№ 63 от 01 сентября 2011 На главную
МАКС-2011 — прощание с советским аэропромом

Просто прочтем:

____________________________________________________________________________________________

— Пятого декабря 2010 года три спутника «Глонасс-М», которые должны были стать последним кирпичиком в «здании» российской глобальной навигационной системы, упали в Тихий океан.
— Еще через два месяца не вышел на связь в расчетное время геодезический космический аппарат военного назначения «Гео-ИК-2», запущенный 1 февраля с космодрома Плесецк ракетой «Рокот». Позднее он был обнаружен на нерасчетной орбите.
— Ракета «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космическим аппаратом «Экспресс АМ-4» стартовала с космодрома Байконур. При выведении головного блока на орбиту возник сбой с передачей телеметрической информации и получением сигнала с «разгонника» и с борта спутника. Роскосмос официально подтвердил, что в ходе полета орбитального блока в составе разгонного блока и космического аппарата произошел сбой в системе.
Авария с «Прогрессом» 24 августа — четвертая крупная неудача российской космической отрасли за последние полгода.
Добавим, что знаменитая «Булава» так и не вышла из пусковой шахты российского ракетоносца. А в заключительный день МАКСа не оторвался от взлетной полосы истребитель пятого поколения Т — 50.

____________________________________________________________________________________________

В то же время количество авиапроисшествий с гражданскими российскими самолетами с начала 2011 года выросло на 53%, а количество авиакатастроф возросло больше чем в два раза, признают в правительстве.
По состоянию на 11 августа, с гражданскими воздушными судами в России произошло 26 авиационных происшествий и 13 авиакатастроф, в которых погиб 81 человек. По состоянию на 1 сентября эти печальные цифры уже увеличились. Количество погибших в авиакатастрофах выросло в 4 раза. Все это наводит на определенные размышления.
Не хочется об этом думать, но факты говорят о том, что этот год — год прощания с советским авиапромом. Двадцатилетний задел, за счет которого мы летали, иссяк. Но наша промышленность взамен ничего не предлагает.

Президент Д. Медведев уже дал указание в течение года вывести из эксплуатации самолеты Ту-134 и Ан — 24 на регулярных и чартерных рейсах.
По данным Росавиации, в России летают 90 Ту-134, и 99 самолетов Ан-24, которые имеют сертификат летной годности. В то же время правительство стало на путь предоставления авиакомпаниям льгот на покупку современных лайнеров для замены самолетов советского типа.
Иностранные самолеты не только дороги из-за высоких пошлин, но и не всегда могут эксплуатироваться в России из-за неразвитой аэродромной инфраструктуры в регионах. Даже Sukhoi SuperJet-100, первый российский самолет с советских времен, не годится для эксплуатации на региональных аэродромах. Многие региональные аэродромы не имеют взлетно-посадочных полос той категории, на которую можно сажать SSJ-100 или иностранные суда. В том же Петрозаводске установлен примитивный радиомаяк вместо современной системы посадки, поэтому туда и летают на примитивной старой советской технике, типа Ту-134. То, что самолеты Ан-24, Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42 надо выводить из эксплуатации, с этим не спорит никто. Однако эксплуатация Ан-24 и других советских лайнеров — вынужденная, эти самолеты просто нечем заменить. К примеру, для замены морально и физически устаревшего Ан-24 делались Ан-140 и Ан-148, однако они почти не выпускаются. Так, на Воронежском авиазаводе в 2011 году планируется выпустить всего пять самолетов Ан-148, что вдвое меньше начальных производственных планов. Наступил патовый момент, когда мы должны отказаться от советских самолетов, останавливать их эксплуатацию, но новых самолетов в России нет.
На расширенном заседании Совета безопасности президент России Дмитрий Медведев подверг резкой критике работу авиапроизводителей.
«Достаточно сказать, что в 2010 году выпущено всего семь гражданских самолетов. Это очень унылая цифра», — сказал президент.
«К сожалению, даже наши новые самолеты, произведенные на российских предприятиях, имеют определенные проблемы с этим, и в этом я убедился, к сожалению, на личном опыте», — рассказал Дмитрий Медведев.
Источник в окружении главы государства пояснил, с чем связаны личные претензии Дмитрия Анатольевича. По его словам, речь идет о президентском самолете Ту-214.
«Президент летал на нем несколько раз, во время последнего полета возникли проблемы со стойкой шасси», — сказал источник. Президент был неприятно удивлен этой ситуацией. Сейчас самолет для эксплуатации не пригоден, его практически заново перебирают на заводе, чтобы понять причину возникших проблем. А между тем закупка президентского самолета, у которого возникли технические проблемы, обошлась примерно в 50 млн. долларов.
Медведев недвусмысленно сказал отечественным авиапроизводителям: «Нужно вкалывать, а не деньги требовать». Он подчеркнул, что «нашим авиакомпаниям должно быть выгодно закупать именно отечественные машины, но не любые».
Президент призвал российских авиапроизводителей конкурировать с зарубежными компаниями по соотношению цена-качество продукции. «Российские самолеты не должны проигрывать иностранным по характеристикам: ни по уровню шума двигателя, ни по расходу топлива, ни по дальности полета», — сказал Медведев.
Вместе с тем он подчеркнул, что в первую очередь это касается «интеллектуальной начинки самолета, его электроники». «У нас есть всемирно признанные конструкторские школы, богатый производственный опыт. Все это надо использовать эффективнее, в контексте современной жизни», — сказал он.
В частности, по словам президента, все эти разработки «должны быть в цифре. А к этому далеко не все наши конструкторские бюро готовы». С другой стороны, президент отметил, что неуклонно снижается количество аэродромов. Он привел цифру, что по сравнению с 2000 годом количество гражданских аэродромов сократилось почти на 40%.
«Но дело не только в сокращении количества — необходимо, прежде всего, качество, инфраструктура многих действующих аэродромов уже не отвечает требованиям организации полетов», — сказал Медведев.
Он сообщил, что к 2015 году предстоит модернизировать еще более 60 объектов наземной авиационной инфраструктуры. Однако президент отметил, что в России множество аэропортов, которые «не будут прибыльными в ближайшие годы».
Чтобы решить эту задачу, Дмитрий Медведев поставил цель создавать государственные авиапредприятия на базе социально значимых аэропортов, где перевозки недостаточно прибыльны.
Позже, подводя итоги заседания, секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев сообщил, что планируется разработать документ, который станет основой развития отечественной авиации, рассчитанный до 2020 года, — «Основы государственной политики в области авиационной деятельности».
Российские инженеры — авиастроители могут сделать великолепный самолет, лучший в мире, но для этого нужно создать необходимые условия. Если коррупция будет продолжаться, мы вообще ничего не достигнем. Президент Объединенной Авиастроительной Корпорации Михаил Погосян объявил о том, что в будущем году в городе Жуковском начнется строительство национального авиационного центра. По его словам, первые объекты уже будут сданы в 2013. Город Жуковский — особое место. Первые экземпляры самолетов взлетали именно здесь. Центр предназначен именно для объединенной авиастроительной корпорации. Для того, чтобы ситуация в Российском авиастроении изменилась к лучшему, нужно, чтобы не были разворованы выделенные средства. Во главе этого важного дела должен стоять профессионал, честный и порядочный человек, а не «эффективный менеджер». Если коррупция будет продолжаться, мы никогда и никакого прогресса не достигнем. А пока, приходиться констатировать факты, — российская коррупция просто пожирает нас с вами, уничтожает вне наши планы и рушит надежды на возрождение отечественного авиапрома. И свидетельство тому — падение российских ракет, которое все больше напоминает последний парад обреченных.

В.Куданенко



Проголосовать за эту статью: