№ 36 от 17 июня 2010 На главную
Приватизация «бесплатного» образования

На прошлой неделе вся прогрессивная общественность на Руси обсуждала вопрос о том, стоит или нет проводить ЕГЭ или лучше от него отказаться? И кто сколько с этого имеет? Но, кроме того, в Питере на Неве, произошёл весьма примечательный случай: собравшимся на слёт одарённым детишкам организаторы вручили текст молитвы во здравие Президента России Дмитрия и Премьера Владимира, а также Архангела Михаила. При этом бдительная общественность отметила, что на обложке текста изображён великомученик Николай Романов, ликом здорово смахивающий на Дмитрия Анатольевича. Общественность, естественно, просила разъяснить, не станет ли молитва во здравие властей обязательной для всех учащихся, но получив разъяснение, что на данном этапе нашего развития, это дело сугубо добровольное, успокоилась. Тенденция, однако. И все же не худо бы знать, что по переписи 1897 года, на 287 год царствования Романовых, из каждой тысячи умели читать и писать — 223 человека.
Советское правительство в 1918 году поставило задачу обязательного бесплатного обучения для всех. В 1919 году появился Декрет о ликвидации безграмотности. В Красной армии обучали грамоте в каждой роте. Для посещающих курсы ликбеза сократили рабочий день. И к 1939 году читать и писать умели 90% мужчин и 72% женщин. Если в 1917 году в России был 99, то к 1920 году их насчитывалось 244! Академик С. Струмилин доказал своими расчётами, что учить людей бесплатно — выгодно. Это было принято на вооружение правительством страны. Результат: экономический эффект от введения всеобщего начального образования в 43 раза превысил затраты на его организацию.
23 апреля 2010 года Госдума приняла закон, по которому более 300 тысяч бюджетных организаций лишаются гарантированного финансирования. А вот летом 1930 года все республики, краевые и областные исполкомы, а также райисполкомы получили указание вводить в тогдашних государственных образовательных учреждениях бесплатное семилетнее образование. И на это сразу увеличились бюджетные ассигнования. В 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны СНК СССР требовал вовлечь в школы всех детей школьного возраста. Учителей не хватало, и в 1944 году из воюющей армии были отпущены все учителя, а также те военнослужащие, которые хотели стать учителями.
Ещё до окончания войны школа получила новую цель: в СССР начали осваивать мощь атомного ядра, задумались о полётах на реактивной тяге. Науке и промышленности требовались новые кадры. Соответственно школьные программы пересмотрели в сторону усиления преподавания физики, химии, биологии, математики. В итоге СССР защитил себя от ядерного шантажа, первым вышел в космос.
Создаётся впечатление, что сегодня модернизация экономики и социальной сферы — это лишь повод снять с правящей элиты ответственность за решение стоящих перед страной задач.
Дума фактически узаконила перевод образования на платную основу. С 2011 года незаконные поборы переводятся в разряд законных. Можно подумать, что наша власть в отличие от немецкой или японской, корейской и так далее «немножко недопонимает», что качественное образование необходимо для реализации долгосрочных планов, достижения какой-то высокой цели. Как образование может быть доступным, если постоянно утыкается в деньги? И как оно может быть важным, если уровень образованности падает; если нехватка грамотных специалистов нарастает повсеместно; если научные исследования сворачиваются, а новая техника, даже военная, не создается.
Оксана Дмитриева, депутат Госдумы утверждает: «Мы ставим нашу бюджетную сферу под угрозу ползучей приватизации — школы и больницы будут сознательно подводиться под банкротство, чтобы постепенно приватизировать их в несколько ходов. У бюджетных учреждений осталось имущество: особняки, большие участки земли. Закон позволяет сделать все это».
«Все профильные комитеты Госдумы дали заключение, что законопроект размывает грань между платным и бесплатным образованием, а значит-де — факто превращает некоммерческие организации в коммерческие, главной задачей которых будет зарабатывание денег, а не предоставление услуг», — бьёт тревогу депутат О. Смолин.
Бесплатная часть начнёт потихоньку исчезать, а платная — занимать освободившуюся нишу.
В школах останется бесплатными главные уроки: математика, физика, русский язык, литература. А вот за факультативные, за дополнительные занятия, секции, кружки — родителям придётся раскошелиться. За «лишний» иностранный язык тоже.
Чем это обернётся?
Вы смотрели сериал «Школа»?
Если нет, посмотрите, не пожалеете.

В. Куданенко

Проголосовать за эту статью: