№ 35 от 01 июня 2010 На главную
Подати.net

26–27 мая в Казани под председательством вице-премьера Д. Козака прошло Всероссийское совещание по вопросам капремонта жилищного фонда России — о том, что делать после 1 января 2012 г., когда федеральный Фонд реформирования ЖКХ закончит своё существование. Президент Фонда Константин Цыцин предложил проект закона, согласно которому каждый россиянин будет обязан ежемесячно вносить деньги на капремонт, а распоряжаться всеми собранными деньгами будут чиновники. По своему усмотрению. После бурного обсуждения совещание решило пока что воздержаться от введения подобной «подати», хотя законопроект в целом не отклонило.

28 мая, на III Всероссийском семинаре «Основы управления жилищным фондом», который провела в московском ИМЭМО РАН Ассоциация «Жилищная стратегия» (президент — депутат Госдумы Г. Хованская), один из участников совещания в Казани Дмитрий Гордеев рассказал о сути нового законопроекта:
«Предлагается создать федеральный Фонд капремонта. В форме некоммерческой организации (в отличие от нынешнего Фонда реформирования ЖКХ, который представляет собой госкорпорацию). В уставном капитале Фонда капремонта будут какие-то федеральные деньги, которые он сможет перечислять в дочерние региональные фонды. По сути дела они будут представлять некий придаток государственной власти в регионах, никаких представителей собственников жилья или общественности там не будет, одни только чиновники, которые будут выполнять волю губернатора. Эти чиновники будут брать федеральные, региональные и муниципальные деньги, добавлять к ним деньги, которые перечислят собственники — а потом распределять их по своему усмотрению. Основанная на сугубо административном подходе, эта система полностью непрозрачна и чрезвычайно коррупционна: желающие сделать ремонт выстроятся в очередь — соответственно взятки.
В Республике Татарстан собственники квартир вносят обязательный платёж за капремонт в размере 5 руб./кв. м ежемесячно.
Финансовой основой деятельности региональных фондов будут деньги, поступающие от собственников со счетов управляющих компаний и ТСЖ. Они будут обязаны делать это в силу закона, без каких-либо договорных обязательств. Это будет „игра в одни ворота“, причём, если вы не внесёте вовремя эти деньги — вас оштрафуют. По статье КоАП РФ. И ещё — вы заплатите пени (!). Это чистейшей воды безобразие, тем самым „краеугольный камень“ ЖК РФ: что решение о капремонте принимают собственники на собрании демократическим путём большинством в 2/3 голосов — летит в тартарары. Что ещё интересно, собранные деньги будут числиться не за юрлицом, которое управляет домом, а непосредственно за домом — этакая „обезличка“.
Положение законопроекта, что у регионального фонда будет возможность временно свободные деньги размещать в акциях, облигациях и т. д. — это вообще „перл“. Скажите, пожалуйста, откуда им взяться, этим „временно свободным деньгам“ при нынешнем-то жутком дефиците финансов?! У чиновников сразу возникнет соблазн затормозить выдачу денег на ремонт — с тем, чтобы разместить побольше их в банке и получать дивиденды на собственное содержание. Как это делает нынешний Фонд содействия реформированию ЖКХ, который имеет большие оклады, шикарные командировочные и т. д. То есть чиновники фондов будут „жировать“ за деньги населения.
„Чиновники не нашли ничего лучшего, как предложить продолжить делать то, что они умеют лучше всего: пилить чужие деньги“.
Ещё один любопытный аспект: сейчас федеральные деньги на капремонт из Фонда реформирования ЖКХ идут в региональные бюджеты, потом в муниципальные, затем на счета ТСЖ и управляющих компаний, при этом все механизмы контроля, предусмотренные Бюджетным кодексом, работают. А как только деньги поступят на счёт некоммерческой организации — все процедуры контроля выпадают. Какой контроль?! Фактически получается хороший способ обхода бюджетного законодательства.
Деньги на капремонт будут предоставляться по заявкам, причём в виде займа (!) под проценты. Представляете: просить собственные деньги у чиновников взаймы — да ещё под проценты! Полный абсурд. Правда, сказано: „максимальный размер процентов устанавливает Правительство Российской Федерации“.
Ещё одно: когда будет принято решение о выделении средств, деньги пойдут не на счёт ТСЖ или управляющей организации, а напрямую подрядчикам-исполнителям работ. Почему? Чиновники хотят держать денежные потоки исключительно под своим контролем, никому не доверяя этот важный момент. При этом на региональные фонды предполагается возложить функции строительного надзора. Как это может быть, чтобы какая-то некоммерческая организация осуществляла функции строительного надзора?! Я — как юрист — этого не понимаю.
Дальше — больше: форму решения собственников, размер банковских процентов, требования к договору кредитования — всё это будет диктовать собственникам простая некоммерческая организация. Как будто это государственный орган. Ещё одна вопиющая ситуация — установление межремонтных сроков. Как в старые советские времена. Если прошло, допустим, 10 лет, а собственники не провели капремонт — чиновник смотрит на календарь, отодвигает собственников в сторону, самостоятельно принимает решение о ремонте, выбирает подрядчика и перечисляет деньги. Неважно, в каком состоянии дом, нужен, не нужен там ремонт. Ещё в ст.7.22 КоАП (нарушение правил содержания и ремонта жилья) предполагается внести наказание управляющей компании за несообщение о необходимости капремонта и неперечисление денег на капремонт на счёт фонда. Это вместо того, чтобы штрафовать собственников, которые не позаботились о своём доме. Думаю, дальше извращать ЖК РФ уже просто больше некуда».
«Что можно предложить взамен? Надо включить экономические механизмы и стимулировать собственников к проведению ремонта за собственные средства. Безусловно, при бюджетной поддержке — в размере минимум 30–40%. Ещё 10% дом должен накопить, чтобы показать серьёзность своих намерений. Остальные деньги собственники должны получить в виде банковского кредита — при поручительстве государства. Сейчас, когда председатель ТСЖ идёт просить кредит — банк сразу спрашивает: какое обеспечение вы можете представить? А у председателя ничего, кроме стола с компьютером, нет. Собственники свои квартиры, конечно, закладывать не должны. Вместо этого должна быть госгарантия — и тогда банки будут давать средства на ремонт. Что касается граждан с низкими доходами — они должны получить адресную помощь. В виде субсидий на капремонт. Получая эти субсидии, они будут голосовать за ремонт, а не как сейчас, когда они, не имея денег, голосуют против».
В качестве комментария нельзя не заметить, что принятие законопроекта в предлагаемом виде фактически будет равносильно введению нового налога — своего рода «подати на капремонт»: деньги отдай, а что получишь взамен (и получишь что-нибудь вообще) — это большой вопрос.
Впрочем, по сообщениям СМИ, окончательный итог совещания в Казани таков: в целом предложение отклонено не было, единственно — принято решение обязательными платежи за капремонт не делать, а предоставить это решать собственникам. Если собственники примут решение о сборе средств — они смогут участвовать в программах будущего Фонда и рассчитывать на софинансирование со стороны государства, нет — значит, нет. Так что о дальнейшей судьбе законопроекта (и домов, которые требуют капремонта) нам пока остаётся только гадать.

Юрий Полонский
фото автора

Проголосовать за эту статью: