№ 82 от 01 июля 2012 На главную
Особенности национального дорогостроя


1 июля, в День защиты лесов, когда гастарбайтеры и примкнувшие к ним жители Подмосковья, которые были в явном меньшинстве, занимались очисткой остатков нераспроданных лесов, в селе Сафоново, состоялся сход граждан. Особенностью схода было полное отсутствие полиции и автозаков, а так же главы округа Александра Ивановича Казакова, который скрылся в лесу и, как мы полагаем, отчаянно боролся со всякими бутылками, пакетами и прочей дрянью — порождением современной цивилизации. Все бы ничего, баба, как говорится, с возу, кобыле легче. Но все же, проблемы, о которых заговорили местные жители, впечатляют. И одна из них — дороги, точнее полное их отсутствие.


Честное слово, я не пониманию, как такое могло случиться. Возраст мусорной свалки, ее даже полигоном назвать язык не поворачивается, соответствует времени прихода к власти отдельно взятых товарищей. За это время, при благотворном влиянии ароматов, исходящих от накопленных отходов, как утверждают местные женщины: «Все мужики у них вымерли». И что характерно, депутат Райсовета Виктор Пронин признал этот печальный факт. Но я не о том. Если народ четверть века травят и конца этому не видно, то хотя бы водопровод, дороги и улицы можно было привести в порядок за счет этого самого полигона? Или нельзя? Вопрос конечно, риторический. Но найти в Сафоново хотя бы одну дорогу или улицу, которую можно было бы сравнить с немецким автобаном, не представляется возможным. Налоги на дороги у нас есть, а вот дорог нет. В отчете их 700 километров дорог, принадлежащих районному муниципалитету. Стыдливо указано, что 1 процент дорог признаны соответствующими стандартам. Как выразился один из участников схода, в ответ на уверение господина депутата, что нужно этот вопрос включить в план финансирования: «Планы есть, а где деньги?» Однако в России, наличие денег еще не гарантирует качество российского дорогостроя. Пример тому, трасса длиной в 35 километров и ценой 29 миллиардов рублей. Трассу строили для проезда президента во время предстоящего саммита. Но Всевышний рассудил по-своему, и наслал на дорогу проливной дождь, который смыл и трассу и вдобавок засыпал расположенные ниже частные гаражи. Чтобы читатель понял, то могу сказать, что эта сумма равноценна 6 (!!!) годовым бюджетам Раменского района. Сколько стоит один километр дороги, можете сосчитать сами.
А при предполагаемом финансировании в 2–3 миллиона рублей в год жители Сафонова будут ждать еще сто лет, когда по их улицам можно будет безопасно ходить и ездить.
Поэтому, не только в области футбола мы позади планеты всей!
Вообще, качество российской автодорожной инфраструктуры является одним из самых плохих в мире. При этом дороги с каждым годом только ухудшаются. Состояние автодорожной инфраструктуры России, страны с уровнем доходов выше среднего, оценивается экспертами на самом низком уровне: по качеству дорог Россия находится на 111 месте в мировом рейтинге — почти в самом конце. Ниже России расположились только Киргизия, Болгария, Украина, Польша и Румыния. Отечественные дороги уступают по качеству казахстанским и азербайджанским, а от лидеров рейтинга — Франции, Германии и Финляндии — Россия отстает практически в три раза. Согласно данным «Автодора», в России 28,5 тысяч км трасс не соответствуют минимальным требованиям плавности дорожного покрытия, 35,1 тысяч км не соответствуют минимальным требованиям по количеству дефектов.
Примечательно, что качество дорог, несмотря на очевидность проблемы, только ухудшается. Вопрос заключается в недостаточном инвестировании в содержание и ремонт автодорожной инфраструктуры, считают исследователи. «Необходимо больше тратить на содержание дорог, потому что это самый эффективный способ поддержания качества инфраструктуры, — заявляют эксперты. — Однако тратить эти средства надо разумно, потому что в России много денег расходуется неэффективно». Сколько денег нужно вкладывать в дорожное полотно, в документе не уточняется. По данным комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству в бюджете на строительство дорог в 2010 году заложено 274 млрд рублей. При этом от 10 до 50% в этой сумме уходит на откаты. Неплохой приработок отдельно взятым товарищам.
КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ?
С коррупцией бороться эксперты банка предлагают с помощью налаживания эффективной политики в системе госзакупок. «Надо совершенствовать процедуру закупок, чтобы было соревнование. Если мы посмотрим на все контракты, то там один-два участника в конкурсе, а сама структура контрактов кратковременная», — считают они. «Выглядит картина очень неблагоприятной. Ситуация такая, что из-за отсутствия средств списывают дороги — и идет не рост протяженности, а падение». За этот год в России запланировано отремонтировать 11 тысяч км дорог, в восемь раз меньше, чем необходимо. Если же сроки ремонта затягиваются, то восстановление дорог из-за необратимых разрушений дорожает в несколько раз. В Европе на ремонт и содержание ежегодно выделяется от 8 тысяч евро на километр дороги до 16 тысяч, а в России меньше двух тысяч. При этом строительство дорог в России в несколько раз дороже, чем в других странах. Согласно данным Минтранса, километр дороги в нашей стране стоит от $1,8 млн до $700 млн (расчетная цена строительства Четвертого кольца в Москве), в США — от $1 млн до $267 млн. Глава Счетной палаты Сергей Степашин в июне этого года признался, что дороги в России стоят в 7 раз дороже, чем в Китае, в том числе по причине крупных откатов.
ЧТО НАС ЖДЕТ?
К 2015 году 48% российских дорог не будут соответствовать нормам. В России только 0,8% от ВВП идет на финансирование дороги, в то время как в развитых странах 2%. Между тем российские власти недооценивают необходимость создания современной качественной автодорожной инфраструктуры. В кризис все страны увеличили объем финансирования дорог — это одна из антикризисных мер и средство для увеличения внутреннего спроса. Россия — единственная страна, которая финансирование, наоборот, сократила.
На тему дураков, дорог и очковтирательства есть такой анекдот:
«Медведев весело ехал со скоростью 120 км/ч, восхищаясь состоянием российских дорог, а впереди со скоростью 200 км/ч неслись асфальтоукладчик и бригада дорожников.»
Впрочем, увы, это смех сквозь слезы.

В.Васильев

Проголосовать за эту статью: