшее из того, что придумал человек. Узнавая о войне больше, порой, просто не верится, что все это было на самом деле. Однако когда ты слушаешь человека, который своими глазами видел все это, не поверить невозможно. И для меня удивительно, что, повествуя о всем ужасе и реалиях военного времени, Василий Петрович говорит об этом как о чем-то бытовом, обыденном и естественном. Да, Война — неотъемлемая часть жизни того поколения. У них просто не было выбора. И я преклоняюсь перед мужеством, силой духа этих людей, всех, кто, жертвуя собой, сражался, не зная страха и усталости. Ибо благодаря именно их подвигу у нас выбор есть...

Штукин П.

Проголосовать за эту статью: