№ 22 от 20 октября 2009 На главную
Тайна закрытой двери

Человек существо любопытное. Именно любопытство подвигло его на освоение планеты, научило строить корабли и открывать новые земли, летать в космос, пересаживать сердце и расщеплять атом. Но есть любопытство другого рода. Оно толкает человека заглядывать в замочную скважину спален и кабинетов, чтобы лишний раз убедить себя в том, что все мы грешные, и власть имущие тем более. Особенно такое любопытство обостряется в период выборов. Ведь какое это наслаждение в кругу друзей, за кружкой «Клинского» брякнуть: «А наши-то каковы? Выборы объявили, а сами…» дальше читатель может добавить все что угодно, благо пресса дает много фактов для размышления.

Поэтому, чтобы посмотреть, как в действительности идет процесс голосования, как варится избирательная кухня, ваш покорный слуга, корреспондент газеты «В рабочий полдень» решил провести репортаж из зала заседания территориальной избирательной комиссии Раменского муниципального района. От начала и до конца, с момента начала голосования и до той минуты, пока будет утвержден последний протокол территориальной избирательной комиссии.
И потому обратился в партийный орган с просьбой направить в избирательную комиссию с правом совещательного голоса. И получив такое разрешение, 11 октября 2009 года без нескольких минут 8, я стоял перед дверью администрации с трепетом в сердце. Все же, как я понимаю, присутствие журналистов на выборах, как на других мероприятиях, куда их не приглашают, не всегда приветствуется. Но прошел я совершенно свободно, охранник меня пропустил, не спрашивая никаких документов. Никакой другой охраны я не обнаружил, и облегченно вздохнув, пошел на четвертый этаж, где заседала комиссия.
И здесь ничего необычного я не обнаружил. Все буднично и скромно. В зале горел свет, некоторые члены комиссии сидели на своих местах, на креслах расположились, как я понимаю, представляющие интересы тех, кто решил принять участие в выборах. Но их было совсем немного. Представитель от КПРФ, и я, от партии «Справедливая Россия». И двое наблюдателей от кандидатов. Маловато, конечно, учитывая количество кандидатов и значимость момента. Ведь в этот день формировалась система местного самоуправления в стране, на которую правительство возлагает большие надежды. Но как есть, так есть.
Представители кандидатов уже передавали в избирательную комиссию жалобы. Но Николай Михайлович Мазурин, председатель комиссии охладил пыл представителей.
«Сейчас для нас главное запустить процесс выборов», — заявил он. Для нас главное — это интересы избирателей, а интересы партий и кандидатов — это вторично».
Я огляделся. Зал был не приспособлен для работы и членов комиссии и нас, кто пришел работать исполняя свой общественный долг. Единственный источник информации — это сообщения председателя комиссии. А все же современные информационные технологии вполне позволяют расширить информационное поле выборного процесса. Около девяти часов в зал вошел пожилой человек довольно колоритного вида. Конечно, представитель партии в избирательной комиссии имеет право ходить как хочет, но мне кажется, избирательная комиссия это не место для экстравагантности и некорректных высказываний.
К 10 часам в зал принесли лист с первыми итогами единого дня голосования по Раменскому муниципальному району. Все обратили внимание на высокий уровень проголосовавших (свыше 10% от общего числа избирателей). Видимо, народ валом валил на избирательные участки в ранние утренние часы, как в старые добрые времена. Но все разъяснилось на открывшемся заседании избирательной комиссии. Такой высокий процент объяснялся досрочным голосованием, который проходил как в помещении территориальной избирательной комиссии, так и в участковых. Отчего у народа появилась охота к перемене мест в столь массовом количестве? Ума загадка. Но колоритный мужчина, прямо заявил, что это все происходило под давлением администраций предприятий и учреждений, и он тому свидетель. На что председатель резонно заявил, что никого сюда за руки не тащили и пальцем в бюллетене не водили. Однако, один из представителей принес жалобу на то, что как выяснилось в при проверке на одном из участков оказались люди, которые «умудрились» проголосовать и в районе, и в своем поселке. И еще спрашивали, приходить или им в воскресенье. Он подал акт, в котором комиссия подтверждала выявленный факт нарушения. Самое удивительное в этой истории, что число проголосовавших там и здесь было одинаковым. Прямо мистика!
Затем внимание комиссии было обращено на странный факт срочного переноса избирательного участка из поселка фабрики «Спартак» в «Верейское», причиной которого послужил разрыв трубы в системе отопления. При этом все и клуб и библиотека продолжали работать. Но 1800 избирателей вынуждены были проделывать немалый путь пешком, и маловероятно, что кто-то захочет это сделать. Но, повреждение подтверждено актом ЖКХ, для пожилых людей предусмотрен приезд на дом, остальные, при желании, смогут прогуляться. На первый взгляд рутинные разборки, выявляли, вобщем-то, некоторую нечеткость действий избирательных комиссий. Посыпались звонки с жалобами представителей партий и кандидатов, о том что им не позволяют выполнять свои обязанности. Все как-то разрешалось, но для этого требовалось вмешательство председателя комиссии. Председатель объяснял это тем, что у наблюдателей и председателей избирательных комиссий диаметрально противоположные роли. Первые отстаивают интересы партий, вторые — интересы избирателей. Но избиратель приходит на участок для того, что бы проголосовать, то есть он желает видеть того или иного кандидата в качестве депутата. Поэтому главное в проведении выборов — это законность и честность.
А дальше все покатилось по накатанной линии. В 14.00 поступил сигнал, что на участке, расположенном в помещении ДК Воровского происходит вброс бюллетеней. Пришедшие для голосования люди обнаруживают, что они уже отмечены как проголосовавшие. Члены комиссии принимают решение выехать на место. И вот что выяснилось. На участке проголосовало досрочно аж 80 человек, и среди голосовавших досрочно оказывается есть фамилии заявивших. Ни секретарь комиссии, ни председатель так и не смогли толком объяснить, почему это могло случиться.
Председатель комиссии вынужден был сделать заявление, что подобных вещей на его памяти не происходило. «Наверное, их так администрация накрутила. Но я лично разберусь», — пообещал он.
Никаких новых данных о выборах не поступало. Члены комиссии откровенно скучали: кто-то разгадывал кроссворд, другая вязала носки, колоритный мужчина сначала смазал руки, завернув их в целлофановые пакеты, затем ноги, и стал походить на ученого-исследователя. Приезжий народ испуганно шарахался по углам, недоумевая, не перепутал ли он часом заведения.
К восьми часам в администрацию стали съезжаться главы местных администраций, с довольными лицами, было видно что для них выборы уже состоялись. Поступившие жалобы было решено рассматривать после подведения отчета избирательных комиссий. И закончился отчет к двум часам ночи уже 12 числа. Протоколы передавались на систему ГАС-Выбор, которая, как известно, всегда выдает нужный результат. И, действительно, результат был абсолютно предсказуем. В числе избранных оказались все кандидаты от партии «Единая Россия», все главы местных Администраций. Среди избранных оказались депутаты, получившие 30 голосов «За» и 26 «против». И все же утверждение протоколов закончилось лишь в 11 часов дня. Последним рассматривался протокол итогов голосования по городскому поселению Ильинский. Из 2-х кандидатов один набрал 102 голоса, другой 96. Но, как выяснилось, к голосованию были допущены лица, которые имели либо чужие паспорта, либо не имели регистрации на территории данного округа. И факт такой нашел свое подтверждение. Члены комиссии молчали, слишком очевидным было дело. Издавна известно: «Услужливый дурак опаснее врага». А тут члены участковой комиссии, проявив такое усердие не по разуму, выставили себя и администрацию в далеко не в лучшем свете. Однако комиссия решила не проводить никаких расследований, и чуть было не записала в протокол, по предложению председателя «рекомендовать заявителю обратиться в суд», но вовремя одумалась, и члены комиссии, «опустив глаза долу», проголосовали за утверждение протокола. Итак, почти тридцатичасовой марфон закончился: 12 часов шло голосование, 16 — подсчет голосов. Николай Михайлович принял от меня заявление с просьбой выдать мне на следующий день итоговые протоколы выборов. Но выяснилось, что решение партии о моем назначении куда-то затерялось и потому я не имею права получит эти протоколы.
Впрочем, я не обижаюсь. «Мне, — как говорил один известный киногерой, — за державу обидно!» Ведь, все что происходило на моих глазах очень правильно выразил один из руководителей российского государства, и тоже юрист по образованию: «Формально все правильно, а по существу форменное издевательство».
Прежде всего над теми же самыми избирателями. Нас с вами.

Василий Куданенко

Проголосовать за эту статью: