№ 24 от 24 ноября 2009 На главную
Спросите у Шмакова!

На вопросы читателей отвечает Михаил Викторович Шмаков — Председатель Федерации независимых профсоюзов России.

Председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Родился 12 августа 1949 г. в семье служащих. Русский. Закончил факультет энергетического машиностроения Московского высшего технического училища имени Н. Э. Баумана по специальности «инженер-механик».
1990 г. на альтернативной основе Михаил Шмаков избирается председателем Московского городского совета профсоюзов. В декабре этого же года на учредительной конференции Московской федерации профсоюзов был избран её первым председателем.
На внеочередном съезде Федерации независимых профсоюзов России в октябре 1993 г. М. В. Шмаков был избран председателем ФНПР. Возглавляет это крупнейшее профсоюзное объединение страны по настоящее время.
На V (внеочередном) съезде Всеобщей конфедерации профсоюзов в марте 2004 г. избран Президентом ВКП. В соответствии с Уставом ВКП эти обязанности выполняет на общественных началах.
Награжден орденами «Знак Почета» и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999 г.).

Олег Хабицев, рабочий:
— Из прессы узнал, что профсоюзы поддерживают отечественный автопром, выступают против происходящих в этой отрасли массовых увольнений работников, за сохранение там рабочих мест, хотя даже владельцы нерентабельных авто-предприятий, например ВАЗа, признают низкое качество производимых на их заводах автомобилей. Нет ли здесь противоречия? Не пора ли перейти на выпуск иномарок?
— Конечно, не пора. Ничем не ограниченный выпуск иномарок на российский рынок приводит к неоправданному усилению конкуренции с теми легковыми автомобилями, которые производит наша российская промышленность, и на данном этапе развития отечественного автопрома это играет негативную роль. Поэтому задача общая и у менеджмента, и у всех работников «АвтоВАЗа» — сделать российские автомобили конкурентоспособными. И такие возможности есть. Такой, например, автомобиль, как «Нива», который выпускается уже более 20 лет, вполне конкурентоспособен в своей рыночной нише. Ведь никто не отменял основного экономического критерия, базового соотношения «цена-качество». Пока трудно представить, что российский автомобиль будет конкурентоспособен, например, с «Мерседесом». Но, тем не менее, я как человек с инженерным образованием вижу, что, к примеру, отечественная автомобильная марка, как «Калина», ничем не хуже «Рено Логан», и цена — ниже. Хотя они находятся в одной рыночной нише. И здесь ничто не мешает и нам, развивая деятельность отечественных автозаводов, совершенствовать модели и опережать иностранных конкурентов. Разумеется, рыночная экономика требует максимальной быстроты. Кроме того, отечественный автопром — это еще и отечественные рабочие места. И, собственно, на «АвтоВАЗе», где стоит сборочный конвейер, и на тех предприятиях, которые изготавливают для него комплектующие. Мы, российские профсоюзы, заинтересованы в сохранении и увеличении рабочих мест именно в России, а не за рубежом.

Владимир Охрамей, грузчик-экспедитор:
— Работаю в сфере малого предпринимательства. Обслуживаю два небольших продуктовых магазина и две хлебные палатки. Нас всего пять человек. Работаем по 14 часов в день, часто без выходных. Хозяин дерет с нас три шкуры, платит мало, штрафует за каждую промашку. Что делать?
— Вы обязательно должны обратиться в профсоюз работников малого и среднего бизнеса, и я уверен, что они помогут вам. Если затруднительно найти представителя этого профсоюза, то в каждом городе или областном центре есть территориальное объединение организаций профсоюзов (в вашем случае — именно в Калуге, его возглавляет Александр Петрович Гречанинов). И там вам подскажут, что нужно сделать, чтобы квалифицированно защитить свои права.

Илья Попенченко, работник мебельной фабрики:
— На нашем предприятии состояние с охраной труда оставляет желать лучшего. Много пыли, в обрабатывающем цеху шумно. Не хватает респираторов, шумопоглащающих наушников, нет специальной изолированной кабины для оператора, как на продвинутых фабриках. Профком и техническая инспекция труда молчат. Посоветуйте, как изменить ситуацию в лучшую сторону.
— Считаю, что необходимо обратиться напрямую в областной комитет или даже в ЦК вашего отраслевого профсоюза. Уверен, что вам обязательно помогут. Забота об охране труда, контроль за тем, чтобы все рабочие места были безопасными, а все работники имели всю необходимую защитную одежду и оборудование при работе в неблагоприятной среде — это прямая обязанность профсоюзов. Поэтому вам надо незамедлительно туда обратиться.

Руслан Клебанов, инженер:
— Права ли администрация нашего предприятия, отменившая предусмотренные действующим коллективным договором выплаты работникам надбавок, премиальных и оздоровительных пособий к отпуску?
— Если все это присутствует в коллективном договоре и конференцией вашей профсоюзной организации никакие изменения в него не вносились, то работодатель или администрация не имеют никакого права нарушать коллективный договор.

П. Меньшин, экономист:
— Михаил Викторович, официальные цифры по безработице в целом по России стабилизировались и показывают даже уменьшение численности безработных. Но почему то очень мало данных о создании новых рабочих мест. Ведут ли профсоюзы свой мониторинг в этой области, и если ведут, то какова ситуация по банку вакансий в России в настоящее время?
— Общий банк вакансий по России составляет около 900 тысяч рабочих мест, но они, как правило, не совпадают с теми городами и поселками, где живут люди, оказавшиеся безработными, имеющие и возможность, и желание занять эти места. Но здесь я хочу также обратить внимание и на другое. На самом деле информация о сокращении безработицы, поступающая в СМИ, не совсем адекватна. Да, действительно наблюдается небольшое сокращение зарегистрированных безработных, но общая безработица, к сожалению, растет, продолжаются сокращения. Так, уже за первые осенние месяцы в целом по России уволены более 300 тысяч человек. И, к сожалению, это еще не предел. Результаты нашего мониторинга дают основания для пессимистического прогноза: до конца года будут еще сокращения. Вполне возможно, что их количество будет таким же или даже несколько больше.

М. Л.:
— У нас с 1 сентября ввели в школе новую систему оплаты труда (НСОТ), и оказалось, что зарплата стала напрямую зависеть от числа обучаемых. В результате пошли разговоры, что не только классы надо укрупнять, но и целые школы объединять, чтобы обеспечить достойную оплату, а это значит, что грядут новые увольнения в кризис. Я обращался в нашу школьную профсоюзную организацию, но она молчит и не протестует. А как вообще в целом профсоюзы относятся к НСОТ?
— Новая система оплаты труда в бюджетных учреждениях, в частности в школах, это, конечно, попытка усовершенствовать оплату труда и в будущем повысить ее. Но очень часто это выливается в то, о чем вы пишете: руководство обеспечивает себе повышенную зарплату, а рядовые работники практически остаются примерно на том же уровне. Есть даже отдельные случаи, когда у рядовых сотрудников зарплата уменьшается из-за несоблюдения тех или иных параметров. Поэтому профсоюзы в целом ориентируются на позицию вашего отраслевого профсоюза — Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. Мы считаем, что новая система оплаты труда — половинчатая, если так можно сказать, и ее надо изменить так, чтобы зарплата выросла не только у руководства, но и у каждого рядового учителя, врача, работника бюджетной организации. Для этого надо ввести определенные соотношения между зарплатой рядового сотрудника и руководителя.

Наталья Стенцова из Красногорска спрашивает:
— Что делать, если на госпредприятии руководитель требует носить определенную форму, не предоставляя её, и постоянно угрожает премией или увольнением, учитывая, что зарплаты мизерные. В коллективном договоре ни слова об этом. Правомерны ли его действия и как с этим бороться?
— Разумеется, руководитель не имеет никакого права требовать, тем более угрожая какими-либо наказаниями, носить униформу от тех своих работников, которые по каким-либо причинам не могут выполнить это его предложение. Именно предложение, потому что присутствие на рабочем месте в определенной форме одежды — именно так это надо рассматривать: не как требование, а как предложение со стороны работодателя, руководителя, администрации и т. п. Если никакой компенсации за определенную форму одежды, униформу, спецодежду для работников нет, то и наказание за отсутствие формы является неправомерным. Работнику следует обратиться за защитой, помощью и поддержкой в свою профорганизацию, которая имеет все рычаги, чтобы урегулировать эту ситуацию.

Проголосовать за эту статью: