№15 (в сокращении) от 15 мая 2009 На главную
На крутых поворотах истории

Скоро мы будем отмечать 80-летие со дня образования Раменского района Московской области. Учреждения культуры, печать, радио и телевидение проводят различные мероприятия в преддверии этой даты. Но свою историю нужно знать не только в связи с круглыми датами. Как известно, без прошлого нет будущего. Поэтому редакция газеты «В рабочий полдень» решила сделать постоянной рубрику, посвященную истории Раменского района и пригласила в редакцию Раменского краеведа Михаила Дмитриевича Соколова.

О том, как все начиналось...
Началось это давно! В Раменском образовывались общества Охраны Памятников (полностью ВООПИК — Всесоюзное Общество Охраны Памятников Истории Культуры). Тогда я работал в РПКБ и состоял в небезызвестном обществе «Знание», которое занималось пропагандой и различной агитационной деятельностью. я читал краеведческие лекции по истории Раменского района, и , кроме того, по сугубо узким темам: о Федоре Михайловиче Дмитриеве, о памятных местах района и другим. С тех времен даже сохранилась благодарственная грамота, правда в ней написано: «За активную воспитательную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся.» ...Но первую грамоту я получил от Общества Охраны Памятников: «За активное участие в охране памятников истории культуры». Но все же, если быть честным, началось все еще с детства. Я родился и вырос на улице Первомайской, а раньше она называлась Поповка, так как жили на ней только церковные служители. От моего отца и его сестер я слышал истории — о церкви, где служил мой дед, о памятнике Дмитриеву (первому русскому директору Раменской фабрики) и о странной барыне, Елизавете Павловне Дмитриевой, его вдове, которая жила в соседнем доме и вела замкнутый образ жизни... Все это меня интересовало, я стал собирать факты, воспоминания старожилов.

Где вы получили образование?
Я закончил школу №2 в городе Раменское, поступил в МАИ. А потом получил распределение по месту жительства на молодое предприятие РПКБ (ему тогда было лет десять и называлось оно ОКБ). 13 марта 1958 года я пришел, и ровно через 35 лет, день в день, 13 марта — ушел на пенсию.

Вернемся к обществу Охраны Памятников...
Мы готовили лекции, ездили по району, (по старым церквам, усадьбам, памятникам), устраивали экскурсии. Сначала для своих раменцев, а потом, помнится, и для Жуковского , для работников ЦАГИ. Тогда этим еще никто не занимался, все было интересно и ново.

Были люди, которые повлияли на ваше увлечение?
Скорее всего те, с кем я сотрудничал. Узнавал новое для себя, рассказывал то, что неизвестно. Например, на комбинате «Красное знамя» к столетию со дня рождения В. И. Ленина готовился музей истории фабрики. Руководил этим пенсионер, бывший работник комбината Василий Иванович Горин. Он многое мне рассказал. Я даже присутствовал на собраниях актива — бывших фабричных работниц. Они садились за круглый стол и начинали вспоминать... Было еще несколько коллективов. Например, Раменский Краеведческий музей. Я состоял в общественном совете при музее. Много сотрудничал с нынешним директором музея, Татьяной Васильевной Андреевой.
В 1992 году в Раменском решили провести день памяти Ф. М. Дмитриева, посвященный 110-летию со дня его смерти. Тогда я впервые встретился с его правнучками, Екатериной Федоровной и Евдокией Константиновной. С тех пор завязалась наша дружба. Они приезжали к нам неоднократно — я приглашал их в школу. Екатерина Федоровна тоже стала заниматься родословной Дмитриевых. У Дмитриевых невероятные переплетения с интереснейшими семьями — Рукавишниковы, Мамонтовы, Гиппиус.
Тогда в музее были выставлены картины Коли Дмитриева, который погиб в возрасте 15 лет, организована экскурсия по фабрике, открыта мемориальная доска, и даже торжественный вечер в ДК Воровского.
Интересная история связана с Мемориальным музеем А.С.Пушкина. Я приехал туда по поводу потомков Пушкина, и там была выставка неопознанных вещей, портретов и т. п. Лицо на одном из портретов напомнило мне графиню Риччи — приемную мать жены Дмитриева. (История этой женщины крайне интересна — она была двоюродной сестрой декабриста Лунина.) Я сказал об этом работникам музея. Мы подняли документы в библиотеке, старинные свидетельства, книги. Приезжал туда несколько раз. Позже, на специальное художественном совете, утвердили верность моего предположения. Потом, в газете «Вечерняя Москва» была статья о нашем открытии. На телевидении была передача Ираклия Андронникова, известного литературоведа посвященная неопознанным вещам, в которой упоминалась и моя помощь с опознанием портрета графини Риччи.

У Вас богатая историческая коллекция — книги, фото, документы... Расскажи те, как все это собиралось?
Постепенно. Я ездил по букинистическим магазинам, библиотекам — искал, покупал, собирал, что мог... Что-то получил в подарок от людей, которые знали о моем увлечении. К примеру, историю памятника Дмитриеву работы Антокольского я для себя открыл случайно найдя книгу 1905 года с перепиской Антокольского со Стасовым и другими московскими друзьями. Полтора часа я листал, переписывал... Уникальное издание! Оказывается, что памятник создавался несколько лет. Его заказал Малютин сразу после смерти Дмитриева, в 1882 году. Антокольский был болен и жил тогда в Париже. Император Александр III, будучи в столице Франции, побывал в мастерской скульптора и даже просил этот памятник в свою коллекцию, но Антокольский предложил ему создать копию с фигуры, сказав, что эту он сделал по заказу для определенного человека. Заказчик оплатил только половину обещанной суммы и скульптор писал Стасову с просьбой как-то повлиять на Малютина. А памятник привезли на могилу в 1886. Кстати, по легенде, рабочие фабрики узнали о том, что памятник уплачена не вся сумма и, собрав недостающие деньги, отослали их в Париж...

Вы упоминали, что работаете в школе. Можно узнать об этой работе подробнее?
Конечно. Нина Семеновна Нестерова, директор школы №4, пригласила меня еще в 1992 вести факультатив по краеведению. А в 1994 году мы, совместно с Михаилом Ивановичем Жуковым, преподавателем истории и туризма, составили программу по туризму и краеведению, рассчитанную на 2 года (10-й и 11-й класс).

Ваш замысел осуществился?
Да, был выпуск учеников, обученных по этой программе для туристов-инструкторов. Правда, походов было мало, в основном — экскурсии.

Как все сложилось дальше?
А дальше было сокращение штатов... Но через год меня снова пригласили в эту школу заведовать музеем «Боевой славы 7-ой гвардейской Воздушно-десантной дивизии». Около полугода ушло на приведение в порядок имущества: Переписывал, переклеивал, налаживал контакты с ветеранами, делал доклады, организовывал встречи... К 2000 году сделал новую экспозицию о людях, воевавших в этой дивизии. Идея была рассказать о том, что с ними стало после войны.

Считаете ли Вы важным преподавание в школах краеведения наряду с историей государства?
Безусловно! Ведь история нашего района — это неотъемлемая часть истории нашей родины. Во всем, что бы ни происходило в стране, так или иначе принимали участие люди, которые здесь жили! Тот же Дмитрий Донской, по пути на Куликово поле, проходил через наш район. Мировая война 1812 года тоже коснулась наших земель — здесь собирались ополченцы из местных крестьян, запасы продовольствия для солдат. Тарутинский марш-маневр начался за Боровским курганом. А Великая Отечественная Война — сколько наших героев в ней участвовало! В нашем районе строили бронепоезд «Москвич», наши люди ездили на трудовой фронт, Ильинский класс, который целиком ушел воевать... Любую историю нужно преподавать, рассказывать об истории нашего города, района, да всего Подмосковья!

На Ваших глазах город рос и менялся из поколения в поколение. Как Вы относитесь к сегодняшним переменам в Раменском?
Вообще отношусь положительно. Есть, конечно, и отрицательные стороны, но видимо, так и должно быть, иначе все загнило бы! Всему необходимо движение.

Есть ли у Вас свои исторические издания?
Своих книг пока нет, но есть книги, выпущенные с моим участием. В 1970-х я познакомился Марией Григорьевной Аверьяновой. Она увлекалась историей, краеведением, занималась сбором информации. При Московском университете было сформировано общество, готовившее выпуск книг «Энциклопедия сел и деревень Подмосковья». Мария Григорьевна выпустила первый том этого издания. Затем последовало издание «Край Раменский. Век XX», в составлении которого и я принимал участие — проверял, правил и кое-где дополнял ее рукописи. В третьей книге о народном образовании я участвовал как соавтор; Моя часть — история образования с 1929 года, по 60-е годы. Фотографии в этом издании почти все из моей коллекции. Конечно, еще было множество статей, очерков. Я участвовал в издании дневника с элементами краеведение — там на каждой страничке были краткие исторические справки.

Вы сказали: «Пока нет». Значит, планы есть?
Да. Вообще планирую взяться в ближайшем будущем. Есть множество записей, набросков, просто нужно время.

Что это будет за издание?
Своего рода «Очерки по городу» — заметки краеведа. Последовательный рассказ о Центральной части, базарной площади, княжеском имении, Поповке и Центральной улице, Красноармейской, Донинской и так далее. Некоторые части будущей книги уже существуют, только в черновиках. История сегодня сделала очередной крутой поворот. И все же, несмотря ни на что, в душах людей существует уверенность, что мы сможем найти свою дорогу и преодолеть нынешние нелегкие времена. Именно об этом и рассказывает в своих трудах Михаил Дмитриевич Соколов. Нужно только внимательно прислушаться к его словам. Его устами говорит сама история нашего великого народа.

Беседовал М. Барков

Проголосовать за эту статью: