№ 81 от 15 июня 2012 На главную
Спасти рядового спортсмена

6 июля 2012 года в городе Раменское состоялось расширенное заседание Комитета по делам молодежи, спорта и туризма Московской областной Думы. Повестка дня была посвящена весьма важной теме: «Проблемы и перспективы реализации Федерального закона от 8-го мая 2010 года № 83 „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений“. Участниками совещания стали: депутаты Московской областной Думы, главы муниципальных образований, представители исполнительных органов государственной власти Московской области, представители муниципальных образований и государственных и муниципальных учреждений в области образования, детского и юношеского спорта Московской области.
Как известно, Государственная Дума РФ 8 мая 2010 года приняла закон под № 83 — ФЗ с малопонятным для большинства граждан названием „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений“. Но время показало, что этот закон, так или иначе, коснется практически каждого из нас. Закон вносит кардинальные изменения в систему образования, детского и юношеского, массового спорта, социальной защиты, средств массовой информации и так далее. Суть закона — государство максимально уходит из этих отраслей и предлагает самим этим организациям научиться зарабатывать деньги, улучшать качество предоставляемых услуг, развивать в них социальный бизнес. Однако этот закон вызвал неоднозначное отношение со стороны общества.

ТРЕВОЖНЫЙ ЗВОНОК
— 1-го июля 2012 года, заканчивается переходный период, определенный данным законом, — сказал, открывая заседание, Игорь Чистюхин, депутат Московской областной Думы, Председатель Комитета по делам молодежи, спорту и туризму. -Общее количество таких учреждений достаточно велико и основная их часть находится в муниципальных образованиях и именно здесь возникают основные проблемы. Меня, как и большинство депутатов областного Парламента, встревожил тот факт, что в плане социально-экономического развития Московской области предусмотрен рост платных услуг учреждениями спорта и образования до 2025 года в 600%! С таким подходом мы лишим юношей и девушек возможности заниматься спортом, а значит, и навсегда потеряем массовый спорт, поэтому с таким подходом к образованию, массовому спорту мы не согласны».
Также с кратким приветствием и докладом к участникам выездного заседания обратился заместитель главы Раменского муниципального района Олег Михайлович Борисов.
ДЛЯ ЧЕГО ПРИНЯТ ЗАКОН?
Сделаем просто — дадим слово разработчикам. В пояснительной записке к проекту этого закона сказано: «Проект федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений“ направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление, путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создание условий и стимулов для федеральных органов исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети».
Что это означает, если сказать все это по-русски? Главная мысль: «снижение расходов бюджета» на предоставление услуг в сферах образования, массового, детского спорта, социальной сфере и т. д. Бросается в глаза — стремление государства сохранить или «снизить темпы роста расходов» на предоставление услуг!
И, если отбросить лукавство, то очевидно, что законопроект направлен на реформирование сети бюджетных учреждений путем повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при одновременном сокращении расходов бюджетов на функционирование таких учреждений. Предлагаемые меры потребуют реформирования 328 тысяч бюджетных учреждений, в том числе 25 тысяч федеральных и 303 тысячи региональных и муниципальных бюджетных учреждений. В Подмосковье это затронуло 4500 школ, 230 государственных учреждения, 21 учреждение физической культуры, 280 учреждений культуры.
Итак — главная задача — сэкономить бюджетные деньги. И чтобы при этой экономии эффективность работы бюджетных учреждений еще более возросла. Как это возможно?! Только за наш с вами счет…
Понятно, что это не прибыльный и затратный сектор экономики. Остается еще один путь — снижение издержек. Отсюда «создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений». Так сказать, идея сэкономить на образовании и медицине претворяется в жизнь. Если буквально следовать логике реформаторов, то нужно проводить операцию без наркоза, ведь она дешевле. А в школах лучше избавиться от библиотек и всяких инноваций, типа интерактивных досок — это ведь дополнительные издержки! А как же заставить бюджетные учреждения снижать издержки? Давать им денег в обрез и пусть они сами крутятся. Такова идеология этого закона.
А если им будет не хватать денег, то в ход идет «привлечение внебюджетных источников финансового обеспечения», то есть коммерческая деятельность. Здесь-то и возникает тема платного образования и здравоохранения и массового спорта.
И последнее — «создание стимулов для органов власти в части оптимизации сети учреждений». Если не лукавить — это означает стимулирование органов власти к закрытию и укрупнению учреждений, опять же ради экономии бюджетных средств.
Итак, не для блага социальной сферы проводится бюджетная реформа, а ради того, чтобы сэкономить на расходах на бюджетные учреждения. Побудить их содержать себя самим, за счет потребителей. А кто этого не сможет — тех сократить. Логично.
КАК ЖИТЬ БУДЕМ?
Именно этой озабоченностью было продиктовано желание областных депутатов, Комитета по делам молодежи, спорту и туризму МОД посвятить выездное расширенное заседание этой непростой теме.
— 1 июля заканчивается переходный период, определенный законом, — отметила в своем докладе «Особенности финансового обеспечения учреждений в новом правовом статусе Анна Александровна Федорченко, заместитель начальника управления бюджетной политики в социальной сфере, государственного и социального управления Министерства финансов Московской области. Происходит изменение бюджетной политики, при этом основная масса учреждений социального блока остаются бюджетными организациями. Таким образом, бюджетные организации получают государственный заказ. Для его выполнения и будет определяться ежемесячная субсидия. Государственный заказ определяет конечные результаты деятельности учреждения, главным критерием которого станут повышения качества предоставляемой услуги. Никаких сокращений бюджетного финансирования не предусматривается», — заверила выступающая.
Казалось бы, в названии «83-го» обозначена совсем узкая тема — совершенствование правового положения учреждений, находящихся в государственном и муниципальном ведении. Однако на деле этот закон предполагает грандиозную бюджетную реформу. Цели её: повысить эффективность бюджетных расходов на обеспечение потребностей граждан в государственных и муниципальных услугах, увеличить их доступность и качество. Но если вдуматься, каких сфер коснётся это «совершенствование», — мало не покажется. Сюда попадают практически все сферы, связанные с социальной политикой государства: образование, здравоохранение, культура, социальная защита, физическая культура, спорт и т. д.
Если кто-то ещё не читал этот закон, не советую этого делать: он не для слабонервных. В нём кроется столько противоречий, а вместе с ними и вопросов, что «разгребать» всё это нам придётся ещё довольно долго. А главное — он содержит риски, особенно для сферы образования и спорта. В нем обозначились многие из «рифов», с которыми могут столкнуться территории, выполняя требования закона. Например, расчёт стоимости государственного заказа на образовательные услуги. Если он будет производиться по нормативу затрат на одного школьника, то учебные заведения с небольшим количеством учащихся обречены на нищенское существование только потому, что на их территории, попросту, нет детского населения. А залатать брешь в финансировании расходов за счёт платных услуг едва ли получится: контингент не тот, чтобы платить деньги за то, что всегда было бесплатным. Как быть? Есть и другой вопрос: «Как соревноваться муниципальным учреждениям в получении государственного заказа, если участие в конкурсе обусловлено целым рядом требований, которые многие учреждения выполнить не в состоянии, в отличии от частных спортивный организаций»?
К примеру, общеобразовательной школе, возможно, будет отказано в праве обучать старшеклассников, если там отсутствуют: бассейны, тиры, автогородки, лингафонные кабинеты, медиатека, лекционные аудитории, классические и современные музыкальные инструменты, возможности для создания мультфильмов, школьная типография и телевидение. Даже в Москве сейчас большинство школ не обладают такой материальной базой. Но не все так просто. Уже в этом сентябре вступают в силу новые санитарные нормы для школ, где досконально прописано и покрытие футбольного поля, и дренаж к беговым дорожкам, и унитазные нормативы (1 унитаз на каждые 20 девочек и 1 на 30 мальчиков), и пропорции столов. Так что, либо школам придется изыскивать огромные средства на ремонт и закупку мебели, тех же парт, регулируемых по росту ученика, либо школу закроют и сольют с соседней, более платежеспособной. А так как увеличивать финансирование среднего образования никто не собирается, деньги на спасение будут браться из кармана родителей — благо, закон дает большой простор для этой деятельности.
Благие намерения или дорога в никуда?
— Детский и юношеский спорт будут финансироваться в том же размере, что и раньше, — заверила собравшихся Людмила Викторовна Ромашова, заместитель министра физической культуры, спорта, туризма и работы с молодежью Московской области — все расходы будут включены в госзаказ. Проблемы спортивных учреждений Подмосковья заключаются в том, что из 34 государственных учреждений, только 5 имеют свою спортивную базу.
— Не секрет, что в последние годы наблюдалось снижение уровня школьного образования, — отметила в своем выступлении начальник управления финансирования образования Министерства образования Московской области Эльмира Асхатовна Ялалетдинова. Из 83-х субъектов Российской Федерации — 71 перешли на новую систему финансирования. Свобода деятельности ограничивается ответственностью за результаты работы. Переход на новые формы финансирования должен быть осмысленным. Выделение ежемесячных субсидий не означает, что размер субсидии не может быть изменен. Такая возможность есть. Так или иначе, учреждению нужно иметь базовый перечень услуг и норматив каждой услуги. В то же время закон исключает субсидиарную ответственность государства по долгам учреждения. Принцип прост — наделал долгов — отвечай сам. Закон предусматривает и возможность возвращения учреждений, деятельность которых невозможна в статусе автономных, в статус бюджетных.
В ходе совещания со своими замечаниями и предложениями выступили Глава городского округа Бронницы Геннадий Николаевич Пестов, Анна Владимировна Фролова директор Ногинской школы спортивного резерва и другие участники совещания.
Затем участники совещания посетили спортивные объекты, расположенные на территории города Раменское.


ПОДВОДЯ ИТОГИ
— Совещание вскрыло проблемы перехода учреждений социальной сферы, в том числе и спортивных, которые могут негативно сказаться на их работе, — сказал Игорь Васильевич Чистюхин, председатель Комитета по делам молодежи, спорта и туризма Московской областной Думы, подводя итоги заседания.
— Депутаты МОД максимально примут все меры для того, что не ухудшить условия для занятия спортом подрастающего поколения, чтобы сохранить все лучшее, что было накоплено в деле развития массового спорта в предыдущие годы. Мы должны сохранить и кадры, которые заняты ответственным и важным делом — воспитывают молодежь, наше будущее. Убедились на примере замечательного города Раменского, который я представляю в Областной Думе, что при правильном подходе к делу развития спорта, можно не только сохранить спортивные объекты, но и развивать их, в соответствии с современными требованиями. Я уверен, мы не только сумеем сохранить спортивные объекты, но и будем двигаться вперед, к новым спортивным достижениям. Надеюсь, что общественность Подмосковья поддержит нас, и вместе мы решим возникшие проблемы. И предлагаю, через год, вновь вернуться к этой непростой проблеме, чтобы проконтролировать ход реализации данного закона, чтобы переход на новые законодательные «рельсы» сделать максимально безболезненным для учреждений, учеников, их родителей и всех потребителей этих услуг».

В.Куданенко

Проголосовать за эту статью: