№ 42 от 17 сентября 2010 На главную
Особенности национального капремонта

В г. Жуковском стартовала кампания по созданию муниципальной адресной программы капремонта жилья, основная проблема — набрать достаточное количество ТСЖ. В г. Раменском всё спокойно.

«Где деньги, Зин?»

Деньги на капремонт и расселение аварийного жилья есть в федеральном Фонде содействия реформированию ЖКХ, с 2008 г. он распределяет по регионам-претендентам 240 млрд. руб. (главным образом, это бывшие активы ЮКОСа), выделенные Правительством РФ на эти цели. В соответствие с федеральным законом 185-ФЗ. Большая часть этих средств уже истрачена, к примеру, «флагман» процесса — Татарстан — на 18,3 млрд. руб. отремонтировал уже более 4 тыс. домов.
А вот Московская область — в числе отстающих. 2008-й год она пропустила, а в 2009 г. получила:
— на капремонт 263,6 млн. руб. (софинансирование из областного и местного бюджетов 284.3 млн. руб.), из запланированных к ремонту 233 домов отремонтирован 231 дом;
— на расселение аварийного жилья 29.9 млн. руб. (софинансирование 29.9 млн. руб.);
— на расселение аварийного жилья с учётом стимулирования малоэтажного строительства 1 666, 650 млн. руб. (софинансирование 250.8 млн. руб.).
В этом году в областную программу капремонта (как нетрудно догадаться, она складывается из соответствующих муниципальных программ) «записались» 34 города и района. Им дали из Фонда 2,426 млрд. руб. (софинансирование 0.512 млрд. руб.) на капремонт 808 многоквартирных домов. Например:
— г. Балашиха — 265 225 640 руб. на 66 домов (4.02 млн. руб./дом),
— г. Воскресенск — 136 203 500 руб. на 30 домов (4.54 млн. руб./дом),
— г. Долгопрудный — 140 646 395 руб. — 15 домов (9.37 млн. руб./дом),
— г. Домодедово — 204 023 564 руб. — 50 домов (4.08 млн. руб./дом),
— г. Дубна — 95 746 804 руб. — 32 дома (2.99 млн. руб./дом),
— г. Железнодорожный — 240 235 041 руб. — 54 дома (4.45 млн. руб./дом).
Как видите, на дом выделяется от 2.9 до 9,4 млн. руб. Деньги немалые, но на них можно сделать не что угодно, а только 5 видов работ:
— ремонт внутридомовых систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе — установку счётчиков тепла, воды, электроэнергии, газа, а также узлов управления ими (это важная деталь, потому что недавно принятый закон 261-ФЗ «Об энергосбережении» требует, чтобы во всех домах собственники к 1 января 2012 г. установили за свои деньги приборы учёта и впредь рассчитывались за коммунальные услуги только по ним);
— ремонт лифтового оборудования и лифтовых шахт;
— ремонт крыш;
— ремонт подвалов, относящихся к общему имуществу;
— ремонт и утепление фасадов.
Из отпущенного на Подмосковье лимита в 8 млрд. руб. больше половины уже выбрана в 2009–10 г.г., на будущий год остаётся 3.6 млрд. руб. Но эти деньги ещё надо суметь получить. Особую остроту текущему моменту придаёт то, что 1 января 2012 г. Фонд прекращает своё существование. Следующий год — последний, кто не успел — тот опоздал. А потом, если верить принятой недавно правительством РФ «Комплексной программе модернизации и реформирования ЖКХ на 2010–2020 годы», вклад собственников в капремонт домов возрастёт с 5 до 90%. Фактически все работы собственникам придётся делать за свой счёт, участие государства сведётся лишь к возмещению процентов за банковский кредит.
Утром приватизация — вечером деньги.
После кризиса и «обрушения» областного бюджета, связанного с именем бывшего министра финансов Кузнецова «со товарищи» (по данным следствия, ущерб от этих действий составил около 27 млрд. руб.), область резко свернула свои традиционные субвенции на благоустройство и капремонт жилья. К примеру, в г. Жуковском областная программа замены лифтов в 2008 г. так и осталась невыполненной, половина лифтов установлена, половина нет, а оплату исполнители ждут до сих пор. Поэтому сейчас единственная реальная возможность что-то получить — это обратиться в Фонд содействия реформированию ЖКХ. Но деньги там дают не всем, а только передовикам в деле реформирования ЖКХ.
В чём надо преуспеть, чтобы муниципальное образование имело шанс получить в Фонде деньги на капремонт? Ст.14 закона 185-ФЗ задаёт следующие основные условия:
1) приватизация коммунальной сферы не меньше, чем на 80%,
2) то же самое для жилищной сферы,
3) выпуск нормативных актов, обеспечивающих благоприятные условия для ТСЖ, и наличие ТСЖ не менее, чем в 20% домов (только ТСЖ, кооперативы в расчёт не принимаются),
4) наличие план-графиков межевания придомовых земельных участков (напомним читателю, что сформировать их, поставить на кадастровый учёт и передать в общедолевую собственность собственникам помещений — обязанность местной власти, но практически нигде это не исполняется);
5) монетизация субсидий на оплату услуг ЖКХ;
6) то же самое для льгот;
7) прекращение перекрёстного финансирования коммунальных услуг;
8) ликвидация дотаций коммунальщикам;
9) наличие в тарифах на коммунальные услуги инвестиционной составляющей, обеспечивающей развитие и модернизацию предприятий коммунальной сферы и соответствующей инфраструктуры;
10) наличие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
11) наличие адресной программы капремонта;
12) софинансирование капремонта из регионального и местного бюджетов.
Кроме того, есть ещё два немаловажных условия — не муниципального, а более низкого, так сказать, «домового» уровня: субсидии на капремонт дают только тем собственникам, которые, во-первых, самостоятельно выбрали способ управления (причём, непосредственное управление в зачёт не идёт, его преверженцам денег не дают), во-вторых, готовы оплатить из своего кармана не менее 5% стоимости работ.
Важно подчеркнуть, что субсидии даются целевым порядком, не вообще в город или район, а на ремонт конкретных домов, перечисленных в муниципальной адресной программе (на то она и адресная). Если в доме есть ТСЖ — средства приходят на счёт ТСЖ, если собственники доверили представлять свои интересы управляющей компании — на счёт компании. Деньги, предназначенные для ремонта Михалевича,6 нельзя потратить на Чугунова,15. За это накажут.
Наверняка читатель обратил внимание, что в Подмосковье в 2009 г. соотношение затрат на капремонт и расселение «аварийки» было каким-то странным: 547.9: 1977.25 = 1 : 3.6. Почему капремонт на заднем плане, а приоритет отдан малоэтажным домам? Это куда более лёгкие деньги, чем на капремонт, условия их получения мягче, в частности, не надо создавать ТСЖ. Возможно, есть и другие причины — из числа тех, что читаются между строк.

Жуковский синдром

Большинство перечисленных условий доступа к федеральным деньгам г. Жуковский уже выполнил. Так домоуправления в городе были акционированы ещё в 2007 г., параллельно в львиной доле домов путём заочного голосования в качестве фирм-управдомов «выбрались» две компании: ООО «Теплоцентраль-ЖКХ» (327 домов) и ООО «Жилкомсервис» (70 домов). Несмотря на массу процедурных нарушений, выборная кампания была признана успешной. Оставшиеся 99 домов получили частных управдомов весной 2008 г., пройдя через муниципальный конкурс: 79 домов достались ООО «Кулон-ЖКУ», 20 домов — ООО «Теплоцентраль-ЖКХ». Что касается новостроек — они управлялись частными управляющими компаниями изначально. В общем, ни муниципальных домов, ни муниципальных домоуправлений в городе нет. В коммунальной сфере муниципальными остались только два предприятия: МП «Теплоцентраль» и МП «Инжтехсервис» (благоустройство и уборка территории), остальное акционировано.
Но Жуковский споткнулся на «тэсэжации»: в этом году «проходной балл» возрос до 20%, а это значит, что не менее 120 домов должны быть охвачены ТСЖ. А их много меньше, на сайте городской администрации «засветились» всего 12 ТСЖ.
Поэтому городская администрация, начиная с конца августа, развернула среди жуковчан (в основном, силами управляющих организаций) широкую агитационно-разъяснительную кампанию. Её цель — двоякая: во-первых, подготовить муниципальную адресную программу капремонта, куда должны войти дома, жители которых готовы сделать ремонт, заплатив 5% его стоимости. Во-вторых, каким-то образом набрать нужное количество ТСЖ. В срочном порядке, желательно — до конца года. Задачи обе архитрудные. Будут ли они выполнены? Поживём, увидим.

Раменский фундаментализм

А что же Раменский район? Почему он не обращается в Фонд содействия реформированию ЖКХ за деньгами на капремонт? Ответ очевиден: потому что в реформировании пока не преуспел. Самое главное, что муниципальные предприятия, предоставляющие населению услуги ЖКХ, до сих пор не акционированы. Поэтому шансов на получение федеральных денег нет, даже заявку рассматривать не будут.
Справедливости ради, раменцы отнюдь не одиноки в своей приверженности к традициям муниципального «сервиса», многие подмосковные города и районы (и отнюдь не самые неблагополучные в финансовом отношении) не спешат отдать своё ЖКХ на волю рыночной «стихии». Несмотря на то, что реформа ЖКХ последние пять лет достаточно активно насаждается «сверху». Несмотря на то, что губернатор Борис Громов на одном из недавних совещаний сказал: «Кому федеральные деньги не нужны, может насчёт капремонта ко мне не обращаться!».
Почему так? В Раменском районе все хорошо с капремонтом жилья или район сам собирается справиться с этой задачей, без «помощи» извне? Видимо, для подобного «жилищно-коммунального фундаментализма» есть основания. У его сторонников наверняка имеются свои соображения по поводу реформы. Что касается конкретно Раменского района — надеемся, читателям «Рабочего полдня» поможет разобраться в этом вопросе профильный заместитель главы администрации Сергей Владимирович Шаталов, заявка на интервью, по словам его секретаря, легла на стол замглавы 8 сентября. Как только — так сразу.

Юрий Полонский

Проголосовать за эту статью: