№ 81 от 15 июня 2012 На главную
Петр Первый прорубил «очко» в Европу?


Перед отставкой господин министр образования утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт. Похоже, российские власти приняли решение более не тратить свое время на обсуждение с обществом нового Федерального государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования, по которому будут учиться наши дети в 10–11 классах.


Новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов, не мудрствуя лукаво, просто направил в Минюст подписанный его одиозным предшественником Андреем Фурсенко вариант того самого стандарта, который был предложен в прошлом году прежним руководством ведомства и вызвавшего тогда буквально шквал критики со стороны научно-педагогической общественности и родителей. Даже Владимир Путин, будучи в то время премьером, сказал тогдашнему министру Андрею Фурсенко, что мнение общества надо бы учитывать.
Смысл государственного стандарта в том, что он определяет нижнюю границу государственных гарантий общего образования: школа должна дать ученику то-то и то то, финансирование этого минимума государство берет на себя. Нынешним документом государство заявляет, что нижней границы более нет. В документе, например, перечислены десятки требований, которым должна отвечать школа, но, ни про одно из них не сказано, что его выполнение финансируется государством. Там приведены общим счетом сотни требований, которым должен отвечать выпускник школы, но, ни одно из них не конкретно: «сформированность представлений» о том то, да «владение умениями» такими-то — и проверке не подлежит. А вот должен ли выпускник знать закон Ома или судьбу князя Андрея, неизвестно — так что если обучение этим пустякам и перестанет оплачиваться, государство не сочтет себя виноватым. Особенно печальной будет судьба, естественно, научных дисциплин. Ни одна из них: ни физика, ни химия, ни биология — не удостоились чести остаться в числе обязательных. Каждого ученика обяжут выбрать для изучения один предмет из этой сферы, но в числе вариантов появятся полуразговорные («Естествознание — базовый уровень») и совсем разговорные («Экология — базовый уровень») дисциплины. Они требуют меньше труда от неразумных школьников и меньше затрат от бережливых директоров и государства — нетрудно предсказать им скорую и оглушительную победу над физикой и химией.
Напомним, первый вариант ФГОС для старших классов предусматривал обязательное изучение лишь четырех предметов: это «Россия в мире», «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), физкультура и некий «индивидуальный проект». Освоение всех остальных дисциплин, включая базовые, как история, русский язык и литература, математика и физика, химия и биология, становилось, по сути, факультативом. Хочет молодой человек освоить химию (русский язык, историю, литературу, математику, физику и пр.) — пусть она становится темой его «индивидуального проекта». А не хочет — никто не неволит. Главное — знать, что такое «Россия в мире» (что это за предмет, затруднится ответить, наверное, любой ученый), как спасти свою жизнь (ОБЖ) и быть спортсменом. Ну и создать для развития «творческих способностей» некий «индивидуальный проект» по выбранному предмету. «Химик» в этом случае может вовсе не изучать русский язык, литературу и историю. По логике известного персонажа Фонвизина: «Зачем географию учить, коли на свете извозчики есть?». Впрочем, и Фонвизина теперь знать не обязательно: достаточно, например, быть спецом лишь в одной химии.
В 2012 году число 100-балльников по информатике, к примеру, подскочило в 10 раз. Для наставников всех уровней наступило время подводить итоги ЕГЭ и делать выводы. Первые итоги уже есть, но выводы, на которые они наталкивают, не слишком утешительны. Избежать многочисленных нарушений не помогли широко разрекламированные меры безопасности, а уровень знаний истории по сравнению с прошлым годом снизился.
— Все нарушения на ЕГЭ никуда не делись, — заверил вице-президент Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — Как и раньше, ребята выкладывают в интернет экзаменационные материалы. Пользуются на экзаменах мобильными телефонами. Учитывают прошлогодний опыт лишь организаторы незаконных действий. К примеру, в этом году они работают в интернете уже не открыто, как прежде, а в закрытых группах. Но с тем же размахом.
В частности, в Рособрнадзоре, «во время проведения экзамена были выявлены факты появления в интернете изображений и фрагментов КИМ по русскому языку. После соответствующей обработки информации установлено более 20 оригинальных источников публикаций из разных регионов, которые затем были растиражированы в сети интернет.
Другую особенность выявили первые результаты экзаменов. Минимальное количество баллов ЕГЭ, свидетельствующее об освоении школьного курса в 2012 году, почти не изменилось. Однако одним из немногочисленных исключений стало повышение «порога двойки» с 30 до 32 баллов по истории. И то ли это, то ли падение общей культуры и интереса к истории, в частности, сказалось на результатах. В этом году не преодолели минимального порога 12,9% сдававших историю. А в прошлом — 9,8%. Еще один сюрприз — десятикратный рост числа стобалльников по информатике: с прошлогодних 31 до нынешних 315 участников экзамена.
Наконец третьей важной особенностью кампании, «стало принятое решение объявить минимальный порог по русскому языку и математике заранее. А вкупе с разрешением общественным наблюдателям сопровождать выпускника в апелляционную комиссию оно значительно сузило зону беспокойства абитуриентов и их родителей. До сих пор ребенок шел на апелляцию один и оказывался там против нескольких взрослых. Это было явное неравенство сил».
Все это замечательно и как говорится «внушает». Но вот что делать с испорченными головами наших молодых современников не знает никто. По-видимому, предстоит провести новый ликбез — только уже не для безграмотных, а для как бы получивших не только среднее, но даже высшее образование, и допускающих подобные ляпы. Привожу «шедевры» из ответов на последний ЕГЭ по истории, которые гуляют в интернете:
«При Иване Грозном впервые на Руси начались митинги протеста»; (вот ведь, когда демократия на Руси завелась!);
«Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, обидевшись, когда узнал, что бояре стучат на царя»;
«При Иване происходило искоренение инакомыслия путем коррупции» (как оно вам?);
«Иван Грозный — первый царь в истории, которому надоел его народ» (царя понять можно);
«Иван Грозный убил многих влиятельных бизнесменов, мешавших ему управлять государством» (Тс — с — с!);
«При Екатерине II людей не пытали бутылками из-под шампанского» (ШЕДЕВР! Запишите в памятку.);
«Восстание (декабристов) началось из-за того, что Константин отрекся от престола, так как был монахом и моногамен»;
«Самая известная из жен декабристов — Анна Ахматова. Она оставила воспоминания в стихах о поездке в Сибирь на каторгу, в гости к мужу»;
«До коллективизации голодали по одиночке, после коллективизации голодали все вместе»;
«В 40 году по поручению Хрущева был убит Троцкий ледоколом в Мексике»;
«Советская власть могла заставить Запад дать нашим ученым и писателям Нобелевские премии»;
«В СССР те, кто не отправлялся в тяжелые лагеря ГУЛАГа, отправлялись в менее тяжелые пионерские лагеря»;
«Врагов советской власти называли дивидентами. Дивидентское движение росло и ширилось»;
«Ельцин это первый политический деспот демократической России» (устами младенца);
«Ельцин отменил 6 статью советской Конституции, запрещавшую иметь больше одной политической партии на приусадебном участке»;
«Берегите суверенитета, сколько хотите — вот был его жизненный девиз»;
«Шмон», «борзой», «стукач» — этих слов нельзя было найти в орфографических словарях. Солженицын принес их в наш язык»;

«Солженицын это автор романов «Архипелаг ГУЛАГ» и «Поднятая целина». Оба его романа отражают дух времени лучше, чем его рассказы»;
«Неграмотность ликвидировалась большевиками для того, чтобы просто стадо стало умным стадом»
(тоже ничего);
«Политика всеобщей грамотности преследовала цель наполнить бюджет. Грамотные люди покупали книги и газеты, и это наполняло бюджет СССР не меньше, чем покупка водки»;

Ну, и наконец, рыдайте: «Грамотной женщине легче выйти замуж, легче родить ребенка. Грамотность способствовала решению демографических задач»;
«После раскулачивания крестьян в СССР практически не осталось грамотных людей. Стало понятно, что надо начинать ликбезы»;
«Большевики ликвидировали неграмотность для облегчения цензуры. Ведь как можно цензурировать неграмотность? Никак»;
«Петр I прорубил очко в Европу»
(Знал бы Петр!);
«Большой след оставил Александр Суворов в руководстве красноармейской армией в войне с французами под Бородино». (Райкин отдыхает и нервно курит в сторонке);

И анекдот в тему. Приходит учительница в класс и говорит: «Дети, кто будет учить историю на „4“ и «5» — попадет в рай, а те, кто на «2» и «3» отправится в ад». Вовочка спрашивает: «Марьяиванна, а можно закончить школу и остаться в живых»?
Ну, что, дошло, что такое «ЕГЭ»?!

В.Васильев

Проголосовать за эту статью: