№ 44 от 18 октября 2010 На главную
Д. Медведев: «За благоустройство должен кто-то отвечать»

5 октября состоялось заседание Совета по развитию местного самоуправления, которое открыл докладом Д. Медведев.

Президент о том, что хотят люди

«Социальное самочувствие граждан определяется качеством и культурой их быта. Все они, наши люди, и мы с ними в том числе, естественно, хотят жить в нормальных условиях: всем нужно приличное жильё; всем нужно иметь ухоженные дворы, чистые улицы; отдыхать и заниматься спортом в обустроенных парках и скверах; ездить по приличного качества дорогам, с чем у нас традиционно весьма и весьма неблагополучно, дорогам, которые не имеют такого количества проблем — ям, ухабов; дышать нормальным свежим воздухом и, конечно, использовать, пить чистую воду. Надо откровенно признаться, что существующая сегодня в нашей стране действительность далека от этого идеала. Вопросы благоустройства жизни, вопросы озеленения в соответствии с законом отнесены к компетенции местной власти, но сформулированы они в самом общем виде».
Президент о том, кто должен отвечать за благоустройство.
«Необходимо более полно, более чётко определить то, кому конкретно следует заниматься вопросами благоустройства, что необходимо для этого сделать, каковы в этом случае должны быть полномочия органов местного самоуправления; что можно требовать с предприятий и организаций — арендаторов и собственников недвижимости; какова ответственность управляющих компаний, товариществ собственников жилья и, наконец, самих жильцов за состояние муниципальной инфраструктуры; кто юридически должен отвечать за общее состояние дел в городах и населённых пунктах; кто убирает мусор, снег, кто поддерживает в нормальном состоянии дороги между кварталами, проезды и, что особенно обычно неприятно и о чём знают все наши граждане, так называемые междомовые территории. За благоустройство буквально любого, практически каждого клочка земли должен кто-то отвечать даже в такой огромной стране, как наша. Если не будет ответственного, если не будет хозяина в широком смысле этого слова, то всегда будет беспорядок».

Президент о том, с кого спрос

«Спрос в целом обычно происходит с муниципального руководства. Поэтому вполне естественно включать в число критериев, оценки деятельности органов местного самоуправления показатели благоустройства соответствующих населённых пунктов. Основная проблема очевидна: денег мало — и низкий уровень благоустройства часто объясняется именно этой причиной, что, как правило, действительно с этим и связано, но не только. Мы с вами понимаем, что деньгами можно по-разному распоряжаться, есть примеры территорий, и они просто перед глазами стоят, когда буквально на расстоянии 50 метров абсолютно разная картина: разные муниципальные образования, разное начальство, разные критерии оценки труда подчинённых — и соответственно разный результат. Но проблема не только в нехватке средств, но и, конечно, в неэффективном использовании того, что мы имеем. В прошлом году доходы местных бюджетов составили приблизительно 2,4 триллиона рублей, это около 18 процентов консолидированного бюджета Российской Федерации. При этом надо признаться, что институты финансового контроля созданы только в трети муниципальных образований. Конечно, организовать подобные органы контроля во всех муниципалитетах невозможно, да и бессмысленно (у нас их около 24 тысяч), но развивать систему контроля, особенно через или с помощью электронного правительства с контрольной компонентой и максимально открывать эти сферы, — это задача муниципальной власти. Надо, чтобы наши люди получали компетентные ответы по тем вопросам, которые их волнуют. Практически подавляющая часть вопросов, которые волнуют наших людей, наших граждан, связаны именно с муниципальным самоуправлением, с компетенцией муниципальных органов».

Президент о ЖЭКах, ДЕЗах и тарифах

«В 2004 году был принят Жилищный кодекс, определивший новые формы управления многоквартирными домами с привлечением управляющей организации или путём создания товариществ собственников жилья. Они создавались для того, чтобы грамотно управлять, грамотно решать проблемы ЖКХ, оказывать людям качественные и, подчеркну, недорогие, разумные по стоимости услуги. К сожалению, надо признаться прямо, эти ожидания оправдались далеко не в полной мере. Естественно, вывеску поменяли, раньше были различного рода РЭУ, ДЭЗы, другие конторы — сейчас они стали называться иначе, называются красиво „управляющими компаниями“, но стиль их работы остался зачастую тот же самый; нередки и случаи мошенничества со средствами коммунальных платежей. Деятельность многих таких фирм непрозрачна, зачастую они связаны и с местными руководителями, отсутствует обратная связь с потребителями. А те решения, которые принимаются, в том числе и по самой чувствительной теме — по тарифам, часто просто непонятны, их объяснение не предъявляется, мотивация принятия этих решений людям непонятна. Основная тема, с которой люди подходят, — это коммунальные платежи. В более крупных городах такого, конечно, нет, но там и безработицы меньше, возможности получить иные доходы лучше. В любом случае мириться с таким положением дел нельзя, надо чётко регламентировать права и обязанности управляющих организаций, усилить их ответственность за неисполнение законодательства, в том числе и за нарушение стандартов раскрытия информации об их работе».

Из стенографического отчёта выступления Президента на заседании Совета по развитию местного самоуправления.

Проголосовать за эту статью: