№ 60 от 01 июля 2011 На главную
Баба ЕГЭ. Как говорится: «Инцидент исчерпан. Любовная лодка разбилась о быт»

Выпускники школы отгуляли выпускной бал, родители подсчитали во что им это мероприятие обошлось, слегка прослезившись, стали думать горькую думу что делать с родимым чадом дальше. Оно хорошо, конечно, выпускникам школы № 4 города Раменского, которые обалдев от пьянящей свободы, пели: «Мир большой для нас открылся и сейчас войдём в него совсем без страха». Они ещё, как говорил один мой знакомый, «еще ни разу в танке горели». Но, похоже, многим придётся по жизни многое передумать и переоценить. Почему?

Есть такое расхожее мнение: «Войны выигрывают не солдаты, а учителя!». Это аксиома, которая не требует доказательств. Но вот вопрос, на который я не могу добиться ответа, какому бы начальнику я его не задавал: «Дает ли система ЕГЭ возможность получить не только знания, но и нужные моральные и духовные навыки?» Чтобы вот так, как в 1941-ом: «Велика Россия, а отступать некуда!».
Который год не утихают скандалы вокруг сдачи единого государственного экзамена. При нынешнем уровне техники, это не вопрос. А в Москве студенты ходили сдавать экзамены за своих друзей-школьников. Говорят — бесплатно, ради интереса, но полицейские утверждают — за 3000 долларов каждому. Как можно было не заметить, что вместо парня, пришла сдавать экзамен девушка?!
Но посмотрим на результат. Как говорится в сообщении ведомства, отвечающего за наше образование, более 9% выпускников российских школ не справились с экзаменом по истории, и почти 7,5 — «провалили» физику. В этом году в ЕГЭ по истории приняли участие 129,3 тысяч человек, минимальное количество баллов составило 30. Итак, 12 000 человек с треском провалили экзамен. Это из числа тех, кто сдавал сам. И что это означает? Только одно — человек ничего не знает о прошлом своей страны, и у него нет дороги в будущее.
Для сравнения, физику «провалило» меньше учащихся, чем историю.

 ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ
Попался мне в руки прелюбопытный документ. Называется он «Результаты пробного экзамена в форме ЕГЭ по истории» в Раменском районе. Проходил он в апреле этого года. Дальше — по тексту с некоторыми сокращениями.
«В проведении пробного ЕГЭ по истории приняли участие 20 учителей, 94 выпускника из 20 МОУ Раменского муниципального района. Выпускники, выбравшие историю для итоговой аттестации, учатся в классах универсальных или другого профиля, не имеющего отношения к углублённому изучению истории. Только в 4 ОУ профиль гум — фил., соц-эконом. Это гимназия г. Раменское, гимназия № 2, школа № 22, соц-гум.-школа № 21. Макс.количество баллов по истории 74 б».
«Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ, разделены на 3 кода:
1. Знать — понимать часть 1, задания на проверку знаний базового уровня с выбором ответа: даты, периодизация основные факты Истории России и т. д. Справились на 67%. Колебания в показателях выполнения части, А от 50% — Софьинская школа, учитель Якушенкова С.В., до 98% — Островецкая школа, учитель Стребко Т.П.
Задания, предполагающие работу с документами, вызвали наибольшие затруднения.
2. Рубрика „Уметь“ включает требования, основанные на видах деятельности по систематизации понятий, фактов.
Часть в выпускники выполнили в среднем на 62%. Минимальный результат 45% в Гжельской школе — учитель Балуев А.Ю., макс.результат 100% в Кратовской школе № 98- учитель Смирнова Т. В. Учащиеся испытывали трудности в разных заданиях, большей частью проявили неумение извлекать информацию из исторических источников.
3. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. С этой частью работы выпускники справились на 44%. Самый низкий результат 0% в Ильинской школе № 25 — учитель Новосельская С.А., самый высокий в Кратовской школе № 98 — учитель Смирнова Т.В.
В целом результативность пробного экзамена в форме ЕГЭ по истории составила 56%. Разброс баллов от 23 б.- Гжельская школа Учитель Балуев А.Ю. до 65 б. гимназия г. Раменское, учитель Гаврилова Г.С.»
Вывод, однако, напрашивается нехороший: «Почти половина учащихся в истории, как говорится не уха, ни рыла»! Спрашивается, что это за система образования, когда 44 выпускника из 100 ничего по истории своего Отечества ничего разумного сказать не могут?
Посмотрим на результаты пробного экзамена по обществознанию:
«В проведении пробного ЕГЭ по обществознанию приняли участие 27 учителей, 353 выпускника из 27 МОУ Раменского муниципального района. Не приняли участия в пробном ЕГЭ по обществознанию выпускники гимназии г. Раменское и гимназии № 2, — говорится в отчёте.

 РЕЗУЛЬТАТ?
«В целом результативность пробного экзамена в форме ЕГЭ по обществознанию составила 61%. Лучшие результаты показали Васильева Т.А. от 39 до 52 б. 75% выполнения — Кратовская школа № 28; Смирнова Т.В.; Кратовская школа № 98 (67%), от 36 до 57 б; Никитская школа — 65%, от 28 до 54 б. учитель Хорошева Е.Г.; Ганусовская школа — учитель Гуркаева Т.П., 90% от 28 до 52 б; Софьинская школа — учитель Якушенкова С.В. — от 29 до 53 б. — 60% выполнения; Клишевская школа № 12 — учитель Ножкина В.В. — 85% выполнения, от 28 до 53 б.; Островецкая школа- учитель Стребко Т.П.- 77% выполнения, от 39 до 54 б.; Родниковская школа № 32- учитель Самойлова В.И. — от 24 до 50 б. 66% выполнения, Удельнинская школа № 34 — учитель Кондратович Н.М. 52% выполнения, от 26 до 42 б.; Чулковская школа № 20 — учитель Приставка Л.В. 61% выполнения, от 16 до 45 б. Худшие результаты в Гжельской школе учитель Балуев А.Ю. 42% выполнения, баллы от 19 до 33 б.»
Однако процент результативности остаётся прежним — 60%!

 ЕГЭ В РОССИИ — БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЕГЭ
По большому счёту, если говорить серьёзно, ЕГЭ стал единственной за последние годы доведённой до конца структурной реформой. Пенсионная реформа, которая бодро начиналась, по сути дела, свёрнута. То, что происходит с армией и здравоохранением, реформой назвать язык не поднимается. Административная реформа выродилась в бюрократический блеф. Поэтому понятно, почему ЕГЭ в России — больше, чем ЕГЭ.
Уже всем понятно: проверенные принципы преподавания, уроки, постепенно превращаются в дрессировку на знание основных понятий и правил. Если речь идёт о сочинении-рассуждении, можно говорить не о знании языка, а об уродовании его. Когда учителя требуют написать сочинение-рассуждение, они прекрасно понимают, что совершают настоящее преступление. Одно только массовое прочтение убогих, противоречивых, с плохой композицией текстов, зато несущих «духовно-нравственное» содержание, убивает способность мыслить. Ученики очень часто впадают в получасовой ступор, когда знакомятся с опусами для задания.
Большинство выпускников знают, куда будут поступать, а потому готовятся к предметам по выбранному направлению заранее, с 10-го класса, после распределения в школах по группам, где с полной отдачей изучают лишь полезные им в будущем предметы. Остальные уроки они чаще всего не учат — те им не понадобятся в профессии. В то же время, ЕГЭ заставляет учеников привыкать к стандартизированной системе, типичным вопросам, повторяющимся из теста в тест, примитивному сравнению, не требующему глубокого анализа. В ЕГЭ по истории — одному из самых важных предметов, по мнению чиновников, — самыми сложными вопросами являются содержащие формулировку «укажите причины или последствия» или «приведите аргументы к выбранной точке зрения». Эти причины и последствия, аргументы прописаны в школьных учебниках и не требуют от учеников самостоятельного мышления, показывая лишь качество их зубрёжки. Школьники натаскиваются на сдачу экзаменов, но знания и навыки самостоятельного мышления после школы есть лишь у единиц. При этом не все из них учат даже типичные вопросы, надеясь на поддержку учителей и «интернета». Невозможность списать на ЕГЭ возникнет только тогда, когда будет отсутствовать сигнал сотовой сети, о чём уже задумались в Рособрнадзоре. Возможно, что поможет и подробный обыск каждого выпускника, входящего в кабинет. Но какой родитель позволит выворачивать карманы своему ребёнку, когда зачастую от содержимого этих карманов зависит поступление на бюджетное отделение выбранного вуза?
Известный киношный персонаж, советский разведчик отвечая на вопрос, какой самый страшный зверь сидит в человеке, говорит просто:
«Наверное, заяц!..»
Один мой знакомый утверждает, что отечественная российская наука в XXI в. сделала крупное открытие, а именно: наряду с семью смертными грехами, известными из Священного Писания, открыты три греха предсмертных: изменять Родине, торговать наркотиками и голосовать за партию «Единая Россия».
Л. Филатов как-то написал: «Хватит делать дураков из российских мужиков».
В прямом и переносном смысле. И ЕГЭ это тоже касается.

В. Куданенко

Проголосовать за эту статью: