№ 44 от 18 октября 2010 На главную
Улица утраченной памяти

По ночам по этой небольшой улочке, с одной стороны, скрытой за собором и парком, а с другой — приходящим в негодность недостроенным монстром — огромным кирпичным зданием живёт кусочек истории Раменского, улочка, точнее то, что от неё осталось. Сейчас она носит название Первомайской (слово, занесённое в русский язык неизвестно кем и известно зачем), а в дальнем далеке носила название простое и понятное — Поповская или Поповка.

Название улицы в городе — это нечто большее, чем просто слово. Если тебе посчастливилось родиться на свет божий, то все, что тебя окружало с детства — это твоё и только твоё, несмотря на то, куда тебя забросила судьба. Наступает время, и ты начинаешь возвращаться в родные места — хотя бы мысленно. Но, увы! Тебя встречают ничего не говорящие уму и сердцу названия: улица Карла Маркса, улица Красноармейская, улица Первомайская. И среди всего этого городского моря гордо несёт свои мачты — паруса Храм Бориса и Глеба. Правда, как дурное предзнаменование — озеро, которое пугало тебя в детстве глубиной и разливом — исчезло, и некуда плыть храму, этому кораблю духовного спасения, дорогу к которому ты искал всю жизнь: в смертном бою, в трудной работе, в устройстве дома.
Из нашей жизни незаметно исчезло многое. Исчезли письма с фронта, который заменили телефонные звонки с «горячих точек». А ведь наши бабушки хранили солдатские треугольники до своей смерти — порой это было всего одно письмо, с какого-нибудь полустанка. Писал его воин чернильным карандашом на вырванном тетрадном листе и написанном на спине своего товарища. А дальше похоронка или томящее несбывшейся мечтой — пропал без вести. И тоскливой песней: «Ах милый, если б не было войны!»
Ах, если бы! Если бы не было революции, репрессий, войны, перестройки+
Как бы мы жили, кем были? Может так и осталась эта улочка Поповской и жили бы на ней потомки тех, кто пришёл сюда почти триста лет назад и начала обустраивать свою жизнь на берегу Борисоглебского озера с верой в Бога и надеждой на его помощь. Но какое село без Храма? Заметим только, что в канун революции в огромной стране было 64 000 церквей и храмов, построенных руками и на деньги десяти поколений православных россиян.
Считается, что первыми жильцами улицы стали священник Иван Леонтьев, дьякон Матвей Иванов, дьячок Алексей Потапов, пономари Андрей Силуянов и Михаил Андреев. И сегодня, среди множества фамилий современников, проживающих в районе и городе можно отыскать схожие, да только мы стали за бегом времени нелюбопытны, и мало кто интересуется своей родословной. А надо бы, что сказать с гордостью: «Мы не пыль на ветру!»
Первый дом, угловой, был построен по типичной для Поповской улицы форме: низ больше, а второй этаж маленький. В конце XIX — начале XX века он принадлежал Трофимовым: хозяин работал инженером на фабрике, а его дочь преподавала в женской гимназии. После революции этот дом был коммунальным, дважды перестраивался, реконструировался, но в какой-то степени сохранил свою первоначальную форму. Осенью 2002 года, к сожалению, он был разобран.
Дом 3 — самый «молодой» на улице, построен в 1908 году священником Александром Ивановичем Соколовым, который приехал из села Малахова Бронницкого уезда в 1907–08 гг. с семьёй (жена, трое сыновей и две дочери). В доме была замечательная терраса, высокая, вся обвитая растениями с белыми цветами, под террасой был настоящий театр — со сценой, зрительным залом, занавесом и декорацией. Артистами были дети отца Александра — Оля, Таня, их подруги Агния, Дуся и др. Ставили сказки, басни, анекдоты. Сейчас здесь живут потомки отца Александра Соколова.
Сохранилось множество описаний, как были обустроены эти театры. Домашний театр становился городской достопримечательностью, он влиял на жизнь в городе. И многие великие русские артисты получали путёвку на сцену именно в таких домашних театрах. Следующие три дома (они стоят перпендикулярно линии улицы) принадлежали псаломщику Виктору Михайловичу Хотьковскому (у него была жена Вера Васильевна, сын Женя и дочка Маня). Дома были построены примерно в середине XIX века.
Фабрика арендовала у него один дом, хорошо платила и производила ремонт (сейчас здесь проживают Скрябины — дом 6), в нем жила Елизавета Павловна — жена умершего директора фабрики Дмитриева, очень прогрессивного человека для своего времени. В ограде церкви ему был поставлен памятник, автором которого был скульптор Антокольский.
Между домом Елизаветы Павловны и домом Белокуровых был широкий переулок, где стояла будка и висела круглая чугунная доска, достигавшая почти метра в диаметре. Сторож всю ночь сидел в будке и отбивал в доску каждый час, а потом ходил вокруг дома с колотушкой. Примерно в 1913 году, ещё при жизни Елизаветы Павловны, дом горел. После пожара фабрика почти заново отстроила его, дом принял прежний вид, и «хозяйка» опять переехала в него.
После смерти Елизаветы Павловны Хотьковский продал все три дома: один Мыльцову (дом 4), второй Остаповым — бывших учителей Дергаевской земской школы. Сейчас этот дом (5) принадлежит их внуку. Самый большой (дом 6) -Пенкиным. Отец работал в конторе при фабрике. У них было 7 человек детей. Сейчас в этом доме живут их потомки.
В третьем доме в глубине (4) жил сам Хотьковский. После революции и этот дом был продан. Какое-то время здесь жил священник Розанов, а с начала 30-х годов здесь жила семья П. О. Мыльцева, бывшего балтийского матроса, участника революционных событий 1917 года в Петрограде, а затем мастера фабрики. С 70-х годов дом принадлежит Кузнецовым. У этого дома всегда был большой фруктовый сад.
Самый старый из сохранившихся домов — дом 7 Белокуровых. Он построен в 1818 году дьяконом Троицкой церкви Петром Кирьяновым. Построен добротно, по типичной для тех времён конструкции: шириной в 6–7 окон первый этаж и небольшой второй этаж в центре. На первом этаже в центре находилась большая открытая терраса, а над ней балкон второго этажа.
После Петра Кирьянова этим домом владел его сын, Алексей Петрович Кирьянов, тоже дьякон. У него было несколько дочерей, одна из которых вышла замуж за дьякона Сергея Ивановича Белокурова и получила этот дом в наследство. Сергей Иванович служил в нашей церкви вплоть до 1938 года, сначала дьяконом, а потом священником. Дом сохранился в первоначальном виде (нет только террасы и балкона). Перед домом был небольшой палисадник, а сзади — большой сад. Сейчас в этом доме живут потомки Кирьяновых — Белокуровы.

А. В. Фомичева
В статье использованы записи старожила Первомайской улицы г. Раменское Белокуровой Н. С.

Проголосовать за эту статью: