№ 27 от 25 января 2010 На главную
Образование в России терпит бедствие

В редакцию пришло письмо, якобы от родителей Дергаевской средней школы, но без единой подписи. А это уже анонимное обращение, которое ни в одном уважающем себя издании или организации не рассматривается. Что в этом нового? Да в общем-то ничего. Дело в том что в письмах, которые приходят в редакцию, порой отсутствует самое главное — подписи авторов. Или наоборот — подписи сотни за две. А ведь известно с давних пор, что если человек уверен в своей правоте, то зачем ему скрываться от божьего света и от читателей? Ведь иногда, авторы писем за строками своих сочинений преследуют совсем иные цели, весьма далекие от поиска истины и справедливости.
Я был в Дергаевской школе, она мне понравилась. Пока внешне, хотя от моего взгляда, учителя с приличным стажем работы не могла ускользнуть некоторая парадность оформления учебного заведения. Но это как в старом намоленном храме — требуется время, и усилия поколений учителей, учеников и родителей.
И это совсем непросто, это очень сложно, это требует душевной работы, взаимопонимания и взаимного уважения. Письмо в инстанции вряд ли самый правильный выход из того положения, которая складывается в народном образовании. Это не проблема отдельно взятой школы. Проблема есть и это проблема системы образования в целом, что трудно не замечать.
Вчитаемся в данные проверки Департамента правительства Москвы. По отчетам нашего министерства науки и образования в России успеваемость учащихся 100%, а качество — 40%! Уж как они там считают, можно только догадываться. Но в феврале 2009 года Московский центр образования провел очередную проверку качества подготовки учащихся. Даже официальные данные выглядят удручающе: 4 класс — чтение — 13% двоек, химия 9 класс — 26% «неуд», физика 9 класс — 24% двоек и так далее. Это средние показатели по Москве. В провинциальных учебных заведениях можно эти цифры спокойно удваивать. А если быть честным — результаты проверок разнятся от ноля до 80%. Все зависит от того, кто, кого и как проверяет. И потому будет реальным показатель в 40–50% неуспевающих учеников в родной российской школе! Это и есть катастрофа всероссийского масштаба! Еще живы те работники народного образования, которые помнят не столь уж отдаленные времена, когда в классе было 1–2 двоечника. Грубо говоря, 30 лет назад успеваемость в нашей средней «средней» школе составляла 95–97%. Сегодня спросите любого учителя, в неофициальной обстановке, разумеется. И он вам подтвердит, что в классе учатся 1–2 ученика, которых называют «ботаниками». Они и обеспечивают реальную успеваемость в 8%. А остальные как же? А никак! 90% наших учащихся просто проводят в стенах школы свободное от уличных занятий время.
Вот результаты ЕГЭ 2008 года: 25% двоек по математике, 10% — по русскому языку. А ЕГЭ 2009 года — это отдельная эпопея! Процент неуспевающих выпускников снизился в пять раз и застыл на отметке в 6%! Чудны дела твои, Господи! Но, я как старый учитель, прекрасно представляю: половина предметов ученики сдали на «малюсенькую троечку», а другую половину на «жирный неуд»! Правда, банальный «мухлеж» уравняли с высшими политическими соображениями, тех, кто протестовал против такого произвола обозвали ретроградами. И проведенные ведущими ВУЗами России контрольные работы по материалам ЕГЭ для поступивших студентов, подтвердили факт завышенных результатов единого госэкзамена. И вот что вызывает подозрения: только в Раменском районе за 2009 год было выдано 44 золотых и серебряных медали, надо думать «за особые успехи» в учебе! Если вернуться к старым временам, то получить подобную награду было крайне сложно, и хорошо, если в районе таких насчитывалось несколько человек. Хватало пальцев на двух руках. Просто тогда стране нужны были действительно грамотные и думающие люди. Чиновничьей России — это лишняя головная боль.
В Раменском районе в системе образования трудится без малого 6000 человек в 130 образовательных учреждениях. В районе около 50 учреждений образования с общей численностью учащихся 19 000 человек. В 2009 году число учащихся сдавших успешно ЕГЭ в районе составило почти 98%, что соответствует общероссийскому показателю. А из этого следует вывод, что и остальные показатели можно спокойно перенести на район.
А это действительно грустно.
Но вернемся к письму. В письме утверждается, что в Дергаевской школе сложилась ненормальная ситуация в коллективе учителей. Главная причина — стиль работы и поведение директора школы и ее заместителя. И конечно, заведующего школьным хозяйством. Не берусь судить, насколько это соответствует реальности. Удивляет другое: в первом абзаце речь идет о том, что директор школы претендует на пост председателя Комитета образования Раменского муниципального района. Спрашивается, а как это волнует родительскую общественность Дергаевской школы? В этом и суть письма: насолить директору, а не искать пути повышения общего уровня преподавания в школе, создания комфортных условий для обучения своих детей. Хотя возможно я и частично не прав, и готов более детально вникнуть в эту проблему, если обращение будет с обратным адресом и заинтересованными в этом лицами.
Раньше подобные письма назывались попросту доносами. Мне думалось, что мы уже переболели этой напастью, но, увы, я ошибаюсь.
Поэтому я обращаюсь к авторам письма в редакцию газеты: «Мы ждем писем от наших читателей. Деловых, критических, злободневных. О проблемах детей особенно. И если письмо о них, то мы вас всегда поддержим. Будьте уверены».

В. Куданенко

Проголосовать за эту статью: