№16 от 29 мая 2009 На главную
А. Хинштейн: «Прежде, чем указывать пальцем на мои недостатки, вытрите палец!»

Таким изречением одного из американских политических деятелей начал свое выступление на представлении доклада Фонда исследований проблем демократии депутат Государственной Думы РФ, известный журналист А. Хинштейн. Доклад называется «Коррупция и внесистемная оппозиция», и раскрывает коррупционную практику деятельность лидеров так называемой, «внесистемной оппозиции». К последней по мнению А. Хинштейна следует относить тех, кто требует изменения существующего строя, используя для этого антиконституционные методы борьбы. Таких организаций и политических деятелей достаточно много, однако численность их невелика. Однако опасность этих организаций заключается в другом. Критикуя власть за коррупцию и неэффективность, они в своей деятельности стараются представить себя частью гражданского общества, пытаются говорить от его имени, и, тем самым, дискредитируют саму суть и цели, которое ставит перед собой институт гражданского общества. Авторы доклада особо останавливаются на определении коррупции, как явления. «Важно отличать государственную коррупцию от частной. Когда обычные граждане лгут в суде — это коррупция, но при этом оно никак не связано со злоупотреблением на государственной службе. Одним из наиболее подходящих кандидатов в определении коррупции является взяточничество, но как быть с таким распространенным явлением, как кумовство? «Экономическая коррупция —важная, но не единственная, — утверждают авторы доклада. Существует много форм неэкономической коррупции — коррупция в органах правопорядка, коррупция в юридической системе, политическая коррупция, академическая коррупция. Более того, экономические цели не являются единственными мотивациями для коррупции». Отдельно выделяется такое понятие, как политическая коррупция. Первое значение политической коррупции — это явно незаконное действие в сфере политики, второе связано с государственной практикой, может быть легальной, но имеющий неэтичный характер. Третье связано с конфликтом интересов у должностных лиц. Четвертое значение имеет как этическую, так и юридическую основу. Оно относится к политическим действиям, которые не соответствуют интересам общества. Подводя итоги сказанному. Авторы сделали обобщение: «Содержание коррупции не не исчерпывается подкупом муниципальных и государственных служащих, но включает в себя также различные проявления использования служебного статуса вопреки интересам службы сотрудниками общественных и даже коммерческих организаций».
«Коррупция существует во всех сферах государственной и политической системе, коррумпированы судебные и следственные органы, — указывает А. Хинштейн. Я очень надеюсь, что авторы сегодняшнего доклада найдут возможность представить нам соответствующий доклад, касающийся коррупции в рядах политических партий, депутатов государственной Думы и иных организациях. Важно понять, что законодательство не должно делать различия в определении коррупционной практики, как попытки повлиять на действия или решения должностных лиц, политических партий или работников их аппаратов, а так же любых кандидатов на политические должности. При этом закон не делает различия между фактами выплат, их предложениями или обещаниями. Это касается и зарубежных политиков». В докладе много говорится о коррупционной деятельности лидеров внесистемной оппозиции во время пребывания последних на государственной службе. Ни для кого не является секретом получение средств от различных «темных» источников как внутри страны, так и из-за рубежа. В российских СМИ было достаточно много материалов по поводу коррупционных практик прямого финансирования мероприятий, организаций и лидеров внесистемной оппозиции из-за рубежа. Значительное количество деятельности структур потенциальных кандидатов на выборах Президента России. Подкуп Российских политических и общественных организаций является коррупцией и с точки зрения ее широкого определения. Оно приводит к извращению принципов демократической политической системы, гражданского общества. «Поддержка такого рода личностей, — делают однозначный вывод авторы доклада, — коррумпируют российское гражданское общество и приводят к обратному результату — демократические свободы и принципы начинают восприниматься как навязанные и невыгодные для России.
К коррупции в законодательстве абсолютного большинства стран мира относится и обман избирателей. В этой форме коррупция может напрямую нести угрозу национальной безопасности. Отдельно отметим, что к обману избирателей относится мошенничество и подделку во время голосования, но и например, обман избирателей вне зависимости от наличия или наличия официальной должности к того, в интересах кого это происходит. На это особо стоит обратить внимание как членам избирательных штабов кандидатов в депутаты разных уровней, так и председателям и членам избирательных комиссий, которые довольно часто злоупотребляют своими правами и полномочиями. Судебная практика в России напрямую подходит к тому, чтобы рассматривать нарушения, допущенные в ходе подготовки и проведения избирательной компании с точки зрения коррумпированности его организаторов и участников.
«Я должен заметить, — заявил в заключение А. Хинштейн, — что опасность политической коррупции заключается в том, что если можно купить отдельных политиков, то почему мы бы не купить всю страну? А этого мы допустить не можем».

В. Васильев

Проголосовать за эту статью: