№ 68 от 16 ноября 2011 На главную
Жанна, восходящая на костёр


«…Вы о песнях моих напишите, о том, какие слова в них звучат, и о сегодняшней России тоже — всю правду, — просила автора этих строк Жанна Бичевская. — Вот об этом обязательно напишите. А совсем не о том, ах, как же здорово она поёт. Потому что про „здорово“ мне больше не нужно — я, слава Богу, уже целых сорок на сцене…».

Ну что ж, раз попросила сама Жанна Владимировна, стало быть, писать будем правду и только правду. Какой бы горькой порой она не была.
А она, правда, заключается в том, что это много-много лет назад Жанна Бичевская исполняла произведения фольклора, благодаря чему и стала знаменитой. Годы спустя певица с большим вдохновением принялась за казачий репертуар и понесла в свет творческое наследие известного многим иеромонаха Романа (Матюшина), по которому её так хорошо знают сегодня. Больше того: почти пятнадцать лет назад Бичевская даже получила благословение самого Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на исполнение песен духовного содержания. Так вот, насчёт упомянутой выше духовности. Если слово «русский» просто по определению тождественно другому слову — «православный», то, спрашивается, какой же истинно православный человек, и уж тем более — настоящий патриот, имеющий, подобно Бичевской, счастливую возможность выступать публично, не станет восхвалять последнего русского царя — помазанника Божьего, во времена правления которого Россия, как всё же, наконец, стало известно, достигла наивысшего пика своего расцвета? По совести ли в таком случае это будет — не прославлять его и венценосную семью, все до единого члены которой, что также стало сегодня общеизвестным, тогда в Ипатьевском доме были не просто зверски убиты — ритуально закланы, а почти целый век спустя — лишь в конце девяностых — Русской Православной Церковью причислены к лику святых?! Если не о них, то, спрашивается, о ком же, и особенно сегодня — в бесконечно лихую годину, слагать патриотические песни? О Ленине? О Брежневе? О Ельцине? Или, может быть, о них, о сегодняшних, — о тех, которые…
Вот потому-то все песни свои Жанна Бичевская в тандеме с Геннадием Пономарёвым в последние годы и посвящает Великой Руси, её непременному — вопрос только времени — возрождению, всем без исключения русским людям и той незримой, но особенно коварной войне, которую против них, или, если точнее, против нас с вами ведут. «В тухлых ветрах перемен нация застыла, миноносцы, крейсеры в море не видны. На этнической войне фронта нет и тыла, на этнической войне враг внутри страны…», — поёт Жанна Бичевская. «Когда над Россией орлы воссияют, когда к ней вернётся державный венец, тогда мы забудем, что мы — россияне, и вспомним, что — русские мы, наконец…», — поёт она. «Для славы со Христом мы были созданы, никак нас враг чудовищный не съест, кололи нас серпом, звездили звёздами, но наше знамя — есть и будет крест…», — и это тоже она, Жанна.
Так что нет ничего удивительного в том, что в определённых кругах нынешнее творчество Бичевской вызвало, мягко говоря, отторжение. И в том, что певицу уже не раз обвинили в сектантстве. И, уж тем более, в том, что на исполнение ею патриотических песен, похоже, был наложен негласный запрет. Угадайте с трёх попыток, кем…
И тем не менее в своём концерте, который состоялся 9 ноября в раменском ДК «Сатурн», Жанна Бичевская патриотические песни пела. Пела также и духовные. Пела она и уже давно ставшие хрестоматийными песни своего любимого учителя — Булата Шалвовича Окуджавы. Однако же «бис» певицу попросили — и это в последние годы стало уже традицией — исполнить песню «Мы — русские!», припев в которой — «ведут на ко Христу дороги узкие, мы знаем смерть, гонения и плен, мы — русские, мы — русские, мы — русские, и всё равно поднимемся с колен!». А пока эта песня звучала, четверо сидящих в зале молодых людей размахивали ей в такт полотнами бело-жёлто-чёрных имперских флагов, что о многом говорит.
Что же касается самой Жанны Бичевской, то смысловое содержание этой песни, а равно и песни, подобных ей, она прокомментировала так: «Русские — это лишь во вторую очередь национальность. А в первую — это русское мужество, русская твёрдость, русская непримиримость с врагом, русская совесть и русская честь…». И с этим невозможно не согласиться.
Голос Бичевской отогревал сердца и наполнял светом души пришедших в тот вечер в «Сатурн». А после концерта был ещё почти целый час общения певицы со слушателями уже без микрофона и гитары. Так что как минимум вдвойне жаль, что в Большом зале Дворца культуры, рассчитанном на восемьсот мест, заполнено было всего лишь около ста двадцати. Жаль потому, что послушать Бичевскую многим раменчанам, да и не только, было бы не просто очень приятно — ещё и весьма полезно. Такие концерты всем нам очень нужны. Нужны, как воздух. А может быть, даже больше, чем он. Нужны тем больше, в том числе, и потому, что из наших паспортов ещё вчера была удалена графа «национальность», чем, по сути, у нас было отнято Отечество, а скоро с наибольшей вероятностью будут отобраны и имя вместе с отчеством — путём их полной и безоговорочной замены отвратительной графой «личный код»…
«Пока я жива, пока я дышу, я всегда буду верной дочерью своей страны. И верной дочерью нашей православной Матери-Церкви», — завершая свой концерт, произнесла Жанна Бичевская. Это к тому, что у каждого православного человека — свой крест. И своя Голгофа. Голгофа Бичевской — в том, чтобы напоминать нам, окаянным, о том, что мы — именно русские. А то ведь, неровен час, совсем забудем.

Олег БОГАЧЁВ

Проголосовать за эту статью: