№ 26 от 24 декабря 2009 На главную
Вместо завода — рынок

В августе 2009 года, когда шел в Жуковском очередной Международный Авиакосмический салон, я тщетно пытался найти хотя бы маленький стенд с информацией о деятельности Быковского авиаремонтного завода. Сердце нехорошо екнуло, раз старейший авиаремонтный завод не представлен на столь престижном мероприятии, значит жди беды. И, правда, как раз в эти дни рабочие завода получили уведомления о том, что они подлежат увольнению, а завод — закрытию.
Я беседую с одним из последних сотрудников знаменитого цеха гальваники Александром Крыловым.
— Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что Быковский авиаремонтный завод прекратил свое существование. Славная история завода и его коллектива тихо и почти незаметно окончилась.
…История Быковского авиаремонтного завода началась в 1931 году, как ремонтная база для самолетов сельскохозяйственной авиации. И началась она с чистого листа, а точнее с чистого поля, которое было выбрано летчиками для взлетной полосы. А потом в течении 65 лет завод, рос, расширялся, развивался, осваивал новые технологии. И прочно занимал передовые позиции в гражданском воздушном флоте.
Начинал свою деятельность с ремонта и строительства знаменитых «По», изготовленных из фанеры и ткани. Затем в его цехах появились знаменитые «Дугласы» они же «Ли-2», «Ми-2». Но уже в 1958 году в ангарах завода заняли свои места Ил-18, затем Ту-104, Ил-76.
— Было время когда мы в год ремонтировали до 600 двигателей для тяжелых самолетов, — рассказывает Александр. За всю свою историю Быковский авиаремонтный завод в социалистическом соревновании только один раз занял третье место. А так — 24 раза занимали первые места в социалистическом соревновании и получали переходящее Красное знамя ЦК Партии и Совмина СССР. Это было динамично развивающееся предприятие, выпускающее продукцию для нужд гражданской и военной авиации. У нас был сложившийся слаженный коллектив, свои заводские традиции. В Раменском районе наше предприятие считалось лучшим.
Теперь цеха завода превращены в склады, территория забита автомобилями. Наш цех гальваники готовится к сносу. Что касается рабочих-то мы согласно закону получили положенный расчет. А поскольку у большинства возраст пенсионный-то многие сидят дома. Другие получили предложения с других родственных предприятий. Встает только один вопрос: «А кто будет выполнять ремонт двигателей, который выполнял Быковский авиазавод?» Пока неясно. Вполне возможно, что никто.
Видимо, никому это попросту не нужно.
Конечно, для тех, кто работал на БАРЗе, кто связал свою жизнь с этим, некогда перспективным и процветающим предприятием закрытие завода — это душевная боль. Словно вырвана страница из жизни многих сотен людей. Словно предана память старшего поколения, строившего завод и не раз возрождавшего его буквально из пепла. Ведь завод — это как живой организм, он живет вместе с людьми, подобно людям болеет и умирает от небрежения и запущенности. И вряд ли он когда ни будь сможет возродиться.

«Мы серьезно продвинулись в использовании современных технологий восстановления деталей. Внедрено оборудование для ремонта авионики четвертого поколения. В настоящее время завод активно изучает возможности освоения ремонта современных самолетов и двигателей российского и зарубежного производства. Углубляются интеграционные процессы и международное разделение труда на мировом рынке авиационных товаров и услуг. Одновременно обостряется конкурентная борьба между развитыми странами в целях завоевания сегментов этого рынка. Задача нашего предприятия, как и всей авиационной отрасли страны — достойно влиться в эти процессы и суметь отстоять за Россией звание авиационной державы. Мы можем гордиться тем, что несмотря на тяжелейший кризис отрасли в девяностых годах, Быковский авиаремонтный сумел сохранить и развить производственный, научный и кадровый потенциал, с которым сегодня можно всерьез говорить об освоении качественного ремонта не только новой отечественной, но и зарубежной техники.
Надеюсь, эта книга, посвященная в первую очередь коллективу завода, его семидесятилетней истории и традициям, поможет каждому работнику предприятия проникнуться искренней гордостью за наш родной Быковский авиаремонтный завод.»

С уважением,
В. Г. Черняев,
Председатель совета директоров
ОАО «Быковский авиаремонтный завод».

А ведь хорошо писал господин Черняев в 2001 году, в книге посвященной 70-летней истории Быковского авиаремонтного завода. Искренне, с чувством! Но судят человека не по словам, пусть даже самым хорошим, а по делам его. А дела говорят сами за себя. Чего уж теперь лукавить!

Проголосовать за эту статью: