№ 63 от 01 сентября 2011 На главную
Почем нынче ученик пошел?

___________________________________________________________________________________________

1 — е сентября — это праздник для всех. Мы все вышли оттуда, из своего детства, в которое, увы, нам не дано вернуться. Но пережить его можно, глядя на наших детей и внуков. На праздничные лица, на букеты цветов, на бантики и строгие костюмчики, на ранцы, в которых рядом с новенькими учебниками, пеналами и тетрадками нашлось место и заветному: любимой игрушке.
____________________________________________________________________________________________
Но не все так радужно в нашей сегодняшней жизни. За 2011 год и следующим за ним 2012 в стране будет ликвидировано 1 500 школ! Почему? Как объясняют в правительстве, в этих школах невозможно обеспечить высокий уровень образования!
Нельзя, так нельзя, кто бы спорил, но как понять заявление министра образования А. Фурсенко, который на голубом глазу заявил намедни: " Через пять лет Россия может столкнуться с недостатком школ. Чтобы избежать проблемы, на строительство учебных заведений нужно выделить 600 млрд. рублей.
У нас недостаточно детских садов, а через пять лет начнутся проблемы со школами. Для постройки новых школ в течение пяти лет необходимо выделить из федерального центра порядка 300 млрд. рублей, еще 300 млрд. рублей — из региональных бюджетов. Эти деньги в одночасье взять неоткуда. Должны вместе искать». Кто эти деньги потерял, и как их искать министр не сказал.
В последние годы начало учебного года стало для родителей знаменоваться крупными материальными затратами, которые тугой петлей затягиваются на семейном бюджете.
Расходы на подготовку к школе только за год выросли на 18% . Согласно опросу, 22% респондентов потратили на сборы к школе более 15 тыс. руб.
Почти четверти опрошенных родителей на подготовку детей к новому учебному году понадобилась сумма от 10 до 15 тыс. руб. Большинство россиян заплатили за покупку вещей, необходимых детям в школе, от 5 до 10 тыс. руб.
Специалисты также выяснили, что в России снизились «неофициальные» расходы на поступление в первый класс. В частности, доля родителей, не оказывавших никакой «помощи» школам, за год выросла с 23 до 29%. При этом доля россиян, заплативших за первоклассника от 10 до 20 тыс. руб., выросла втрое и достигла 10%.
Новый 2011–2012 учебный год будет новым во многих смыслах. Только о трех моментах хотелось бы сказать. Но эти моменты ярко характеризуют время, в котором мы живем.
Первое — в полной мере начинает действовать закон о правовом положении государственных учреждениях. Согласно этому закону меняются механизмы финансового обеспечения бюджетных организаций, в частности школ, которые переводятся со сметного финансирования на субсидии. Субсидии будут рассчитываться по нормативам (которые, по мнению экспертов, не имеют научного обоснования) и привязаны к количеству учащихся. Поскольку этих денег явно будет не хватать, школам дают право «зарабатывать», другими словами, школа будет заниматься коммерческой деятельностью.
Итак, весь смысл закона в том, чтобы сэкономить на бюджетных расходах на образование, заставить учебные заведения содержать себя самим, а не вписавшихся в новые экономические условия — сократить.
Особое внимание уделяется наполняемости классов, которая должна обязательно составлять 25 человек. На одного учителя должно приходиться не менее 15 учеников. Соотношение учителей ко всем прочим работникам школы (от директора до сторожа) устанавливается как 60:40. А если школа не укладывается в эти нормативы? Тогда появляется основание закрыть ее. Вообще, данный закон не способствует развитию сети образовательных учреждений. Как раз наоборот. Это смертный приговор для небольших школ, которых в Подмосковье немало. Но нормативно-подушевое финансирование предполагает и новую систему оплаты труда учителей. Там, где проводился эксперимент по введению НСОТ, учителя стали получать в разы меньше.
Вторая новация — новые стандарты образования. Начальные классы с 1 сентября 2011 года уже переходят на новый стандарт официально. Что касается стандарта для старших классов с его пресловутыми четырьмя предметами, то после крайне негативной его оценки общественностью и экспертным сообществом, руководству страны пришлось дать задание «доработать» и «обсудить». Тем не менее, в конце прошлого учебного года на родительских собраниях ряда подмосковных школ было объявлено, что пришло распоряжение о часовых затратах на различные предметы. Согласно им, например, на русский язык выделяется два часа в неделю, на физкультуру — шесть часов. И если ребенок хочет поступить в вуз, то должен сдать пресловутый ЕГЭ, а для того, чтобы его сдать (при том, что такие предметы, как «ОБЖ», или «Россия в окружающем мире» не заявлены при поступлении ни на одну специальность или направление) ему придется заниматься дополнительно за плату.
Таким образом, получение образования в нашей стране будет зависеть ни от способностей или желания молодого человека, а исключительно от толщины родительского кошелька.
Образование, которое во всех современных странах выступает самым действенным каналом вертикальной мобильности, в современной России постепенно становится замкнуто-кастовым, доступным только для небольшого слоя населения.
А пока, посмотрим на результаты работы нашей школы. В России, складывается впечатлдение, что полным ходом идет уничтожение грамотности.
В 2010 году по итогам международного тестирования PISA старшеклассники России по владению национальным языком оказались на 43-м месте из 65 возможных. Да и по математике телепались в пятом десятке. А вот прошлогодняя статистика ЕГЭ с его 100-балльной системой и очень щадящим проходным баллом 36 (то бишь двойка с минусом?).
Средний балл выпускников-2010 по русскому — 58. Три с минусом. Абсолютно грамотных «стобалльников» — 0,14%. Просто грамотных — 3,4%.
Кстати, в «базовую часть» ЕГЭ по русскому теперь входит проверка скорости чтения и умения понимать прочитанное.
И тем не менее, будем надеяться на лучшее. И пусть школьные годы наших детей и внуков пройдут с пользой для ума и тела.
Потому с праздником, истинно всенародным Днем знаний и школы!

В.Васильев

Проголосовать за эту статью: