№ 56 от 16 мая 2011 На главную
Раменское: «Городок наш ничего...» К 85-летнему юбилею города Раменское

«Подмосковный городок, липы жёлтые в рядок.
Подпевает электричке, ткацкой фабрики гудок.
Городок наш ничего, населенье таково,
Незамужние ткачихи составляют большинство».

История этой песни такова. В 1960 году Михаил Танич, вернувшись в Москву после 9-летнего «отдыха» в местах не столь отдалённых, принёс в редакцию газеты «Комсомольская правда» стихи о подмосковных ткачихах. При выходе из редакции разговорился с усатым, высокого роста, товарищем, которым оказался композитор Ян Френкель. Первой исполнительницей песни «Текстильный городок» стала Раиса Неменова. Настоящая известность пришла к певице, когда в 1961 году в радиопередаче «С добрым утром» состоялась премьера «Текстильного городка». Кто из наших родителей не знал такой песни? Это мы, погруженные в интернет, можем себе позволить не знать, что такое фабрика? А для наших дедов и бабушек, отцов, матерей и старших товарищей, к примеру, комбинат «Красное знамя» был и отцом, и матерью, и надеждой и путёвкой в будущее. Поэт Михаил Танич уловил душевное состояние рабочих того времени. Сейчас это слово практически исчезло из нашей повседневной жизни. А ведь тогда звучало: «Я в рабочие пойду, пусть меня научат!». В начале века на фабрике работало 6350 человек. С 1881 года по 1900 было построено: ткацкое производство № 1, газовый завод, механическая мастерская, литейная. А в 1900 году фабрика перешла на электрическое освещение. Для рабочих было построено: 8 деревянных двухэтажных домов, 10 каменных трёхэтажных, 1 каменный трёхэтажный дом для одиноких, 5 одноэтажных спальных бараков. Для служащих — 5 каменных и 5 деревянных домов. При фабрике существовали: баня, фабричная лавка, хлебопекарня, прачечная, каменное здание больницы с аптекой и амбулаторией, барак для заразных больных, родильный приют на 16 мест, богадельня для престарелых рабочих, школа.

«В общежитии девчат фотографии висят.
Дремлют ленты на гитарах и будильники стучат.
Но, в хороший вечерок, заглянул на огонёк
В нашу комнату девичью бывший флотский паренёк».

Перед началом нашей беседы Мария Степановна поудобнее расположилась в кресле и не по возрасту бодрым голосом обратилась ко мне: «С чего начнём?» Я подал ей глянцевый буклет, посвящённый 150-летнему юбилею комбината «Красное Знамя», который торжественно отмечался всеми работниками комбината и жителями нашего города в 1958 году.(Фабрика получила статус комбината в 1957 году). Бережно взяв в руки и поднеся к плохо уже видящим глазам цветной титульный лист буклета она воскликнула: «Ой, дорогая ты моя, кормилица ты наша!» И на глазах этой, невысокого роста, пожилой и мужественной женщины заискрились слезинки. Но через несколько секунд она преобразилась и начала делиться своими воспоминаниями. «В Раменское меня привезли родственники отца в 1939 году и было девчонке 15 лет отроду. На фабрику меня не взяли, может быть ростом не вышла. Устроили меня домработницей к партийному работнику, который жил в «сером доме» у клуба им. Воровского. Относились ко мне очень хорошо. Но через два года началась Великая Отечественная война и мои хозяева стали куда-то собираться. Меня, перед отъездом, устроили в ФЗУ на курсы поммастеров. Семнадцатилетней девушкой, мне пришлось испытать на собственной судьбе все тяготы военного времени. В один клубок связались и учёба, и работа, и рытьё противотанковых рвов на окраине д. Заболотье и сведение леса около села Ново-Харитоново.

«Вышло так оно само, написал он мне письмо.
И девчонки, к новоселью, подарили нам трюмо.
Мы на фабрику вдвоём утром рядышком идём,
То ли может он со мною, то ли может я при нём».

— Михаил, вы не представляете как нам, молодым девчонкам, вместе с женщинами было тяжко зимой долбить ломами землю, чтобы сделать ров шириной и глубиной по два метра. Но мы делали эту работу и не хныкали. Учёбу приходилось совмещать с работой. В условиях военного времени это было необходимо и я это понимала, и старалась внимательно слушать своего преподавателя — Курочкина Александра Денисовича. Директором ФЗУ, в то время, был Маслов Василий Васильевич. Я им благодарна всю жизнь, так как они сделали из меня грамотного поммастера, а это очень тяжёлая работа, особенно для женщин. Работала я во второй прядильной, начальником был у нас Титов В. Вот такой случай был. Слетел приводной ремень станка с трансмиссии. Чтобы его надеть на шкив, приходилось залезать на пятиметровую лестницу с тяжёлым гаечным ключом в руке, откручивать очень большую гайку, заправлять ремень и опять затягивать эту гайку. Для меня это была очень тяжёлая операция, так как я была невысокого роста, да и силой мужской не обладала.

«Фотокарточки глядят и будильники стучат,
Но одной гитарой меньше стало в комнате девчат.
Ходят девочки в кино, знают девочки одно:
Уносить свои гитары им придётся всё равно».

— А вообще в моём ведении было одновременно 46 станков и 30 работниц. После войны жизнь стала налаживаться, а то ведь по карточкам давали 200 грамм хлеба на человека в сутки. В 1949 году вышла замуж за офицера-десантника. Их после войны расквартировали в районе деревни Заболотье. К трудовым заботам прибавились и семейные. Вырастили мы с мужем трёх дочерей, которые, слава Богу, живы и имеют свои семьи. Был и сынок, но его уже нет на этом свете. Я человек активный, перезваниваюсь со своими подругами, обсуждаем сегодняшнюю жизнь, вспоминаем молодые годы и на душе становится радостно и тепло. Конечно
жалко, что не стало нашего комбината, но что сделаешь, видно так кому-то надо.

 Хочу через газету «В рабочей полдень» поздравить всех своих живущих подруг по работе с 85-летием нашего города и пожелать им, да и себе, доброго здоровья! После воспоминаний Мария Степановна вместе с дочерью Наташей пригласили меня к столу, выпили «Шампанского», пообедали и я откланялся. Я уходил из гостеприимного дома с мыслью, которая не даёт мне покоя до сих пор: Вот какими были герои 40-х и 80-х годов нашей России-матушки. Их сознание не изменить никакими перестройками. Они уходят. Но город наш был знаменит
благодаря таким, как Мария Степановна Федосеева.

М. Барков

Проголосовать за эту статью: