№ 53 от 25 марта 2011 На главную
В 70-летний юбилей в ЛИИ снова пахнет керосином

После двух с лишних десятилетий «безвременья» прославленный институт, похоже, начинает выходить из «штопора»

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — САМОЛЁТЫ

8 марта 1941 г. нарком авиапромышленности СССР Алексей Шахурин сделал женщинам подарок: подписал приказ о создании Лётно-исследовательского института (ЛИИ).
Это было время, когда вся страна смотрела на «сталинских соколов» с восторгом и надеждой, видя в них существ особого рода, новых «рыцарей без страха и упрёка». Да так оно и было: первый начальник ЛИИ — «лучший лётчик всех времён и народов» Михаил Громов — был человеком, выдающимся во многих отношениях. Он возглавлял ЛИИ всего несколько месяцев, но, по словам работников института, это дало такой мощный импульс развитию, подняло планку отношения к делу, которому служишь, на такую высоту, что это чувствуется даже сейчас, спустя 70 лет.
ЛИИ был создан на базе организованного несколькими годами раньше — на месте снесённого села Новорождествено — испытательного аэродрома ЦАГИ. Во время войны институт был эвакуирован в Казань и Новосибирск, а на аэродроме базировалась 45-я Гомельская дивизия дальней бомбардировочной авиации.
После войны ЛИИ быстро становится одним из важнейших центров авиационной промышленности СССР. 24 апреля 1946 г. отсюда впервые вылетели первые советские реактивные самолёты: МИГ-9 (пилот А.Гринчик), и ЯК-15 (М.Иванов), а в дальнейшем все основные типы самолётов, которые выпускал советский Авиапром, так или иначе прошли через аэродром института.

АРОМАТ ИСПЫТАНИЙ

Славу ЛИИ принесли, в первую очередь, конечно же, работавшие там замечательные лётчики-испытатели. Имена некоторых: С.Анохина, С.Амет-Хана, А.Гарнаева, А.Гринчика, О.Гудкова, Н.Лацкова, А.Левченко, Р.Станкявичуса, А.Федотова — ныне на карте города Жуковского. Но это, конечно, малая толика тех, чьи дела достойны остаться навсегда в благодарной памяти потомков. Ф.Бурцев, В.Васин, И.Волк, М.Галлай, Э.Каарма, О.Кононенко, И.Македон, С.Машковский, Г. Шиянов и многие-многие другие (о них подробнее — на официальном сайте Клуба героев г. Жуковского) в мастерстве и доблести не уступали названным героям. В 1947 г. в составе ЛИИ была организована Школа лётчиков-испытателей, подготовившая за 50 лет своего существования более 580 лётчиков-испытателей и более 80 штурманов-испытателей. Она действует до сих пор.
В 70—80-е годы, в разгар захватывающе-изматывающего соревнования с США сначала в авиационной, а потом и в авиационно-космической сферах (советские программы «Спираль»/ «Буран» и американская «Спейс Шаттл») с территории ЛИИ совершалось до 18 000 испытательных полётов в год. Стойкий запах керосина над аэродромом и немолчный рёв моторов, слышный в каждой точке города, в то время были своеобразной «визитной карточкой» г. Жуковского.
Впрочем, оправдывая своё название, институт занимался не только лётными испытаниями. Научные работники ЛИИ (их список возглавляют А.Чесалов, В.Ведров, М.Тайц, а всего в институте защищено 335 кандидатских и докторских диссертаций) составляют «золотой фонд» авиационной науки и техники. Многие тысячи ИТР, конструкторов и рабочих всевозможных специальностей (в лучшие годы в институте насчитывалось от 12 до 14 тыс. сотрудников) тоже внесли немалый вклад в то, что сегодня бы мы назвали «фирменным брендом» ЛИИ. Тем более, что, начиная с 70-х годов, институт постепенно теряет роль «эксклюзивного» центра лётных испытаний, практически все самолётостроительные КБ обзавелись собственными лётно-испытательными базами и основной объём работ проводят самостоятельно. Но в том, что касается опережающих лётных исследований на летающих лабораториях (начальный этап разработки изделий) и сертификации самолётов, вертолётов и комплектующих их систем (финальная стадия разработки) — тут ЛИИ был вне конкуренции.

ПРЕДЧУВСТВИЕ КОСМОСА

В «книге жизни» ЛИИ есть и космические страницы. Первая связана с Юрием Гагариным, и его товарищами по отряду лётчиков-космонавтов космического корабля «Восток». Они проходили стендовую (термо- и барокамеры, центрифуга, медико-физиологические исследования и т. д.) и лётную подготовку к полётам в космос в ЛИИ. Впоследствии, эстафету подготовки человека к полётам в космос перехватил Звёздный городок, но, тем не менее, наработки в «человеческом сегменте» исследований в ЛИИ потеряны не были.
Позже, в 70—80-е годы, эта «линия» развития была продолжена отрядом лётчиков-космонавтов советского космического «челнока» «Буран» во главе с Героем Советского Союза И.Волком. ЛИИ тогда получил статус главного предприятия в части подготовки экипажа «Бурана», многие из её этапов проходили на территории аэродрома «Раменское». Это конспиративное название 50—80-х годов за аэродромом ЛИИ сохраняется до сих пор. Было выполнено 24 испытательных полёта, все успешно. Волею судьбы из шестерых членов первого состава команды «Бурана» (И.Волк, О.Кононенко, А.Левченко, Н.Садовников, Р.Станкявичус, А.Щукин) в 1980—1990 гг. погибли четверо (О.Кононенко, А.Левченко, Р.Станкявичус, А.Щукин), причём, все — при выполнении других полётов, с программой «челнока» напрямую не связанных.

НЕ У ДЕЛ

С окончанием «холодной войны» и началом «перестройки» в ЛИИ наступили трудные времена. Государственные программы были свёрнуты, в 90-е годы авиационные фирмы при участии ЛИИ, в основном, «доводили до ума» свои прежние разработки. Но в отсутствие госзаказа поток новых объектов и систем, которые надо исследовать, испытывать и сертифицировать, постепенно сошёл на нет. Исключений из этого грустного правила немного, главным образом, это ближнемагистральный пассажирский «суперджет» ОКБ Сухого и фронтовой истребитель 5-го поколения Т-50 — отечественный аналог «еврофайтера» (последний был показан В.Путину в небе ЛИИ 17 июля 2010 г.). С 90-х годов аэродром института используется не столько для лётных испытаний и исследований, сколько для коммерческих авиаперевозок и выставочной деятельности. Главной «отдушина» для лётного состава — проведение по нечётным годам Международного авиакосмического салона (МАКС). Недавно к нему добавилась выставка наземных средств вооружений «Технологии в машиностроении-2010», запланированная руководством транспортно-выставочного комплекса (ТВК) «Россия» (с 2006 г. он тоже обосновался на территории ЛИИ) к показу в чётные годы.
Финансовое положение ЛИИ долгое время было проблемным: персонал сократился до 2.5 тыс. человек, задержки зарплаты стали обычным явлением, ресурсоснабжающие организации регулярно обещали отключить институт от энергоносителей. Не помогло и то, что ГНЦ ЛИИ решением Совета депутатов г. Жуковского был освобождён от уплаты земельного налога в местный бюджет. Чтобы хоть как-то рассчитаться с долгами, в 2009 г. институту (где за последние 25 лет сменилось семь руководителей) пришлось брать кредит. На некоторые объекты недвижимости, в частности — на здание бывшего особняка управляющего Московско-Рязанской железной дорогой Николая фон Мекк, где в последние годы располагался театр «Стрела» — финорганами наложен арест, который не снят до сих пор.

СВЕЖИЕ ВЕТРЫ

4 марта руководство ЛИИ во главе с нынешним начальником института — «Заслуженным лётчиком-испытателем», Героем России Павлом Власовым (в должности с 1.01.2010) — рассказало СМИ о своих успехах, проблемах и перспективах развития. В организационном плане институт занят реализацией президентских указов об акционировании, и огромный массив подготовительной работы, в основном, уже завершён, и о вхождении в состав Национального Центра Авиации (НЦА), что создаётся на территории г. Жуковского. Финансовая ситуация более-менее стабилизировалась, весь 2010 г. лиивцы получали зарплату вовремя. Журналистам показали «изюминку» — летающую лабораторию ЛЛ Ил-76 для отработки нового индийского авиадвигателя «Кавери», начиная с ноября прошлого года, выполнено 4 полёта из 43-х запланированных. Ещё один «козырь» — новая уникальная центрифуга с 8-метровым плечом, позволяющая моделировать полётные перегрузки и оценивать реакции на них человеческого организма.
В целом, у журналистов (пожалуй, впервые за много лет!) возникло ощущение, что самое страшное для института время уже позади, его новый начальник — обладая глубоким пониманием всех тонкостей лётной работы, умением работать с людьми и большим организаторским опытом — сумеет потихоньку «вырулить» на верную «траекторию». В юбилейные дни так хочется в это верить.

Ю. Питер, фото автора

Проголосовать за эту статью: