№ 74 от 16 февраля 2012 На главную
Год истории наступил.
Но в школе его не ждали

УЧЕБНОЙ «МАКУЛАТУРЫ» СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ
Вал ее нарастает, и школьники буквально тонут в этих сомнительных по качеству, учебниках. Естественно, вопрос, возникающий у каждого нормального родителя, чей ребенок носит в своем портфеле такие интересные образцы, звеняще прост: «Как такое могло попасть в школу?». Ответ звеняще пуст: «Школа и выбрала». И вовсе не потому, что остальные учебники еще хуже, а просто выбор пособий столь велик, что глаза разбегаются. Результат предсказуем — полнейший плюрализм. Школы в соседних кварталах готовят учеников по одной программе, но по разным учебникам, и при переводе ребенка из одной школы в другую родителю приходится готовиться к серьезным тратам.
Средняя и старшая школа стонет от перлов в учебных пособиях, особенно достается Великой Отечественной войне. Не везет ей с авторами почему то: то даты сражений перепутают, то фамилии маршалов. А то и вовсе аккуратно подведут школяра к мысли, что Советский Союз со своими союзниками всего лишь, оказывается, помогал Соединенным Штатам бороться с фашизмом. Плюрализм, понимаешь, мнений.

В ГОД ИСТОРИИ ВСТУПАЕМ БЕЗ УЧЕБНИКА?
Пытливые наблюдатели обнаружили интересную закономерность. Всякий раз накануне ответственных выборов власть открывает какой-нибудь школьный учебник, чаще всего по истории, и возмущенно вздыхает. У нее непременно волосы встают дыбом и мурашки бегут по спине. После самих выборов, подведения их итогов и инаугурации болезненные спазмы отпускают власть имущих, назначенные «стрелочники» выдыхают, и жизнь течет своим чередом. Понятно, что власти несут огромную ответственность за качество учебных книг и должны гарантировать стандарты образования перед лицом широкой общественности. Но на них также ложится и другая ответственность — защита социально-политических и культурных интересов общества. Это закрепляет их в роли цензора, а ответственность, соотносимая с этой ролью, наверняка очень сильно повлияет на их отношение к делу, когда они будут оценивать учебники по истории и граждановедению. Но проблема в том, что в обсуждении «хорошего» учебника не считаются с мнением главного пользователя — ученика, не отработана процедура изучения ученических предпочтений, а также влияния учебных книг на результаты исторического образования.
А простые дети в простых школах простых городов продолжают внимательно и усердно грызть гранит знаний по тем книжкам, что Минобрнауки послало со своим грифом «Одобрено». Их простые родители, как правило, редко когда находят нужным уделить время просмотру школьных учебников, а напрасно. Но вот чьи-то мама или папа однажды не поленились и вывесили в сеть примеры перлов, от которых становится и смешно и страшно. Вот учебник математики для младшей школы. В нем есть, помимо прочих, и такая «задачка»: «У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки?». А вот еще интереснее: «Катится по столу колесо разноцветное: один угол у него красный, другой — зеленый, третий — желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет будет виден?».
А вот учебник по русскому языку, опять же для младшей школы. Ребенку предлагается переписать отрывок сказки. «Залезли друзья на облако. И полетело оно прямехонько к месяцу. Месяц увидел друзей и засветил свой серебряный рожок». Вы что-нибудь поняли?

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРЕМЬЕРА
Положить конец разгулу творческих фантазий в сфере подготовки учебных пособий призвал в очередной раз и Владимир Путин. В ходе совещания в Кургане, которое было посвящено развитию школьного образования, премьер отметил, что разнообразие учебников чрезмерно. «Не нужно все механически унифицировать, но и крайности с многообразием учебников на пользу не идут. Нужно с уважением относиться к праву учителей на свободу методики обучения, но оно должно идти на пользу школьному образованию и не усложнять никому жизнь — ни школам, ни ученикам», — отметил премьер. Министр образования Андрей Фурсенко согласился: проблема есть. Сошлись участники в итоге на следующем компромиссе: в обозримом будущем для каждой дисциплины будут утверждаться два-три варианта учебников. И выбор должный сохранится и вылавливать перлы станет легче.

ЗАЧЕМ СТОЛЬКО?
На данный момент в федеральном комплекте существует около 1000 названий пособий, и это, во-первых, многовато само по себе, во-вторых, их качество весьма сомнительно. Вообще во всей нашей стране существует очень немного людей, способных написать хороший учебник по той или иной дисциплине, и, конечно, порядок здесь наводить нужно. Формально у нас именно учителя выбирают учебники, а при таком их изобилии сделать правильный выбор, конечно же, очень сложно. Фактически имеет распространение следующая схема: издательства ездят по регионам и пробивают всеми силами в школах закупку своих пособий.

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Но главная проблема в том, что у нас совершенно не решена проблема содержания образования, вот с чего нужно было бы начать разговор. Нам хорошо известна история со стандартами: в старшей школе мы их, как таковых, просто не имеем, а качество стандартов для основной и начальной школы нисколько не выше, чем для старшей. У нас вообще нет никаких представлений о содержании образования, необходимого для XXI века! Так что проблема качества учебных пособий в таком контексте, как ни крути, все же по своему существу вторична. Кроме того, учителя сегодня вообще никак не участвуют в оценке пособий с которыми им же в дальнейшем придется работать. И совершенное безобразие, что сама экспертиза проводится при этом в закрытом режиме. Никаких рецензий, никакого серьезного гласного обсуждения учебников просто нет.
И все же, как правильно отметил премьер — главная проблема — не в учебниках. Главная проблема — в качестве стандартов образования, а точнее в его содержании и в этом направлении государству еще многое предстоит сделать.
В. Васильев

Проголосовать за эту статью: