№ 78 от 07 мая 2012 На главную
Место срыва


У меня сложилось глубокое убеждение, что знаменитая фраза о двух российских бедах: дураках и дорогах, не совсем правильная. Я предпочитаю выражаться так: «В России плохие дороги — это бесплатное приложение к стране дураков».
Но начну не с этого. Буквально на днях в интернете встретил фамилию Бориса Константиновича Ратникова, генерала-майора ФСО, писателя и поэта и, к слову, проживающему в наших жуковско-раменских краях. Борис Константинович, проведший немало лет в Афганистане, занимавший пост первого заместителя начальника ФСО, пишет буквально следующее: «Следует помнить, что САМОУПРАВЛЕНИЕ — лучший способ развалить любое общество». И события последних недель в Жуковском убеждают меня в правоте слов генерала. «Такое» самоуправление, какое существует сегодня в России, действительно разрушает страну.


ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ?
Меня всегда «подмывает» спросить уважаемых жуковчан: «А зачем они приходят на митинги в защиту Цаговского леса?» Вспомните не столь давнее прошлое, когда область задыхалась в дыму? Особо никто и не волновался, а ведь тогда катастрофа была куда масштабней, и вред был очевиден.
Наверное, проблема в другом. И движет протестующими людьми совсем иные мотивы. Какие?
«Город, — как утверждал Платон, — это единство непохожих». Но в чем непохожесть горожан, о котором говорил философ? Вот в этом и кроется коренной вопрос сегодняшних событий в Жуковском. Кого считать горожанином, а кого не очень? И вообще, есть ли в городе единство горожан? И прошло ли городское сообщество тест на прочность?
Несмотря на громкие заявления руководящих товарищей разного уровня власти, нам совершенно неизвестно, какие планы вынашивает в отношении Жуковского президент и премьер-министр. Центр авиации — это хорошо, но спроси горожан, как они себе это представляют, ничего толкового на этот счет не услышишь. А слухов и домыслов — ох как много! Национальный Центр Авиации — это, прежде всего, бизнес. И немалый международный бизнес, которому местное сообщество глубоко по барабану, и он, бизнес, с этим сообществом никаких дел иметь не хочет. И с этой точки зрения нужно оценивать поведение местных властей.
КАКИМ БИЗНЕСОМ МОЖНО ЗАНЯТЬСЯ В ЖУКОВСКОМ?
На сегодняшний момент в городе проживает без малого 103 000 жителей. Если не принимать во внимание совершенно немыслимую цифру в 11 тысяч(!) человек, занятых в торговле недвижимостью, а именно так указано в областном статотчете, то в различных отраслях производства в городе занято едва 13 000 человек. Судите сами: в сфере обрабатывающей промышленности 3196 работников, в торговле — 2995, в образовании 2 996, в госуправлении — 1995, здравоохранении — 1940. Чем занимаются остальные граждане обоего пола в цветущем возрасте вопрос открытый, но сдается мне, что они не являются поборниками городской демократии. Поэтому основная масса активного населения довольно инертна. У них свои интересы, планы и предпочтения.
А ЗАЧЕМ КОЗЕ БАЯН?
И правда, зачем администрация городского округа Жуковский в здравом уме и трезвой памяти взяла на себя столь скандальную роль, и с криком: «Врагу не сдается наш гордый „Варяг“, бросилась отстаивать интересы совершенно чуждых им компаний и организаций?» Ответ вполне очевиден.
Все дело в иезуитской бюджетной и управленческой системе, выстроенной в стране, по которой местные власти, формально независимые от государственной власти, посажены на цепь разного рода дотаций и трансфертов. И все «гарантии» самостоятельности местного самоуправления в нынешней «вертикали» ничто, по сравнению с «командой сверху». В Швейцарии государство, даже прежде чем предоставить гражданство гражданину, спрашивает мнение местной коммуны (аналог нашего поселения), где проживает этот гражданин, а в России запросто, начхав на общественное мнение, принимают решения, которые могут нанести непоправимый урон интересам тысяч горожан, и при этом мнение местного сообщества практически не учитывается! Так и живем, согласно уставу конвойных команд: «Шаг вправо, шаг влево — считается побегом»!
Я охотно верю, что руководители городского округа Жуковский любят свой город, что они не враги не себе, не горожанам, что они отдают себе отчет в том, что прокладка этой, трижды будь она не ладна, дороги, погубит лес и остаток доверия к местной власти. Но, помните у Высоцкого песню про колею? То-то же! Они в этой колее и никуда им из нее не деться! И кто готов повторить подвиг Александра Матросова? Как сказал руководящий товарищ из Мосдорстроя представителям общественной организации, выступающей против строительства дороги: «Отмените решение Владимира Владимировича о строительстве подъездной дороги, и действуйте»!
И кто такой смелый? Желающие есть?
ЧТО ТАКОЕ ЛЕС?
Странный вопрос. Чего тут ломать голову? Лес — это деревья. Это экосистема. Но ведь оказывается лес должен иметь и юридический статус. Так вот, у Цаговского леса не оказалось должного юридического статуса, и он пошел под топор.
Но, положа руку на сердце, хочется еще раз напомнить о том, в какой политической и экономической модели государства мы существуем. Какое отношение это имеет к делу? Вы сами понимаете, что в Государстве Российском, образца 2000–2012, государственные интересы превыше всего и всех, и мы тьму тому примеров сыщем в современной истории России. Все эти разговоры о статусе, кадастрах, экспертизах и разрешениях всего лишь бумага. Главное — процедура и интерес, а остальное «подгонят».
Кто в 1982 году думал о кадастре и прочих прелестях современной рыночной экономики? Поэтому упрек к госпоже Знаменской, в том, что она будучи Председателем Совета, не озаботилась оформлением документов на Цаговский лес звучит несколько забавно. Она и вправду не могла знать, что в городе леса нет. То есть в натуре, а на бумаге — нет. Это должны были знать чиновники администрации, которые за это получали зарплату, кабинеты, секретарш и прочие преференции. Да и оформление городского леса, как ООПТ местного значения, вряд ли предотвратило бы его уничтожение. Когда на кону интересы таких лиц, бизнес-структур, дивиденды и откаты, юридический статус леса — дело десятое, если не двадцатое.
И МАЛЬЧИКИ КРОВАВЫЕ В ГЛАЗАХ
2 мая, когда прогрессивная общественность страны приходила в себя после первомайских шествий и готовилась к череде новых дней отдыха, на 10 этаже здания Администрации городского округа Жуковский прошло мероприятие, формат которого определить не представляется возможным. Как сказал один из чиновных людей: «Определяйте, как хотите. То ли брифинг, то ли совещание». С одной стороны стола сидели представители разного рода органов местной и государственной власти, начиная с начальника местной полиции, с другой защитники Цаговского леса. Собралась толпа журналистов, жаждущих донести до аудитории информацию о происходящих в городе событиях. Поэтому, строго говоря, случилась обыкновенная сходка, на которой столкнулись амбиции и интересы совершенно различных групп населения города, или точнее групп влияния. И вместо эффективной работы по поиску компромисса, начались разборки между представителями администрации и группой активистов. Официально было заявлено, что первый заместитель мэра ответит на вопросы активистов, а представители компании застройщика ознакомят присутствующих горожан с полным комплектом разрешительных документов, которые кстати, наконец-то появились в интернете. Однако, все вылилось в малоприятный обмен мнениями между собравшимися.
В итоге, человек ответственный за информационную политику, начал посылать активистов движения на три буквы-то есть в суд. Представьте, приходит журналист на пресс-конференцию, задает вопрос, а его, вместо ответа на вопрос, устами пресс-секретаря посылают в суд. Как долго бы данный товарищ продолжал работать в этой должности? Это к вопросу о компетентности и профессионализме.
Странную позицию заняли молодые люди, присутствующие в зале. Какая связь между Цаговским лесом и обличением людей чиновного звания? Какое отношение эти юноши, «со взором горящим», от слов которых за версту несет гапоновщиной, имеют к данной непростой проблеме? Я так полагаю, что в этом возрасте, пора уже научиться отличать мух от котлет. Или «прокукарекал», а там и не рассветай?
ЛЮБАЯ ВОЙНА КОНЧАЕТСЯ МИРОМ
Какой вывод можно сделать из всех событий, связанных с Цаговским лесом? Проблема здесь не в вырубленном лесе, проблемы заключаются в иной плоскости. Они начались с того момента, когда последние выборы мэра города закончились полной «конфузией», как говаривал Петр Великий. Уже тогда городская власть получила «черную метку» и вместо того, чтобы найти общий язык с гражданами города, пустилась во все тяжкие. Ведь проблемы города так или иначе отражаются на протестном настроении людей. И дело местных властей разрешать нарастающие конфликты. Для этого существуют общественные организации, своего рода «приводные ремни» между обществом и властью. Куда поехал руководитель городской администрации, когда в Жуковском стали накаляться страсти? Правильно, в Правительство, в Областную Думу, в Общественную палату. А почему до сих пор в городе не создан аналогичный механизм, регулятор общественного мнения? Неужели вызов ОМОНА и утрата имиджа городской власти стоит дешевле?
И, что еще немаловажно, все-таки, руководители города должны понимать, что работа с людьми не должна строиться по принципу: «Ты начальник, я дурак, я начальник — ты дурак». Ни к чему хорошему это не приведет. Причин тому немало, но одна из них заключается в составе Совета депутатов. Как ни крути, но сегодня роль учителей, врачей и прочих бюджетников в органах представительной власти малоэффективна. Для города, местного самоуправления важны независимые представители, те депутаты, которые умеют разговаривать с людьми, разрешать конфликты, управлять сложными экологическими и социальными процессами. Развивать муниципальные проекты, управлять городской средой. Помнится мне, что в городе существует проект, который предусматривает развитие туризма, связанного с историей российской авиации. Для этого есть все условия: под боком мегаполис в двадцать миллионов человек! И что? А может быть сосредоточить усилия на реализации этого проекта, в котором место найдется каждому с его амбициями, знаниями, стремлением жить достойно?
Не могу не отметить и незрелый уровень самоорганизации общественности города в этом вопросе, руководителей стихийных протестов. Один сбор подписей за проведение референдума чего стоит — юридическая безграмотность и полное ощущение того, что организаторы просто хотели «пошуметь», а не достигнуть результата — провести общегородской референдум по выражению недоверия местной власти. Митинги и дежурство в палатках, обличения руководителей города — это конечно, здорово. Но все же малоэффективно. Нужно садиться за стол переговоров и добиваться реального общественного контроля за местной властью. Нужно только желание действительно решать непростые проблемы замечательного города Жуковского.
В. Куданенко

«Цаговский лес» разделил горожан в их мнении, относительно этого проекта, на три основных лагеря: кто против дороги и вырубки, кто за дорогу, и кому этот вопрос безразличен. И пути выхода из сложившейся ситуации разные люди, и политики, и защитники леса, и чиновники, горожане, видят по-разному. Мы, не делая никаких выводов, просто решили напечатать несколько мнений, абсолютно разных людей.
Депутат МОД Андрей Вихарев: «Город на сегодняшний день задыхается, весь транзитный транспорт идет через него. Основная трасса идет через центр города, и государство, делая дорогу, разгружает Жуковский и делает очень хорошее дело».
Депутат МОД Игорь Чистюхин: «Что сделано, то сделано. Лес вырублен. Как и насколько законно это сделано — в этом должны разобраться следственные органы. По факту избиения экоактивистов сотрудниками ЧОП «Витязь» я уже направил депутатский запрос в ГУВД МО с требованием провести проверку этого охранного предприятия и дать правовую оценку действиям чоповцев. Что касается оставшегося леса. В этой ситуации необходимо добиться придания статуса ООПТ Цаговскому лесу, чтобы исключить дальнейшую вырубку деревьев под развитие придорожной инфраструктуры. Необходимо проконтролировать каждую копейку, выделенную в качестве компенсации из областного бюджета и Мосавтодором на озеленение города, и в этом я тоже вижу свою обязанность, как депутата Московской областной Думы».
Помощник мэра Евгений Солодилин: «…Администрация выполняет указ Президента о создании Национального центра авиастроения. В рамках этого указа и строится дорога… „Мосавтодор“ имеет все необходимые документы: постановление администрации городского округа на вырубку и разрешение на работы, выданное Главным управлением дорожного хозяйства области. Никаких альтернативных маршрутов на момент разработки проекта не было. Для этого надо было сдвинуть территорию ЛИИ, а он имел особый режим секретности, и снять его было нельзя. Кроме того, там расположено нефтехранилище и котельная ЛИИ, которая отапливает площадь, почти такую же, как весь город Жуковский».
Горожанин, попросивший не называть его: « Я сам много лет инженер-проектировщик, и мне не составило труда найти проект строительства дороги и части развязки на Туполева-Гарнаева и тоннеля под Громова.
Сейчас для меня очевидно, что кучка (не более) определенных личностей пытается сорвать нужный для города проект. При том, в основном эта кучка живет где-то там, а не тут — на рубеже пробок. Им плевать на десяток вырубок за последние годы в центре города, зато за десятую часть леса с краю готовы, смотрю, посидеть даже! Ну чушь же!
Вопрос что нужно сделать чтобы доказать властям и проч., что основная масса жителей города за дорогу?!
Я немного опасаюсь, что кучка глупой молодежи, ведомая популистами может создать неправильное мнение о мнении всех жителей города и как следствие… заморозку строительства».

Житель г. Раменское и палаточного городка Андрей Игнатов: «Самый верный способ бороться за главенство идеи строительства дороги — референдум. Другие пути борьбы за проект дороги малоэффективны, поскольку сторонники дороги в большинстве своём боятся публичности и очень переживают за свою четырёхколёсную собственность».
Жуковчанка Светлана: «…Я всё детство провела в маленьком городке (200 км от Москвы), которой окружен лесом со всех сторон — и березовые рощи, и дубы, и сосны вековые. Углубился в лес на полкилометра, можно грибы и ягоды собирать. В детстве в лесу проводила каждый день! И вот, в прошлом году, я вновь навестила этот городок, спустя 7–10 лет. За это время в городе не появилось ни одной новой дороги (да и старые, похоже, не ремонтировались — состояние дорог в разы хуже, чем у нас в Жуковском), ни открылось новых предприятий и производств. Молодежь активными темпами уезжает из города, т. к. там нет работы! Работать в городе можно лишь продавцом на рынке или в магазине с зарплатой ниже 10 тыс. руб. в месяц. Зато природа кругом! Вот только люди меняют место жительство, расположенное рядом с природой, на место жительства в „заасфальтированных“ городах, где есть профессиональные перспективы и возможности обеспечивать себя и семью.
После вырубки нашего леса в глубине души было ощущение сожаления, но необходимость дороги очевидна: это и полноценный выезд из города, и реконструкция дорожной развязки на Громова, и потенциальная возможность создания новых рабочих мест в ЛИИ.
…Но после начала всей этой клоунады с палатками в лесу, ни осталось ни грамма жалости к вырубленному лесу».

Андрей Николаиня, активист, координатор палаточного лагеря: «Жители города должны быть его настоящими хозяевами. Если кому-то что-то важное нужно сделать на территории Жуковского, то надо спросить об этом у жителей. Вся история с дорогой через лес — цепь из лжи и подлостей. Её пора прервать».
Главный редактор газеты «Жуковские вести» Наталья Знаменская: «Они говорят нам: „За нами Путин, это распоряжение Путина“. Они прикрываются тем, что исполняют государственный заказ. Но государственный заказ нельзя исполнять, не имея на руках документов! По сути дела повторение химкинской истории. Мы связывались с защитниками Химкинского леса, они сказали, что там тоже ни одного документа не было.
Они не показывают кадастровый паспорт на эту землю. Мы им говорим: покажите кадастровый паспорт, договор аренды земли, свидетельство на право владения этой землей — все это должно у них быть. Ничего не показывают. Я почти уверена, что в кадастровом паспорте записано гораздо меньше земли, чем они пытаются захватить.
Наша задача — не дать им снять плодородный слой почвы, потому что если они его снимут, то все, больше здесь уже ничего не будет. Здесь будет дорога, которая приведет город к транспортному коллапсу. Хорошо будет только тем, кто приезжает на авиасалон, потому что по ней только на авиасалон можно заехать. Выехать из города будет невозможно, весь город встанет.
И это не считая того, что вообще-то нам, конечно, очень ценен сам этот лес. Он реликтовый, здесь сосны от 90 до 180 лет, абсолютно здоровые, красивые сосны. Вчера приезжали из Общественной палаты Московской области, сказали: „Какой же шикарный у вас лес, как жаль его“. Даже чоповцы говорят: „Жалко лес, мы такого не видели нигде“. Наши серенькие белочки бегут из леса, пробираются через колючую проволоку — такое жалкое зрелище, такой садизм…»

Проголосовать за эту статью: