№ 25 от 02 декабря 2009 На главную
Кому живется весело, вольготно на Руси?

Есть вещи, которые в нашем государстве трудно поддаются логическому объяснению. То есть объяс­нение им, конечно, есть, но логика какая-то не та. К примеру, на дворе кризис, предприятия простаива­ют, больше 250 000 малых предприятий приказали долго жить, зарплата убавилась, бюджеты сдулись, а цены — растут.
Во все времена, с времен царя Хаммурапи существо­вало понятие «справедливая цена?». И это понимание было основой экономичес­ких отношений в обществе. Можно ли назвать справед­ливой цену машину марки «Мерседес?»? Конечно! Кому шестисотый «мерин?» нужен, тот пусть денежку и выкла­дывает. А как вам нравится цена на лекарства, завы­шенная в 380 раз? Захо­дишь в аптеку и понимаешь, для многих россиян жизнь закончилась, несмотря на все извращения любимой статистики. Или цена 300 граммового хлебного бато­на? Ухищрилась наша ста­тистика и выдала цифру: дескать, этот год был на­столько удачен для наших хлеборобов, что собрали они 100 миллионов тонн зерна. Да вот стыдливо умолчала, что это вес, так называемый «бункерный?», то есть вместе с половой, чертополохом и прочим со­ром. В реальности в амбар попадет на четверть мень­ше. Да так там и застря­нет, потому как перекупщик больше 3 рублей за кило­грамм пшеницы не дает. Несложная арифметика по­казывает, чтобы нашему сельхозпроизводителю ку­пить тонну солярки нужно отдать более 4 тонн зерна, 4 тонны молока, 400 кг мяса. Доля крестьянина в конечном продукте состав­ляет сегодня не больше 10%! Где все остальное? Где конкуренция, о которой так долго говорили рефор­маторы? В Раменском районе из 223 000 населения сельс кохозяйственным трудом занимается едва 2 500 граждан разного пола и возраста. Среди которых 80% в возрасте от 30 до 60 лет. 2008 году все поголовье со­ставило 11 000 голов, из ко­торых половина дойного ста­да. Хозяйства продали моло­ка 36 000 тонн. И что, на это можно прожить? В 2008 году все 13 хозяйств района под­натужились и купили 83 еди­ницы техники на сумму 56, 6 миллиона рублей. А за 1 квартал этого года — 4, сто­имостью 1 461 тысяча. Ка­ково? Всего за 2006— 2009-е годы наши крестьяне набра­ли кредитов без малого на миллиард рублей. А в том же 2008 году сельскохозяй­ственное производство упа­ло на четверть! Вот это эко­номика! По подсчетам, в прошлом году объем произ­водства сельскохозяйствен­ной продукции в районе со­ставил полтора миллиарда рублей. Из этой суммы нуж­но вычесть 700 миллионов краткосрочных займов.
И если в 2007 году наши крестьяне умудрялись производить на каждого гражданина всякого продукта на 6 тысяч рублей, то в 2009 только на 5 тысяч! И при этом, сельскохозяйственные угодья в районе странным образом сократились за три года с 34 000 гектаров до 23 000.
Может кто ни будь мне, прожившему полвека в дерев­не, как и тысячам других граждан, объяснит, что про­исходит? Если это осмыс­ленная экономическая поли­тика, то мне бы очень хоте­лось получить ответ, почему все сельскохозяйственное производство в районе со­ставило зерна 17 кг на душу населения, картофеля 173, овощей 159. В «Комплексной программе социально-эко­номического развития райо­на?» места для анализа рабо­ты животноводческого секто­ра вообще не нашлось. И то, правда, чего людей пугать, пусть еще поживут! А дальше, вот что рассказал мне в порядке вразумле­ния один из менеджеров се­тевого магазина, активно работающего в районе.
«— Это все от лукавого. Нашим начальникам невы­годно работать с прозрачной входной ценой. Сейчас сло­жилось так: сеть, например, формально приобрела товар, скажем, по 100 руб., а по­том из этих ста — тридцать им производитель вернул. Потом риейлтеры еще на эти сто рублей накладывают свою наценку в 25% и гово­рят, что это и есть их при­быль, а на самом деле, по­лучается 25 плюс 30. И в этом вся скрытая бухгалте­рия. Когда они начинают по­казывать, что вот, валовая прибыль составляет 20—25%, все вроде согласны, что это еще куда ни шло. Но с уче­том всех тайных поборов их наценка получается уже не 25%, а чуть ли не все 70%! Так вот. И тогда, и сей­час стоимость в рознице той самой свинины (свиная шейка) была около 320 руб. за кг. А знаете, по какой цене ее поставляют в мага­зин? По 120 руб. за кг. И при этом представители магазина еще утверждали, что это мясо пришло в туше, что надо было тра­титься на разделку. Это как раз неправда. Все делают как нужно: разделывают, упаковывают, доходит даже до того, что они наносят штрихкод и этикетки, сами еще привозят и продают за 120 руб., а сеть — за 320 руб. Это нормально? Когда вся розница Европы на про­довольствии делает 8—12% наценки и прекрасно при этом себя чувствует, у нас средняя наценка на продо­вольствие 50— 70%. Ну куда это годится?»
Я с ним согласен — это никуда не годится. Вот только разбираться с этим никто не хочет. Или боит­ся. А торговые сети как ели, так и едят. Нас с вами.

Василий Куданенко

Проголосовать за эту статью: