№ 47 от 03 декабря 2010 На главную
Шершавым языком бюджета. Раменский бюджет «усох» на треть

1 декабря 2010 года в помещении Администрации Раменского района состоялись публичные слушания. Собравшиеся в зале 87 граждан Раменского муниципального района, в основном депутаты Совета депутатов Раменского муниципального района, главы сельских и городских поселений, сотрудники Администрации в течении тридцати минут рассмотрели и единогласно проголосовали за проект бюджета муниципального образования «Раменский муниципальный район» на 2011 год.

Бюджет Раменского муниципального района, как следует из проекта, определён в 2011 году в размере по доходам в 3 354 569, 5 тысяч рублей. По расходам в сумме — 3 471 919,5 тысяч рублей. Дефицит бюджета определён в сумме 117 350 тысяч рублей.
Прежде чем анализировать основной финансовый документ района, по которому нам предстоит жить, давайте вспомним, за счёт чего формируется бюджет муниципального образования. На три четверти, доходная часть местного бюджета формируется за счёт земельного налога и налога на доходы физических лиц, а точнее налога с получаемой зарплаты. Размер земельного налога — величина маломеняющаяся т. к. сильно увеличить ставку земельного налога власть не рискует, а появление новых землевладельцев в районе идёт очень небольшими темпами. А вот количество работающих граждан в районе увеличилось. Если в 2008 году в районе проживало 222 тысячи человек, в 2009 — 223 тысячи, то, как утверждает А. Е. Попов, Председатель Совета депутатов, результаты последней переписи фиксируют цифру в 250 тысяч жителей. Поэтому, так или иначе, но взрослое трудоспособное население района «прирастает», а если это так, то люди где-то должны работать. Значит, должны платить налоги со своих доходов. В 2009 году доходная часть бюджета района планировалась в сумме 5 195 929 200 рублей. По расходам — 5 326 189 900 рублей. Дефицит бюджета определялся в размере 130 260 700 рублей. Теперь посчитаем: бюджет за один год «усох» по доходам более чем на 1 миллиард 800 миллионов рублей! Дефицит бюджета «уменьшился» на тринадцать миллионов, но это в цифровом выражении. Если пересчитать в относительном выражении, то цифры заставляют задуматься. Доходная часть бюджета уменьшилась на 37%! Если принять, что дефицит бюджета в 2009 году планировался в размере 2% доходной части, то в 2011 он достигнет уровня 3,5%!
Посмотрим на статьи, формирующие доходную часть бюджета.
Собственные налоговые доходы планируются в размере 1 813 миллионов рублей, или 54% от общей доходной части бюджета. Сумма налога на доходы физических лиц на 2009 год планировалась в размере 1 275 000 000 рублей. И на 2011 год эта цифра составила 1 216 миллионов рублей. Но учитывая прирост населения в размере более 20 000 человек, то можно утверждать, что-либо мы не умеем собирать налоги, либо все, кто приехал в Раменское на постоянное место жительства работают в столице, либо зарплата населения сокращается.
В доходной части бюджета будущего года предусмотрен рост поступлений от Единого налога на вменённый доход (ЕНВД) более чем, на 30 миллионов рублей, государственной пошлины по судебным дела на 11 миллионов рублей, доходов от регистрации транспортных средств более чем в два раза. На 18 миллионов вырастут доходы от использования муниципального имущества, что является очень положительным моментом. Со 143 тысяч, до 558 тысяч вырастет доход от единого сельхозналога. Сократится на 3 миллиона рублей поступления от платежей за использование природных ресурсов.
В два раза, с 2 600 миллионов рублей, до 1 304 миллиона рублей сократится сумма безвозмездных поступлений в доходную часть бюджета Раменского муниципального района из областного бюджета. Это связано с финансовой ситуацией, сложившейся в областном бюджете. Таким образом, анализируя доходную часть бюджета Раменского муниципального района можно сделать вывод о том, что экономика Раменского муниципального района пока находиться в стадии стагнации. По расчётам специалистов уровень докризисного производства в районе будет достигнут лишь в 2012 — 2013 году. Но как поведёт себя российская промышленность после ожидаемого вступления в ВТО в целом и Раменского муниципального района в частности — вопрос открытый. Между тем, производство зерна в районе в 2010 году составило 56% или около 1 000 тонн, производство овощей менее 60% к уровню 2009 года. Пока что, основной спрос на продукцию сельскохозяйственного производства лежит вне плоскости программы развития агропрома в районе: нам попросту нечего предложить сельскохозяйственному рынку. Кроме того, 2010 год стал в районе рекордным по количеству выведенной из оборота земли сельхозназначения под дачное строительство и прочих целей, не связанных с сельхозпроизводством. Прогнозируемый рост спроса на зерновые и картофель в ближайшее время вряд ли помогут местным аграриям решить экономические проблемы. И следует отметить, что инвестиционная привлекательность района, в связи с излишними бюрократическими барьерами, в целом снижается, и специалисты не прогнозируют большого роста капиталовложений в местную промышленность. Нужно заметить, что бюджет 2011 года формировался на основе итогов деятельности за 2010 год.
Проблемы формирования доходной части бюджета отразились и на решении социальных проблем.
За счёт средств бюджета района предусмотрено финансирование расходных статей в размере 2 167 миллионов рублей. Это меньше расходов 2009 года на 660 миллионов рублей. Не смотря на резкое сокращение доходов бюджета в 2011 году расходы на содержание аппарата управления составят 233 000 тысячи рублей, что означает рост почти на 100 миллионов по сравнению с 2009 годом. Это довольно странное и несвоевременное увеличение расходов, учитывая тот факт, что и на областном и на федеральном уровне поставлена задача сокращения расходов на содержание аппарата чиновников, за счёт их сокращения. На образование расходы остались практически на том же уровне: 1 112 миллионов на 2011 год против 1 041 миллион в 2009 году. Более чем в два раза сократились расходы на здравоохранение и спорт: с 1 427 000 тысяч в 2009 году до 644 399 тысяч рублей в предстоящем финансовом году. 5 миллионов выделяется на организацию летнего отдыха детей. Это примерно на 19 000 раменских школьников. В следующем году по прежнему сохранятся проблемы и с местами в дошкольных учреждениях. В 2011 году только 563 ребёнка из 1000 дошколят могут рассчитывать на получение места в детском садике. Растёт число учащихся вынужденных обучаться во вторую смену, что тоже создаёт массу проблем.
Прогнозируется рост тарифов на коммунальные услуги. К примеру, региональная энергетическая комиссия отделила банковский тариф от тарифа на электричество. По факту это означает, что теперь при оплате электричества через банк, придётся платить ещё и комиссию за проведение операции, размер которой установлен в каждом банке отдельно.
Между тем, появление комиссии при оплате — меньшее из зол. Ожидается, что в 2011 году электричество в столичном регионе подорожает на 14% до трёх с половиной рублей за киловатт-час. Дважды в регионе подорожает газ: в январе и апреле 2011 года.
Подводя итоги небольшого анализа бюджета Раменского муниципального района и материалов общественных слушаний, можно с уверенностью сказать, что нас, рядовых обывателей ждут далеко не простые времена: придётся затянуть пояса, ограничить потребление, больше платить за коммуналку и другие услуги.
Поэтому, было бы неплохо, чтобы в последующие годы публичные слушания проходили при большем количестве рядовых граждан, представителей общественных организаций и партий.
Нас ведь 250 000, жителей Раменского района.
А бюджет — один на всех.

В. Куданенко

Проголосовать за эту статью: