№18 от 29 июня 2009 На главную
Путь к причалу, или станут ли Жуковский и Раменское портами пяти морей?

Мы действительно богатая страна. Настолько, что порой не замечаем размеров своего богатства, хотя оно лежит буквально у нас под ногами. Я говорю о малых, и средних реках России. И прежде всего о Москве-реке. Да, нужно развивать автомобильный транспорт и строить дороги. Нужно строить самолеты и электровозы. Но не мешало бы вспомнить, что реки — это то, что издавна связывало города и села Подмосковья. Но сегодня, к сожалению, речной транспорт, как важная сфера экономики и туризма практически перестал существовать.Давно нет дебаркадеров у городов Подмосковья — Дмитрова, Бронниц, Лыткарина.
И уже никто не вспомнит, как ходили по Москве-реке речные суда. Но как не стоит село без праведника, так и в деле восстановления речного пароходства есть свои энтузиасты. На свой страх и риск, не дожидаясь милости от местных властей, строят причалы, суда, обустраивают территорию. Как ни странно, но в области существует лишь один частный речной вокзал в России, полностью соответсвующий современным требованиям и стандартам. И находится этот порт в г. Жуковский. Для меня это было большой неожиданностью. И я пошел к начальнику Жуковского порта. Просто хотелось спросить: «Зачем и почему он начал это нелегкое дело?»

Виктор Семенко, Генеральный директор судоходной компании «Диана-Лайнз»: «Мы работаем для людей!»

Меня всегда удивляло, что наш город, раскинувшийся на полтора десятка километров вдоль Москвы-реки, не имеет «выхода к морю», — рассказывает Виктор Семенко, Генеральный директор судоходной компании «Диана-Лайнз». Получивший еще в начале девяностых в бессрочное пользование крохотный участок мыса между «шестью сотками» местных садоводов и Раменским аэродромом, Семенко превратил его в цветущий оазис. Здесь теперь и речной вокзал с отелем, и прибрежный каскад прудов и целый ряд пристаней. Пока здесь швартуются лишь яхты жителей Жуковского и прогулочные теплоходы.
Я с детства мечтал о водных просторах, поступал в военно-морское училище в Севастополе, — вспоминает проработавший всю жизнь в летно-испытательном институте имени Жуковского Виктор Семенко. Теперь, когда Жуковский стал портом пяти морей, мечта осуществилась. Хотя, честно признаюсь, было совсем не просто осуществить свою мечту.
Гавань «Надежды» имеет сертификационные документы на швартовку любых типов судов, — говорит Виктор Семенко. Если возобновятся пригородные или дальние рейсы по Москве-реке, наш речной вокзал готов к приему пассажиров. Сам теплоход «Надежда» прошел государственную сертификацию и может достойно представлять не только район, но и пароходство Московской области.
И туристам здесь есть что посмотреть, — мечтательно перечисляет Виктор Филиппович. — Старинная усадьба в селе Быково, город Жуковский с его музеем авиации и крупнейшей в мире аэродинамической трубой, протянувшейся вдоль Туполевского шоссе. Наконец, утопающие в зелени первые двухэтажные кварталы Жуковского. А рядом — интересный город Раменское с его кварталами промышленной архитектуры (бумагопрядильная мануфактура 1831 года), где снимался не один исторический фильм, великолепный Свято-Троицкий собор 1725 года на берегу Борисоглебского озера и уникальные для наших городов цветные кварталы.
Пока здесь не останавливаются ни туристские, ни тем более рейсовые суда, порт Жуковского по-настоящему оживает лишь в День военно-морского флота, когда сюда под звуки духового оркестра съезжаются жители со всего города, среди которых немало ветеранов флота.
Я бродил по территории и удивлялся фонтанчикам и декоративным прудам, ухоженности территории, и прекрасному дизайну порта. Почему наши руководители настолько не любят людей успешных, грамотных и думающих, что любое успешное предприятие вызывает стремление немедленно его разорить, вместо того, чтобы всячески поддерживать и помогать? Ни для кого не является секретом, что перевозом пассажиров в нашей стране последнее время занимаются в основном негосударственные предприятия. Значительная часть транспортных средств, при этом, принадлежит частному капиталу.
В части перевозок пассажиров главенствуют воздушный транспорт, железнодорожный транспорт и автомобильный транспорт. Морской и речной транспорт остаются несколько забытыми, так как не выдерживают конкуренции. И действительно, зачем добираться из европейской части нашей страны на Дальний Восток морским путем, когда есть воздушный транспорт? И быстрее и недороже. То же самое можно сказать про речной транспорт, если есть выигрышная альтернатива.
Но есть маленький вопрос. А как быть с развитием туризма в Подмосковье? Зачем человеку ехать в заморские страны, когда он может спокойно отдохнуть и набраться сил у себя дома? Если, конечно, создать ему условия.
А как же преемственность, как же многовековые традиции нашего народа?
А как же начало самоутверждения России через развитие речного флота?
Как мне сказали в Минтрансе Московской области, в области существует пилотный проект по развитию малого речного судоходства, выполнение которого возложено на фирму ООО «Диана-Лйнз». В настоящее время ведется работа по согласованию документации с Администрациями Люберецкого, Раменского и города Жуковского.
От оперативности в решении вопрсов согласования и будут зависить сроки выполнения проекта и главное, местные жители смогут использовать водный транспорт.

Раменское — порт пяти морей?

Я хорошо помню, с каким энтузиазмом открывался в Раменском историко-краеведческий музей, какое громадье планов по развитию местного туризма было в головах у местных энтузиастов и руководителей. И даже был построен макет действующей железной дороги. Но все закончилось пшиком. А тут живое настоящее дело. Но что-то не видно заинтересованности местной администрации в развитии речного транспорта. А ведь это и есть тот бизнес, о развитии которого так все пекутся. Хочу перечислить предполагаемые места расположения причалов: Тураево, Титово, Верхнее Мячково, Нижнее Мячково, Каменное Тяжино, Заозерье, Чулково, Жуковский — 4 причала, Глушица, Преображенское, Вертячево, Раменское, Паткино, Софьино. Так может быть пора приступить к делу. Ведь по расчетам для реализации этого проекта нужен год. При доброй воле местных властей, конечно.
И пока соответствующие ведомства будут решать, как и в каком направлении следует развивать транспортную инфраструктуру нашего государства, нам, энтузиастам маломерного речного судоходства, стоит призадуматься над началом возрождения в старых добрых традициях пассажирских перевозок на отдельных, предрасположенных к этому участках российских рек.

Река контрастов

Рядом с частной территорией Жуковского речного порта соседствет другая компания, которая также осуществляет речные перевозки. Не хочу комментировать, просто посмотрите на фотографию. И сравните, почувствуйте, что называется, разницу. Но честно, скажем, работы идут полным ходом.
Смотришь и думаешь: «Вроде бы работали в одинаковых условиях. Только одни успели сделать, хотят, а другие только начали. Но и тем и другим необходима помощь, как со стороны администраций, так и со стороны бизнеса. Поэтому я обращаюсь ко всем, кому дорога родная земля и кто любит ее не только в дни торжеств, но и в трудовые будни: «Не пора ли нашим руководителям и бизнесменам от разговоров перейти к делу?»

Проголосовать за эту статью: