№ 25 от 02 декабря 2009 На главную
Дневник художника

Все знают о великой и прекрасной «Гжели» - нашем любимом народном про­мысле. Сегодня мы решили написать о том, как чувствуют себя нынешние гжельские мастера, строчками из дневника мастера — великого художника Гже­ли Сергея Симонова, с его разрешения. Читайте и думайте!

Сегодня зашёл на завод в свою мастерскую, чтобы немного поработать с моделями из пластилина и заодно поставить их в прохладное место, оказалось, что входить на производство можно только по личному разрешению новых начальников завода. Раньше, несмотря на выходной день, художники могли приходить в свои мастерские, поработать над новыми проектами, или доделать накопившуюся текущую работу в спокойной обстановке. Но теперь мы, как на секретном объекте, должны иметь спецразрешение, только непонятно от кого. Дело в том, что административные функции новых руководителей до сих пор не понятны, как не понятна и вся концепция дальнейшей работы.

14. 06. 2009 г.
Все проблемы, с которыми сегодня сталкивается Гжель (имею ввиду наше орденоносное производство), были заложены в начале 90-х., тогда это называлось приватизацией. Наш завод не стал исключением и мы тоже вляпались... С тех пор предприятие носит такое громоздкое название Ордена Дружбы Народов ЗАО «Объединение Гжель», учитывая, что это самое ЗАО есть Закрытое Акционерное Общество. Ну, обществом акционеров мы пробыли недолго, уже в середине 90-х практически весь пакет акций оказался у В. М. Логинова ген. директора предприятия, устав ЗАО и административный ресурс позволил ему это сделать.

21. 06. 2009 г.
Конец прошлой недели провёл в разъездах. За это время, каких-то значительных событий на заводе не произошло, но это в нынешних условиях даже хорошо. При такой низкой реализации продукции мы давно могли остановить производство, хотя производительность Гжели и без того низкая. Когда создавалось предприятие, рассчитывали на большие объёмы выпуска фарфоровых изделий и не просто посуды, а художественных изделий исключительно ручной работы. В 80-е и начало 90-х годов именно так и происходило, но в стране тотального дефицита Гжель купить всё равно было почти невозможно, как впрочем, и всё остальное. В те времена, как это ни странно, наш завод процветал. Мы были монополистами, созданного в Гжели стиля и его правообладателями.
К примеру, главный приз к Чемпионату мира по хоккею в 86-м году (почти метровый кубок из фарфора) получил капитан сборной СССР Вячеслав Фетисов после победы над шведами в финале чемпионата (мы, кстати, до сих пор делаем различные хоккейные призы на «Кубок Третьяка»).
Авторские работы гжельских художников продавались с аукционов, организаторами которых был Фонд Культуры России. Если вспомнить, что ведущими этих аукционов были знаменитые актёры А. Ширвиндт и А. Абдулов, то можно представить себе какой успех имела Гжель. Цены на авторские изделия ведущих гжельских художников были такие, что мы после одного такого аукциона могли приобрести себе автомобиль. И что теперь, или Гжель стала хуже, или исчезли авторские уникальные вещи? Вовсе нет. Просто автомобили и телевизоры и всё остальное теперь можно купить свободно, за деньги конечно, только не все хотят их тратить на Гжель, даже если это и художественные произведения. Попробуй ещё пристроить в приличный худсалон или галерею это произведение. Как-то зашёл в один раменский магазин фарфора, хотел помочь нашему отделу сбыта, пристроить продукцию, так заведующая отделом сразу так «опытно» заявила, «Мы ж не хазмаг какой-нить...»

23. 06. 2009 г.
Сегодня второй день как начал работать наш заводской магазин. Почти месяц он был закрыт из-за выяснения отношений с арендатором (торговой сетью «Гжель»).
Экскурсионные группы всегда были основными покупателями изделий, тем более, что он находится прямо у главного входа в ЗАО «Объединение Гжель». Возможно, сейчас торговля как-то активизируется, но без оптовых покупателей нам не выжить. Что-то нужно делать с отпускными ценами из склада готовой продукции. Их надо приводить в какое-то соответствие с потребительским уровнем наших потенциальных покупателей. Сегодня покупают серийную Гжель, люди с невысокими доходами, они не могут себе позволить купить даже маленький салатник, который стоит 280–300 руб. Чашка с блюдцем обойдётся покупателю в среднем 300 руб. Вот и спрашивают люди, приезжающие к нам на завод, некондицию или даже бракованный товар.

25. 06. 2009 г.
Каждый день приходим на работу как на просмотр очередной серии детективного сериала «Раздел», или «Захват». Сегодня утром бригада УБЭП шерстила «представителей» новых владельцев Гжели, в здании которое они занимают под жильё прямо на территории завода и в административном корпусе. Когда-то (в лучшие времена) в этом 3-х этажном здании размещались разные административные службы, работала моя детская художественная школа (когда-то я по совместительству был директором Гжельской ДХШ).
Сейчас всё это превратилось в какое-то пристанище для незаконно-проживающих лиц с непонятным статусом. Содержится весь этот табор за счёт тех, кто работает на заводе.

2. 07. 2009 г.
Сегодня ко мне в мастерскую приходил наш художник Саша Царегородцев и с его слов я узнал, что художник Виктор Хазов, всерьёз подумывает перейти работать на другой завод. Понятно, что от хорошей жизни такие мысли не приходят в голову к человеку, который вырос на нашем заводе.

14. 07 .2009 г.
Вообще новая администрация предприятия практически не информирует сотрудников о своих планах и намерениях (особенно по части зарплаты). Так, в кабинете директора меня ознакомили с письмом, которое пришло из администрации Президента Российской Федерации для меня и Коровченко Ольги Петровны. Письмо оказалось вскрыто уже до того как мне его показали. Там было сказано, что наше сообщение Президенту о положении дел в ЗАО «Объединение Гжель» не останется без внимания и в ближайшее время будут приняты соответствующие решения.

15. 07. 2009 г.
Сегодня я должен был взять письмо, пришедшее из администрации Президента России на моё имя и Коровченко О. П. Вчера я писал об этом, сегодня продолжу тему и поясню некоторые детали. Предысторией этих событий послужило обращение работников Гжели к Президенту России, о том, что народный художественный промысел ЗАО «Объединение Гжель» находится в тяжелейшей правовой и экономической ситуации. И настало время, когда нужно определить, может ли наш знаменитый завод, являющийся Национальным достоянием и символом народного искусства России, принадлежать частным лицам. Весь коллектив завода, оказавшийся заложником ситуации, выступает за то, чтобы Гжель вернула себе статус государственного предприятия.
Вообще два последних Президента России, стали более досягаемы для людей с появлением интернета.
Итак, встреча сегодня состоялась. Это была видеосвязь. Не стану разбирать подробности разговора, как и где это происходило, но могу сказать с уверенностью, что достигнуто понимание в главном вопросе, о сохранении ЗАО «Объединение Гжель» как Национальное достояние, судьба которого не может решаться одной лишь процедурой банкротства. Моя позиция нашла поддержку у Президента и в том, что национализация завода в данный момент была бы не вполне уместна, так как многомиллионные долги ЗАО «Объединение Гжель» легли бы бременем на государство, учитывая, что выходили мы из государственной собственности благополучным и даже процветающим предприятием.

23.10. 2009 г.
Сегодня на работе общался с людьми, конечно, многие спрашивали, как ТАМ, на встрече всё происходило.
Итак, по итогам встречи изделия ЗАО «Объединения Гжель будут включены в подарочный фонд Государственных органов власти. Предприятию сохранят Государственные льготы и субсидии, которых Гжель лишилась в результате процедуры банкротства. Будет оказана поддержка и содействие в организации торгововыставочных площадок в туристических центрах. Будет предоставлена возможность использовать «Гжельский зал», находящийся в Федеральном собрании, для использования его в представительских целях ЗАО «Объединение Гжель». Соответствующие органы проведут проверку легитимности, выдававшихся кредитов под залог имущества ЗАО «Объединение Гжель» третьим лицам, которые никакого отношения к нашему заводу не имели. Установился конструктивный контакт предприятия с Раменской районной администрацией, который отсутствовал многие годы. Все эти меры и должны будут нам помочь в выходе из кризисного состояния.

Сергей Симонов

Проголосовать за эту статью: