№ 73 от 01 февраля 2012 На главную
Гридница полна гостей


Морозным январским полднем на территорию старинного села Никульское высадился «десант» воспитанников Ломоносовской школы-пансиона во главе с учителем основ безопасности жизни Юрием Ивановичем Абрашиным.

История этого села скрывается в глубине веков, но как гласят летописные своды: «Семьсот лет тому назад село Никульское называлось Микульским, потому что было имением коломенского полководца Микулы Вельяминова. После гибели в Куликовском сражении русского воеводу, ведшего войска против ордынских завоевателей вместе с Дмитрием Донским, похоронили в его имении, на том месте, где некогда стояла его именная церковь. Сегодня, в память о далеких событиях, здесь установлен поклонный крест. А в 1380 г. владелец села Микула (Николай) Васильевич Вельяминов встречал в Никульском своего племянника святого благоверного князя Димитрия Донского перед Куликовской битвой». Для воспитанников школы-пансиона, изучающих родную историю, имена этих людей святы. Ведь это не просто исторические личности, оставившие след в истории Отечества. В первую очередь — они его защитники и хранители земли Русской, а за их именами стоят тысячи и тысячи воинов, ценой своей жизни отстоявших свободу своей земли.
Встречали «десантников» гостеприимная хозяйка в старорусском одеянии и княжеский шут. Низко поклонившись гостям, она пригласила всех в гридницу. И этого момента ребята словно растворились во времени, словно обступили их пращуры, княжеские дружинники — гриди. Помните слова А. С. Пушкина:
…И, бедствий празднуя конец,
Владимир в гриднице высокой
Запировал в семье своей.
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.

В такой вот высокой гриднице за накрытыми столами мы пьем пахнущий медом и травами сбитень. Забыты айподы и айфоны — нас окружают стены, на которых развешаны щиты, кольчуги, оружие, предназначение которого еще предстоит узнать. И, кажется, что рядом с нами сидят воины святого и благоверного князя Дмитрия, который по преданию именно в Никульском узнал о том, что на Русь движутся полчища врагов. Именно здесь и собирались княжеские полки.
А вот и сам князь: в красном одеянии, шапке, отороченной мехом. И все внимание устремилось на него. И начинается духовное общение, общение с трагической и великой русской историей.
«…Год 1237. Пришли на русскую землю полки Батыевы и были его силы, как пишет летопись, «велики были они и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами. И едва одолели их сильные полки татарские». И был среди них русский богатырь Евпатий Коловрат.
Услыхав о приходе Батыя, он с небольшой дружиной поспешил на родину, но нашел только полное запустение — развалины городов и церквей и множество побитых рязанцев. Собрав 1700 человек, он погнался за «безбожным» Батыем, чтоб «испить смертную чашу» наравне со своими князьями и догнал его в Суздальской земле. Он напал на стан Батыя и с таким неистовством поражал татар, что устрашил самого царя. Враги думали, что мертвые воскресли и бьют их. С трудом удалось им схватить пять человек из его дружины, изнемогших от ран, и доставить их к Батыю. Батый расспросил их, кто они. Они сказали, что принадлежат к полку Коловрата и посланы князем рязанским, чтоб его, Батыя «сильного царя, почтить и честно проводить». Батый послал шурина своего Таврула на Евпатия с сильным полком татарским. Таврул хвастался, что приведет Евпатия живым к царю. Но в битве Евпатий «исполин силою», рассек Батыева шурина «на полы до седла» и перебил множество «нарочитых богатырей Батыевых». Поняв, что в рукопашном бою Евпатия Коловрата с дружиной не одолеть, Батый применил военную хитрость, которой рязанцы не ожидали. Отвлекая конными воинами людей Коловрата, их выманили на открытое пространство и расстреляли камнями из спрятанных в лесу метательных орудий. Другие отступившие с поля брани батыевы стрелки посылали стрелы. Разянцев побили. Когда тело убитого богатыря принесли к Батыю, он собрал мурз, князей ордынских, и все они дивились Евпатию и его удальцам, говоря, что они бились как бы крылатые и бессмертные, один с тысячью, а два — с тьмою. Батый, скорбя о своих побитых людях, говорил, что если б у него служил такой богатырь, как Евпатий, он «держал бы его против сердца своего».
В чем секрет силы русских богатырей? В умении владеть оружием, в постоянной тренировке тела и духа. Как и чем сражались русские воины? С оружием того былинного времени наши ребята смогли не только познакомиться, но и примерить его на себя. В шлеме, в кольчуге, с клинком в руке, они ощутили себя настоящими воинами, защитниками своей Родины. И вновь в гриднице запахло Русью и русским духом. И казалось, что за всем, что происходит в этом зале, наблюдают тысячи глаз тех, кто нещадно боролся с врагом. А в зале происходили нешуточные поединки, участниками которых были не только мальчики, но и девочки. И было понятно, они сумеют постоять не только за себя, но и за родную землю.
После боевых упражнений «десант» воспитанников сел за трапезу. Ратный труд требует немало сил, и вкусный обед, конечно же, никому не помешал.
— Мы обязательно вернемся сюда, в гридницу, — таково было общее мнение. — Только тут можно понять, что быть защитником Отечества это тяжелый труд, к этому нужно готовить и свое тело и свой дух. Защита Родины — это наука и искусство.
Казалось, что где-то рядом стояли воины Дмитрия Донского и прислушивались к тому, что говорили ребята. И благословляли их на подвиги во имя Отечества. Дух Коловрата жив и они его прямые наследники.



Проголосовать за эту статью: