№ 83 от 15 июля 2012 | На главную |
На площади летчика Громова, что в авиаграде Жуковский, среди суетной толпы пассажиров можно различить пожилых людей, седовласых, с характерным ироническим взглядом, свойственным людям, много повидавшим и немало пережившим в бурном потоке жизни.
Это те, кого без всяких преувеличений можно назвать королями неба, сотрудникиЛетно-испытательного института, ЦАГИ, основной задачей которых было и есть ставить на крыло самолеты советской, а теперь Российской авиации.
Сегодня от былой славы города авистроителей и летчиков героев мало что осталось, за исключением памятных досок и бюста Чкалова. И потому сегодня встает вопрос о перспективах развития авиаграда Жуковский, некогда всемирного научного центра, известного всему миру.
Моими собеседниками на этот раз стали люди, которые отдали полвека гражданской авиации, работают в крупнейших технических авиационных центрах, таких как ЛИИ имени Громова, Машиностроительном заводе имени Мясищева, имеющие допуски секретности и по этой причине попросившие не печатать их фамилии. Их мнению можно доверять, именно они стали свидетелями того, как строился и развивался города Жуковский, как рос его научно технический потенциал, росла его мировая слава.
— Конечно, — говорит Николай Иванович, без малого 50 лет отработавший в ЛИИ, — город Жуковский создавался как особый
— Я родился и закончил школу в Раменском, — дополняет высказывание Николая Ивановича его товарищ, — и должен сказать, что по своей сути, города Жуковский и Раменское отличаются друг от друга, как небо и земля. В этом нет ничего обидного: Жуковский — это мозг авиациии, а Раменское — это ее рабочие руки. К сожалению, сегодня эти города потеряли свой статус, все больше превращаются в некое подобие отдаленных спальных районов Москвы. Недавно на аэродроме Раменское
Как известно, крупные международные авиационные выставки проходят раз в два года: в нечетные годы новейшая авиатехника демонстрируется во французском Ле Бурже, а в четные — в британском Фарнборо. Главным итогом авиасалона в Фарнборо эксперты отмечают то обстоятельство, что рост продаж новых лайнеров был во многом обусловлен стремлением американских компаний поддержать своих производителей в трудную минуту. В этом году американцы сумели продать почти 400 самолетов против 115 у европейцев. Общие продажи превысили $50 млрд.
Для российской гражданской авиации британский авиасалон «Фарнборо» стал провальным, в очередной раз засвидетельствовав глубокий кризис в отрасли, из которого не удается выбраться уже почти 20 лет. От приобретения второго
В ГЛУБОКОМ ПИКЕ
— Вы вдумайтесь, что происходит с нашей авиацией, — замечает Николай Иванович. Ведь совсем недавно наше правительство рисовало перед нами радужные перспективы. «К 2025 году Россия завоюет более четверти мирового авиарынка!» Это оптимистичное заявление руководства Объединенной авиационной компании, было сделано год назад. И что? Нам обещали грядущее «активное продвижение на рынок готовых к серийному производству самолетов
— Я имею немалый производственный опыт, — продолжает мысль собеседника Алексей Леонидович, — и когда читаю о тех планах, которые обнародывают руководители отрасли, у меня зарождается сомнение в их реальности. К примеру, глава ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Михаил Погосян рассказал о планах развития отрасли на период с 2012 г. по 2014 г. предполагается произвести 485 самолетов, в текущем году в планах ОАК произвести и поставить заказчикам более 20 самолетов Sukhoi SuperJet 100, шесть новых СУ — 35. В планах компании — нарастить портфель заказов транспортных самолетов до 100 машин, а в настоящее время общий портфель заказов ОАК в гражданской авиации составляет около 300 самолетов, в военной — 278.
— Город разрушается на глазах, — тяжело вздыхает Николай Иванович, — превращается в обыкновенный провинциальный городок, каких тысячи. Нужна иная философия города, иная качественная система управления, нужно перспективное планирование инфраструктуры, нужен стиль управления и новый уровень руководства. То, как сегодня управляется город — это путь в никуда.
Похоже, что и судьба авиации сегодня по большому счету никого не волнует, иначе бы не уничтожили Академию имени Жуковского. А ведь это уникальный научный коллектив с
— По моему мнению, до тех пор, пока российские производители не смогут продемонстрировать «футбольные поля» цехов, заполненные собираемыми самолетами, вряд ли появятся серьезные покупатели. Ведь им важно, чтобы самолеты были поставлены в нужное время, в нужном количестве, чтобы они были обеспечены сервисом и запасными частями. Эксплуатация единичных экземпляров является абсолютно невыгодной. Выставки являются лишь глянцевой вершиной айсберга авиарынка — основная работа по подготовке контрактов скрыта от глаз. Заверяю, что к
— Я хочу сказать, — говорит Алексей Леонидович, — что рассматриваю город Жуковский как город Сталинград,
Образно говоря, авиаград Жуковский должен стать Сталинградом отечественной авиации, с тем, чтобы отстоять российскую авиацию, не допустить ее гибели и двигаться дальше.
Отстоим авиаград Жуковский — спасем авиацию!
ПОСТСКРИПТУМ
Мы расстались.
Я ехал по улицам вечернего
Пусть на всю страну прозвучит призыв, обращенный к ее гражданам: «Авиаград Жуковский — Сталинград авиации»!
В.Куданенко