№ 35 от 01 июня 2010 | На главную |
26–27 мая в Казани под председательством
28 мая, на III Всероссийском семинаре «Основы управления жилищным фондом», который провела в московском ИМЭМО РАН Ассоциация «Жилищная стратегия» (президент — депутат Госдумы Г. Хованская), один из участников совещания в Казани Дмитрий Гордеев рассказал о сути нового законопроекта:
«Предлагается создать федеральный Фонд капремонта. В форме некоммерческой организации (в отличие от нынешнего Фонда реформирования ЖКХ, который представляет собой госкорпорацию). В уставном капитале Фонда капремонта будут
В Республике Татарстан собственники квартир вносят обязательный платёж за капремонт в размере 5 руб./кв. м ежемесячно.
Финансовой основой деятельности региональных фондов будут деньги, поступающие от собственников со счетов управляющих компаний и ТСЖ. Они будут обязаны делать это в силу закона, без
Положение законопроекта, что у регионального фонда будет возможность временно свободные деньги размещать в акциях, облигациях
„Чиновники не нашли ничего лучшего, как предложить продолжить делать то, что они умеют лучше всего: пилить чужие деньги“.
Ещё один любопытный аспект: сейчас федеральные деньги на капремонт из Фонда реформирования ЖКХ идут в региональные бюджеты, потом в муниципальные, затем на счета ТСЖ и управляющих компаний, при этом все механизмы контроля, предусмотренные Бюджетным кодексом, работают. А как только деньги поступят на счёт некоммерческой организации — все процедуры контроля выпадают. Какой контроль?! Фактически получается хороший способ обхода бюджетного законодательства.
Деньги на капремонт будут предоставляться по заявкам, причём в виде займа (!) под проценты. Представляете: просить собственные деньги у чиновников взаймы — да ещё под проценты! Полный абсурд. Правда, сказано: „максимальный размер процентов устанавливает Правительство Российской Федерации“.
Ещё одно: когда будет принято решение о выделении средств, деньги пойдут не на счёт ТСЖ или управляющей организации, а напрямую
Дальше — больше: форму решения собственников, размер банковских процентов, требования к договору кредитования — всё это будет диктовать собственникам простая некоммерческая организация. Как будто это государственный орган. Ещё одна вопиющая ситуация — установление межремонтных сроков. Как в старые советские времена. Если прошло, допустим, 10 лет, а собственники не провели капремонт — чиновник смотрит на календарь, отодвигает собственников в сторону, самостоятельно принимает решение о ремонте, выбирает подрядчика и перечисляет деньги. Неважно, в каком состоянии дом, нужен, не нужен там ремонт. Ещё в ст.7.22 КоАП (нарушение правил содержания и ремонта жилья) предполагается внести наказание управляющей компании за несообщение о необходимости капремонта и неперечисление денег на капремонт на счёт фонда. Это вместо того, чтобы штрафовать собственников, которые не позаботились о своём доме. Думаю, дальше извращать ЖК РФ уже просто больше некуда».
«Что можно предложить взамен? Надо включить экономические механизмы и стимулировать собственников к проведению ремонта за собственные средства. Безусловно, при бюджетной поддержке — в размере минимум 30–40%. Ещё 10% дом должен накопить, чтобы показать серьёзность своих намерений. Остальные деньги собственники должны получить в виде банковского кредита — при поручительстве государства. Сейчас, когда председатель ТСЖ идёт просить кредит — банк сразу спрашивает: какое обеспечение вы можете представить? А у председателя ничего, кроме стола с компьютером, нет. Собственники свои квартиры, конечно, закладывать не должны. Вместо этого должна быть госгарантия — и тогда банки будут давать средства на ремонт. Что касается граждан с низкими доходами — они должны получить адресную помощь. В виде субсидий на капремонт. Получая эти субсидии, они будут голосовать за ремонт, а не как сейчас, когда они, не имея денег, голосуют против».
В качестве комментария нельзя не заметить, что принятие законопроекта в предлагаемом виде фактически будет равносильно введению нового налога — своего рода «подати на капремонт»: деньги отдай, а что получишь взамен (и получишь
Впрочем, по сообщениям СМИ, окончательный итог совещания в Казани таков: в целом предложение отклонено не было, единственно — принято решение обязательными платежи за капремонт не делать, а предоставить это решать собственникам. Если собственники примут решение о сборе средств — они смогут участвовать в программах будущего Фонда и рассчитывать на софинансирование со стороны государства, нет — значит, нет. Так что о дальнейшей судьбе законопроекта (и домов, которые требуют капремонта) нам пока остаётся только гадать.
Юрий Полонский
фото автора