№ 57 от 30 мая 2011 | На главную |
Школа № 6 с углублённым изучением
На недавно состоявшемся в школе № 6 отчётном концерте выступили школьный оркестр народных инструментов под управлением Михаила Колбасина и хор под управлением Татьяны Куренёвой. (В скобках заметим: обоим коллективам Министерством образования МО присвоен статус образцовых.) В исполнении хора прозвучали такие знаковые для русской культуры произведения, как «Прощание славянки» Агапкина и «Покаянная молитва о Руси» Чайковского. Слушая их, автор этих строк испытывал и радость, и одновременно с тем скорбь. Радость — за то, что Шестая поистине является драгоценной жемчужиной великой России, а скорбь — в связи с тем, что эта уникальнейшая школа всё больше загибается под гнётом так называемых реформ.
Кто не в курсе, они действуют на нашу систему народного образования подобно медленно, но верно стягиваемой петле. Так, в ходе этого, с позволения сказать, реформаторства введённый несколько лет назад единый госэкзамен уподобил процесс обучения старшеклассников «беготне» за сдачей теста, зачастую не оставляющей ни времени, ни сил на остальные предметы; плюс к тому был совершён переход общеобразовательных школ на новый учебный план, «подсушивший» программу как раз таки под сдачу отупляющего юное поколение ЕГЭ. В связи с введением этого плана — и, разумеется, параллельного с ним сокращения финансирования — даже многие рядовые школы были вынуждены жёстко урезать штатное расписание, вследствие чего зарплату одним педагогам уменьшить, а других — вообще «попросить». Ну, а что касается школ с углублённым изучением отдельных
На вопросы нашего корреспондента отвечает хормейстер и бессменный завуч Шестой — заслуженный учитель РФ Татьяна Куренёва.
— Татьяна Ивановна, как Вы считаете, для чего вообще нужны все эти реформы?
— Ну уж точно не для того, чтобы повысить эффективность учебного процесса. Скорее — чтобы сэкономить деньги, которых в стране якобы катастрофически не хватает. Так, в этом учебном году педагогические коллективы российских школ с углублённым изучением отдельных предметов были поставлены перед фактом, что отныне финансирования просто не будет. Исходя из этого, мы, коллектив Шестой, хотим спросить: а как же законы? А как же быть с тем, что совсем недавно мы прошли соответствующую аккредитацию?! Мы боролись за выживание школы в её уникальном статусе весь прошлый год. Мы дошли до Министерства. И — что мы слышим от высоких чиновников после этого всего? А вот что: «Мы будем платить только за стандарты. Всё остальное должен решать город. Захочет он такую школу — пусть изыскивает средства, а не захочет…». Наш город решил, что денег на Шестую нет, а значит — школа ему не нужна.
— До Министерства образования снова дойти пробовали?
— На этот раз все наши усилия не увенчались успехом. Телефон, интернет, приёмные дни — все
— Но ведь
— В конце концов, да, но с интонацией большого одолжения. И плюс к тому пока оно ожидалось, мы уже почти смирились с той мыслью, что потеряем наш оркестр народных инструментов. Тот самый оркестр, который в последние годы мы содержали, выбиваясь из сил. Оркестр, каких в нашей области почти не осталось. (К слову сказать, раньше участникам подобных коллективов даже выплачивали небольшие суммы, дабы сохранять культурный уровень жителей страны. — Авт.)
— Выходит, есть вещи, на которые городу Жуковскому деньги нужны больше, чем даже на культурное развитие детей.
— Это точно. У нашей многоуважаемой Администрации отсутствует понимание того, что дети учатся сразу нескольким хорошим делам. Того, что всё это происходит в одной школе, а значит — с экономией и времени, и сил. И, в конце концов, того, что в Ильинке больше и
— Можно ли сравнить влияние этих реформ с попыткой убийства народного образования вообще и Шестой школы в частности, а действия городского Управления — с выстрелами в упор?
— Безусловно. Наше Управление действует в чётком соответствии с указаниями «сверху» и заявляет нам, в частности, о том, что музыка мешает сдавать ЕГЭ.
— Ну да. Как заноза в пятке.
— (Горько смеётся.) Скажу даже больше: в связи с тем, что над предметами
— Как и положено вести себя капитанам на потерпевших крушение кораблях…
— Правда, это не очень помогает, потому что дети и сами чувствуют положение дел.
Сейчас большинство родителей, которые вели сюда своих чад для освоения полной программы — допустим, того же обучения игре на музыкальном инструменте, которое даётся в музыкальной школе, — уже даже готовы платить за этой второй час. То есть нас опять ставят в такие условия, при которых совершается обирание наших детей. И полное и «узаконенное» нарушение прав и учителя, и ребёнка.
— Прав нашей Конституции. Дословно — «прав достойную жизнь и свободное развитие».
— Да, конечно. И молчать мы не будем. Лично я даже написала письмо Медведеву. Он, кстати, однажды сам сказал о том, что в России нельзя жить достойно. После чего наглядно нам это и продемонстрировал…
— Сравнительно недавно в интернете появился ресурс под названием «Госуслуги». На нём то, что наше государство прежде давало гражданам бесплатно, предлагает нам за деньги на правах услуг. Не иначе, в образовании идёт сходный процесс?
— И тому
— Как считаете лично Вы, наш город смог бы безболезненно для себя выделить Шестой школе деньги на учебный год 2011–12?
— Думаю, да. Тем более что, если городу не хватает средств на всех, то всегда ведь можно объявить конкурс, выявить лучшего и выделить деньги ему. Я не хочу ни у кого ничего забирать — Боже упаси. Я просто предлагаю нашим чиновникам посмотреть на ситуацию таким образом, что наши дети и родители были хотя бы частично удовлетворены… Вспоминается то, как ещё недавно наши чиновники кричали: «Вот станет Жуковский наукоградом, и всё у него будет!». Наукоградом город стал. Только вот дела у нас становятся
— Вообще, сколько лет коллектив школы № 6 бьётся за то, чтобы свой уникальный статус для детей сохранить?
— Бюджет на год приходилось отстаивать, наверное, всегда. А четыре года назад время пришло на самом деле страшное.
— Кто, кроме Вас, столь беспримерно стоит на защите полноценного образования в Жуковском?
— Жуковский Клуб Героев. Его члены вместе с нами ездили в Министерство образования, но их на приём к замминистра тоже не пустили.
— Хрестоматийный вопрос «кто виноват?» уже не задаю. Спрашиваю только — что, по Вашему мнению, делать?
— Поскольку всё идёт «сверху», нужно поднимать народ. Хотя бы добиваться его понимания. Любыми путями. Другого пути, увы, нет.
Ну и, как говорится, «сухой остаток»: если жители Жуковского, наконец, не осознают, что реформы лишают их детей
Олег БОГАЧЁВ