№7 от 25 декабря 2008 На главную
Вдоль дороги кольцевой

По территории РФ проходят 34 автодорожных маршрута европейской и азиатской сети международных и автомобильных дорог общей протяжённостью 32 000 километров, из которых 5100 километров находятся в ведении субъектов Федерации. Из общей протяжённости маршрутов многополосную проезжую часть имеют лишь 9% дорог. Приходится признать, что, несмотря на принятые в последнее время, меры состояние сети автомобильных дорог общественного пользования не способствует решению задач социально-экономического развития страны. Более того, если сейчас не изменить ситуацию в корне, то последствия могут быть самыми плачевными. По данным на середину этого года, только 37% федеральных и 24% территориальных дорог соответствуют нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию. Если мы оставляем все как есть, то к 2010 году на дорожной сети с учётом территориальных дорог им будет соответствовать не более 15% протяженности: Россия станет сплошным бездорожьем.

«…Образно говоря, если на дороги выедут все зарегистрированные в России автомобили, то они будут двигаться колонной с интервалом, практически равным корпусу автомобиля!»
Министр транспорта России И. Левитин

2010 год в самом разгаре. Со времени интервью господина министра в стране сменились Президент и Премьер, разразился финансовый кризис, мы проиграли Олимпиаду и Евровидение, и скромно пьём пиво перед телевизором, наблюдая за чемпионатом по футболу, в котором нашей команде, увы, места не нашлось. А как все остальное? Ведь издавна известно, что в России с времён Гостомысла есть две беды: дураки и дороги. Что касается дураков, то один известный артист рассказал такой анекдот: «Звоню в Кремль и спрашиваю: «Вам министры нужны? А мне отвечают: «Вы что, дурак?». А вот что касается дорог?! Например в московском регионе.
Одним из самых раскрученных на сегодня проектов дорожного строительства — строительство ЦКАД.
Вот как описывала «Российская газета» о планах строительства кольцевой супермагистрали, строительство которой должно было начаться на севере области в ещё 2007 году (!). Длина 516 километров, от 4-х до 8-и полос движения, скорость — 120—150 км \час. Общая стоимость строительства — 520 миллиардов рублей. Окупаемость инвестиций — 300 месяцев. 50% расходов ляжет на бюджет области. Это примерно годовой бюджет региона. Предполагается, что 200 тысяч жителей Подмосковья найдут работу на объектах ЦКАДа. И все это громадье планов при том, что область практически банкрот!
Не будем оспаривать эти экономические постулаты и цифры, время покажет их весомость. Зададим себе элементарный вопрос: «А что будет с тем населением, которое проживает на этом месте? Насколько улучшится их социальное самочувствие? Что нового принесёт им дорога, чего они в результате строительства лишатся, какие коррективы вынуждены будут внести в свой образ мыслей, уклад жизни, изменится ли нравственное и физическое здоровье людей, когда за их окнами безудержным потоком двадцать четыре часа в сутки будут нестись большегрузные тягачи, Камазы и шикарные „Лексусы“?»
Поэтому решил ваш покорный слуга заглянуть в будущее тех граждан, которым предстоит жить вдоль ЦКАД. Подготовка к реализации данного проекта идёт полным ходом, прошли публичные слушания, на которых граждане получили заверения в том, что дорога никак не повлияет на экологию, ничьи права не будут нарушены, а наступит полная благодать и экономическое процветание. Публикуются в местных СМИ списки владельцев домов, земельных участков, другого недвижимого имущества, которые в результате строительства ЦКАД, лишаться своей недвижимости.
Все вроде бы ничего, но как будут жить наши дорогие граждане во благо которых и возводится суперсовременная трасса?
Журналистская заповедь гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И правда, ведь рядом трудится Московская кольцевая автомобильная дорога. Вряд ли Центральная Кольцевая будет существенно отличаться от своего прототипа, но главное, условия жизни раменских и прочих граждан не будут отличаться от нынешних придорожных счастливцев.
Владимир Владимирович как-то написал: «Хочешь убедиться, что земля поката — сядь на собственные ягодицы и катись!». Маяковский знал что писал, и положив в карман журналистское удостоверение я решил пройтись налегке вдоль МКАД, с тем, чтобы своими глазами увидеть, как живут уже много лет жители придорожных городов и, главное, посёлков. И 22 июня, ровно в 6 часов я отправился в путь. Задача была простой — пройти 50 километров, не пользуясь никаким видом транспорта все равно в каком направлении.
Скажу сразу — об увиденном и услышанном в одной статье не расскажешь. Поэтому в этом очерке попытаюсь донести до читателя свои впечатления на тему: «Есть ли жизнь на МКАДЕ? И какова она?» А вы, уважаемый читатель, судите сами, и постарайтесь при следующих публичных слушаниях на тему ЦКАД, припомнить эти строки.
Итак, около 14 часов пополудни я вступил на МКАД в районе города — Наукоград Реутов. Перед этим парой часов ранее столкнулся с гигантской пробкой в районе Быковского железнодорожного переезда в посёлке Удельная. Похоже министр прав: «Дорожный апокалипсис в России уже недалёк!»
Самый ближний участок МКАД указывал на север, на трассу Москва — Нижний Новгород. Решено — пойдём этим путём, не входя в родную столицу.
Июньское солнце палило нещадно, но проезжая часть была полностью забита непрерывным потоком автомобилей самой разной масти. Мягко говоря, никаких пешеходных дорожек на Кольцевой не предусмотрено. Идти приходилось, прижимаясь к краю проезжей части, либо с тыльной стороны ограждения. Обочина забита «уставшими» автомобилями. Кое- где они останавливаются в опасной близости от проезжей части. Это, естественно, не добавляет уверенности тем, кто находится за рулём. Водители стоят рядом и обречённо смотрят на проезжающих мимо железных коней. Никто не спешит им на помощь. Автомобили на трассе и я двигались примерно с одинаковой скоростью, но мне, несмотря на удушающий запах бензиновой гари, было легче, чем водителям и пассажирам автомашин. В потоке все смешалось, как говорил поэт: «И конь, и трепетная лань!». Особенно тяжело водителям тех авто, а это в основном чудо отечественного автопрома, в которых отсутствуют кондиционеры. Но особенно впечатляют МАЗы, Кразы, Камазы, над которыми вьются клубы чёрного дыма. Какие там экологические нормы? Какие техосмотры?! Кто знает, как эти машины могут двигаться, если им по виду под четверть века? И все это вдыхают жители окрестных многоэтажек. А строительство в Реутове идёт как раз вдоль линии кольцевой дороги. При тридцатиградусной жаре и полном безветрии придорожный воздух превращается в адскую смесь, ею дышат водители и пассажиры через открытые окна, как и жители окрестных домов. Ад, да и только. Удивительно, но многие ещё умудряются при этом курить. Так сказать — камикадзе российского разлива. Кольцевая движется вдоль границы города. Символично, но какой-то предприимчивый предприниматель не лишённый чувства юмора, прямо здесь организовал салон — скупку повреждённых автомобилей. Все для удобства граждан. Попал, неровен час, в аварию, закипел двигатель — вези в салон, получи денежки и распишись в получении. На ограждении салона развешены убедительные плакаты, в которых утверждается, что в городе Реутове живут одни единороссы, и в городе нет наркоманов. Проверять это весьма спорное утверждение мы не стали и двинулись дальше. Время, как известно, не ждёт.
Дорога резко меняет характер людей. Особенно это касается водителей большегрузных машин, которых в народе ещё называют дальнобойщиками. Особенно тех, кто ездит на машинах отечественного производства. Они практически не предназначены для дальних рейсов, в них нет условий для работы и отдыха. Причём встречаются машины, место которым в музее автомобилестроения, а не на автодороге. За городом Реутовым, когда городской пейзаж начинает меняться: появляются лесные массивы, точнее то, что от них осталось. Вдоль трассы тянутся разнокалиберные торговые центры — большие и маленькие, площадки для стоянки большегрузных авто и отдыха водителей. Беда вся в том, что нет продуманного архитектурного стиля, каких-то стандартных требований. Каждый строил, по принципу, абы как. Впрочем, нет и элементарных условий для отдыха водителей. Нет условий для того, чтобы умыться, освободиться от мусора, привести себя в порядок. Нет элементарного — туалетов. Есть лес, а в лучшем случае асфальтированные площадки. Вот и весь сервис. Примитивные мастерские соседствуют с вполне приличными автомастерскими, но, увы! Все это разбросано в хаотичном порядке. Нет площадок хранения мусора, водители избавляются от своего хлама простым способом — выбрасывают из окна на обочину. Раз в сутки по трассе проходит грейдер и все это оказывается в придорожной канаве. Пространство вдоль дороги превратилось в гнойник, сплошное, тянущийся на сотни километров мусоросборник. Такая же картина и в придорожном лесу. Лес медленно умирает: люди настолько безобразно относятся к нему, что становится понятно, через десяток другой лет, здесь будет чистое поле. Лет просто умрёт. Типичная картина нашего бескультурья: водитель остановил автобус, открыл дверь и побежал справлять большую нужду прямо за остановкой, на глазах всей честной публики. Думаете, кто-нибудь из пассажиров возмутился?
Огромные рекламные баннеры предлагают купить дом, земельный участок. Там, где угадывались сельскохозяйственные угодья, сегодня либо брошенные поля, либо где-то в глубине идёт строительство коттеджей. И только в районе Соснового Бора есть небольшое поле, засеянное рапсом.
Проект строящейся ЦКАД предполагает, что 200 000 жителей Подмосковья найдут себе работу на объектах дорожной инфраструктуры. Давайте разделим 200 000 на 500 километров протяжённости будущей дороги. Получится, что каждый километр дороги должен обеспечить работой 400 человек! Это означает, что на каждом километре должен стоять, например, супермаркет или нехилое предприятие обслуживания. Сегодня вдоль трассы можно увидеть и супермаркеты, которые предлагают покупателям все «начиная с иголки и кончая автомобилям», но торгового ажиотажа вокруг торговых комплексов не наблюдается. Точно так же пустуют стоянки в салонах продажи автомобилей. Лично я не понимаю, кто поедет покупать автомобиль на 50 километр ЦКАД в город Ногинск.
В отдельных местах, огромные шумозащитные панели отгораживают жилые дома от шума и газов проезжей части. Но это не спасает от куч мусора и влияния автомобильных выбросов. И кроме того, небольшое это удовольствие видеть в своих окнах ежедневно и ежечасно одну и ту же серо-зелёную грязную панель. Так ведь недолго и впасть в депрессию. Буквально на проезжей части расположен, что бы вы думали? Оздоровительный детский лагерь. Правда, он тоже огорожен шумозащитными панелями, но каким воздухом дышат дети? Что они видят в окна своих корпусов и как все это помогает укреплять здоровье детей — остаётся загадкой.
И все же есть бизнес, который расцветает и здравствует. Это придорожная проституция. Все это видно невооруженным глазом. И дело не в том, что странно видеть привлекательных девушек среди придорожного пейзажа и ревущих автомобилей, а в том, что по русскому бескультурью и любви к экстремальным ощущениям весь придорожный лес превращён в бордель. Процесс идёт и днем и ночью. Как это сказывается на психическом здоровье местного населения? Кто, извините, крышует этот криминальный бизнес? Кто даст ответы на эти и другие вопросы?
А кто вообще, кроме дорожно-постовой службы и коммунальщиков, убирающих мусор возле остановок, следит за тем, что происходит на трассе?
Авторы проекта ЦКАД обещают, что дорога будет построена с учётом всех передовых технологий и стандартов. Охотно тому верю, но только я наглядно убедился, что жить от этого местному населению лучше не станет. Людей, которые окажутся в зоне действия ЦКАД ожидают совсем нелёгкие времена. Привычный жизненный уклад будет нарушен, они окажутся чужими на этом празднике жизни. Конечно, из окна летящего автомобиля и служебного кабинета дорога кажется заманчивым и перспективным проектом. Но в реальности люди потеряют многое из того, что имеют на сегодняшний день, получат дополнительные проблемы. Многим придётся поменять уклад жизни.
Вспомните. Несколько лет назад, начиная от Чулковского сельского округа Раменского района, сразу после моста через р. Москва и до Бронниц, построили первую очередь «дублёра» Рязанского шоссе. Прекрасная новая дорога. По несколько полос в разную сторону. Скорости и пропускная способность увеличилась. Все замечательно, но одно «но». Люди, зажатые в тиски двух трасс, оказались в нечеловеческих условиях. Загазованность, шум. Переехать? Но цена их недвижимости сократилась в разы. И самое главное. Строители дороги забыли про съезды с новой дороги к их домам и люди оказались в состоянии блокады: ни выехать, ни съехать в непогоду со своих участков они не могли!
Все время не могу отделаться от мысли, что этот затратный для Подмосковья проект не принесёт ожидаемых результатов. Я в этом убедился на примере тех городков и посёлков, которые разместились вдоль трассы. Увы! Кольцевая дорога мало изменила в лучшую сторону их жизнь. Придорожный глянец соседствует с разрухой и экономической несостоятельностью, отсутствием видимых перспектив. О модернизациях и инновациях тут и слыхом не слыхивали. Выжить бы! Переселиться бы!
Поэтому, уважаемые читатели, делайте выводы.
Нет, я не против строительства ЦКАД. Но может быть, лучше вкладывать деньги в ремонт и реконструкцию уже существующих дорог, улиц, железнодорожных переездов, привести в нормальное состояние Подмосковные леса и поля. Это гигантская и очень непростая работа, но перекладывать её на плечи будущих поколений уже нельзя. Мы просто лишим наших детей будущего.
Я надеюсь, что те, кто отстаивают проект строительства трассы, хотят сделать как лучше.
Лишь бы не получилось, как всегда.

В. Куданенко
(продолжение в следующих номерах)

Проголосовать за эту статью: